Alef — без крыльев и винтов Чем хорош летающий автомобиль, который уже поступил в продажу
«Федеральное управление гражданской авиации сертифицировало для тестирования транспортное средство, которое калифорнийский стартап описывает как летающий автомобиль — способный как летать, так и передвигаться по дорогам и получивший одобрение правительства США. Компания Alef Automotive заявила, что ее автомобиль-самолет, получивший название “Модель А”, является первым летательным аппаратом, который может передвигаться по дорогам общего пользования и парковаться как обычный автомобиль» — это текст сообщения CNN от 6 июля 2023 года.
Однако Alef model A не первый летающий автомобиль, и не первым получил сертификат летной годности.
Техосмотр для летающего автомобиля
Юридически летная годность – мера способности воздушного судна к безопасному полету, которая подтверждается сертификатом, выдаваемым уполномоченным органом исполнительной власти государства, в котором это воздушное судно зарегистрировано.
Разумеется, выдача сертификата – это еще не разрешение на полеты в городах над жилыми кварталами и людными улицами. Пока не разработаны правила воздушного уличного движения, летающий автомобиль alef над городскими улицами не появится. Показанные на смоделированных рекламных видео потоки летающих автомобилей вызывают уже больше вопросов, чем восхищения смелостью фантазии: какой, например, будет рядность – вертикальной или горизонтальной, каковы будут особенности взлета и посадки, как ограничить в пространстве поток машин, будет ли доступен обгон и перестроение, отклонение от общей трассы, не будет ли слишком много шума и вообще, не упадет ли это все прохожим на голову.
Воздушный кодекс Российской Федерации в статье 35 определяет летную годность, как «состояние гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, при котором они соответствуют типовой конструкции и способны обеспечивать их безопасную эксплуатацию». Летающий автомобиль должен будет пройти общую сертификацию, а кроме того, по российским законам каждый должен будет получить сертификат на свой отдельный экземпляр – что-то вроде техосмотра.
В России по закону предоставляется государственная услуга «Оформление сертификата летной годности гражданского воздушного судна», ее оказывает Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). За услугой можно обратиться через сайт госуслуг, стоимость госпошлины составит 650 рублей. Так ли это будет просто, гадать не будем, тем более, что осталось еще кое-что: купить летающий автомобиль. И дело даже не в цене – есть и вполне «земные» машины подороже Alеf’а. Летающий автомобиль уже приходится… выбирать.
Рынок на взлете
В том же сообщении CNN от 6 июля 2023 далее говорится: «Многочисленные компании работают над полностью электрическими СВВП, что расшифровывается как самолеты вертикального взлета и посадки. FAA заявило, что Alef является “не первым самолетом такого рода”, получившим специальный сертификат летной годности».
1 февраля 2023 года объявлено о том, что летающий автомобиль XPeng Aero HT X2 первым среди подобных транспортных средств в Китае получил разрешение на полеты с присутствием пилота, в беспилотном режиме он уже налетал более 3000 часов.
В середине февраля 2023 г. китайская компания Terrafugia со штаб-квартирой в США получила от FAA сертификат летной годности на летающее авто Terrafugia Transition.
27 января 2022 года сертификат летной годности получил летающий автомобиль AirCar с двигателем BMW, разработанный в Словакии компанией Klein Vision и уже осуществивший 200 взлетов/посадок и налетавший 70 часов.
4 ноября 2021 года концепция электрического летающего автомобиля SkyDrive eVTOL, представленная моделью SD-03, получила сертификат безопасности от Министерства земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии, подтверждающий, что «конструкция, прочность и характеристики соответствуют необходимым требованиям безопасности и охраны окружающей среды».
И сразу следом за Alef Aeronautics калифорнийский стартап Aska получил у FAA сертификат летной годности на свой летающий автомобиль A5.
Почти все машины из этого списка уже заявлены к скорой продаже, разработчики уже принимают деньги на первые серийные экземпляры. Так что мы не присутствуем при испытаниях, мы видим перед собой формирующийся и набирающий обороты – если хотите, набирающий высоту рынок летающих автомобилей! И монополии там нет, предложение опережает спрос, ассортимент уже далеко не узок. Летающий автомобиль alef flying car уже один из многих.
Как инвестируют в будущее
Если говорить именно о компании Alef Aeronautics, то при цене «модели A» $299 999, по сведениям от самой фирмы уже получено заказов на $250 млн – а стало быть куплено «на корню» уже 834 машины. Компании пришлось даже ввести у себя на сайте дополнительный сервис – чтобы попасть в список ожидания, нужно заплатить еще $150, а за первые места в списке $1500, и возможно, цена эта еще поднимется. Что ажиотаж вокруг первых экземпляров будет огромный, никто и не сомневался. Спрос на летающий автомобиль alef aeronautics оправдал ожидания.
Разработка alef aeronautics model a стала возможна благодаря поддержке известного венчурного инвестора Тима Дрейпера (Tim Draper), который на самом раннем этапе проинвестировал Tesla и SpaceX. Фонд Draper Associates Fund V вложил в Alef Flying Car 3 млн долларов.
Компанию Alef учредили в 2015 году ее нынешний генеральный директор Джим Духовны вместе с Константином Кислым, Павлом Маркиным и Олегом Петровым в Пало-Альто, штат Калифорния. С 2019 года компания проводит тест-драйвы и пилотирование прототипа автомобиля.
Почему Alef – сенсация?
Электрический самолет вертикального взлета и посадки (eVTOL) - это разновидность самолета СВВП (вертикального взлета и посадки). Таких создается несколько, но именно Alef сохраняет привычные очертания автомобиля, сочетая их со способностью переформатироваться в воздухе для полетного положения. Сферическая двухместная кабина становится ядром, вокруг которого при переходе от полета к езде сетчатый кузов обращается на 90 градусов, принимая вертикальное положение. Внутри кузова находятся восемь винтов, именно тяга винтов позволяет осуществить вертикальный взлет без разбега по взлётной полосе. Пассажирская капсула сохраняет свое положение. Как только машина набирает несколько метров высоты, корпус автомобиля поворачивается вокруг пассажирской капсулы на 90 градусов по вертикали и по горизонтали. Пассажир остается в вертикальном положении и во время полета. А весь корпус становится крылом, как говорит сам основатель компании Alef Джим Духовны, у нее “очень специфическая геометрия кузова-крыла", позволяющая летать с ограниченным сопротивлением. Первый летающий автомобиль в США действительно похож на автомобиль - но не при ближайшем рассмотрении.
Скорость в полете достигает 260 миль в час (примерно 420 км/ч), запас хода у машины – 320 км по земле и 170 км в полете. Стабильность в воздухе обеспечивают система стабилизации элевонов (гибрида элеронов и рулей высоты), распределенная электрическая тяга, усовершенствованная программная стабилизацию полета, отсутствие открытых пропеллеров, полный привод. На крайний случай кабина оснащена автоматической парашютной системой.
Навигации помогает система распознавания и обхода препятствий. Техническое состояние контролирует диагностика в реальном времени по тысяче точек, предполетная диагностика – вплоть до отказа от старта, тройное или восьмикратное резервирование всех основных компонентов – и это далеко не все. Первый летающий автомобиль alef стремится исключить случайности и риск.
По этой ссылке уже сейчас можно заказать один из первых Alef model A. Компания уже получила заказов более чем на $ 250 млн., то есть более чем на 800 автомобилей – и придется внести залог в размере $150 за место в обыкновенной очереди, или 1500 долларов за приоритетные места. Машину своей мечты можно будет получить у продавца в 2025 году. И улететь.
А желающим сэкономить, можно просто подождать 10 лет - Alef уже работает над четырехместным автомобилем Alef «Model Z», который должен появиться в 2035 году и будет стоить всего 35 тысяч долларов. Летающий автомобиль alef flying должен проторить дорогу в небо. А Model Z проедет с одной зарядки не менее 220 миль (352 км) и преодолеет в полете не менее 300 миль (480 км). Если планы компании сбудутся, то летающий автомобиль перестанет быть приметой богатства, как некогда мобильный телефон, и в считанные годы оправдает лозунг «автомобиль не роскошь, а средство передвижения».
Использованные источники: https://commons.wikimedia.org/ Savva Beliy wizard_files3@yahoo.com