Юрий Филиппов

Текст

Рассказываем о том, как сложная информация отображается в доступных формах

Вычислительные технологии сегодня используются в большинстве сфер человеческой жизни. Они не только хранят, обрабатывают и распространяют информацию. Компьютеры делают информацию понятной, увлекательной и красочной. В этой статье мы поговорим о мультимедиа.

Инфографика помогает доступно и емко отобразить статистику и другие объемные данные. Прочитайте статью об этом способе представления информации в нашей статье.

Что такое мультимедиа?

Мультимедиа - это:

1. Совокупность данных, обрабатываемая и передаваемая электронными устройствами и воспринимаемая человеком посредством его органов чувств. Мультимедийный контент человек воспринимает посредством зрения, слуха, осязания, вестибулярного аппарата.

2. Технологии, используемые для производства, хранения и воспроизведения мультимедийных данных.

Особенности технологий мультимедиа

Мультимедийные информация и технологии обладают следующими особенностями:

1. Простота, удобство восприятия информации.

2. Возможность многократного воспроизведения информации. Для этого обеспечиваются условия ее хранения, а именно - создаются хранилища определенного объема.

3. Возможность оперативного обновления данных, если исходная версия потеряет актуальность. Затраты при этом отсутствуют или минимальны. Если обновление мультимедийного продукта сравнить с обновлением традиционных книг, то в случае с последними нужно переиздавать целый тираж.

4. Один мультимедийный продукт объединяет типы информации, воспринимаемые несколькими органами чувств. Например, зрением и слухом; зрением, слухом и вестибулярным аппаратом.

История мультимедиа

Традиционные виды информации - речь, рисованные изображения, текст - появились с началом человеческой цивилизации. Фотография как способ фиксации изображения получила серьезное развитие в XIX веке, а киносъемка как первый вид видео - в конце этого столетия.

XX век стал временем появления и развития электронных средств хранения и демонстрации контента. В 1945 году американский ученый Ванневар Буш высказал мысль, что традиционные способы изложения информации устарели. Он предложил создать прибор, который сможет без труда находить и воспроизводить нужную информацию. Устройство “мемекс” должно было представлять собой большой рабочий стол со средствами записи и воспроизведения микрофильмов. На столешнице мемекса предполагалось разместить экраны для воспроизведения и записи информации.

Визуализация прибора Memex

Визуализация прибора Memex

Термин “мультимедиа” был предложен в 1966 году журналистом Variety Ричардом Албарино. “Мультимедийным” он называл шоу музыканта Бобба Голдштейна, совмещающее визуальный и музыкальный компоненты - Lightworks. В конце 1970-х мультимедиа назывались многопроекционные слайд-шоу.

В 1988 году Европейская комиссия по проблемам внедрения и использования новых технологий предложила определение мультимедиа. Этим словом предлагалось обозначать продукта с коллекциями изображений, текстов и данных со звуком, видео, анимацией, другими визуальными эффектами. Мультимедийный продукт, согласно определению Комиссии, должен обладать интерактивным интерфейсом или другими средствами управления.

В 1993 году Тэй Воган в книге “Мультимедиа: как это работает” назвал этим словом комбинацию любого типа информации, которую компьютер позволяет использовать. Также он выделил интерактивное мультимедиа, где пользователь задает компьютеру, что и когда он хочет посмотреть. А гипермедиа он назвал мультимедийный материал, элементы которого связаны между собой. Между элементами гипермедиа пользователь может переходить.

В 1990-е годы появились мультимедийные ПК. В этом время они получили поддержку CD-ROM, смогли качественно воспроизводить звук и цветное изображение.

Назначение мультимедиа

Главная цель, выполняемая мультимедийными технологиями - отображение информации из нескольких компонентов на средствах вывода электронных устройств, чтобы их могли воспринять потребители. Информация для разных органов чувств воспринимается пользователями лучше.

Сейчас рассмотрим компоненты, виды, средства мультимедиа.

Компоненты мультимедиа

Текст

Последовательности символов, букв, цифр и отступов межу ними (пробелов). У каждого текста свои кодировка, шрифт, кегль, другие стилистические параметры. Для корректного отображения текста важно правильно выбрать кодировку в программе для чтения. В противном случае вместо осмысленного текста на экране появятся кракозябры - набор бессмысленных знаков или пустых квадратов. Тексты чаще всего используются в виде абзацев на странице, которые может прочитать потребитель. Также в виде текста отображаются названия файлов, если они не прогрузятся компьютером.

Картинки

Файлы с графическими расширениями - PNG, JPG, SVG, BMP и т. д. Содержат и отображают растровые изображения, состоящие из отдельных мелких пикселей, или векторные, складывающиеся из элементов.

Видео

Последовательность кадров (изображений), воспроизводимая в определенном порядке, со звуковой дорожкой. Скорость воспроизведения чаще всего составляет от 24 до 60 кадров в секунду. Расширения видеофайлов - MP4, AVI, MKV и др. Видео может содержать текст в виде субтитров, сведений об авторе и названии видео.

Аудио

Файлы с расширениями MP3, WAV, MID и другими, содержащие записи речи, музыки, спецэффектов, других звуков.

В формировании мультимедийных продуктов часто используется принцип гипермедиа. Он заключается в логической связанности всех элементов мультимедиа, возможности перехода пользователя от одного элемента к другому. Этот принцип лежит в основе Интернета - Всемирной паутины. С понятием гипермедиа связано понятие гипертекста. Так называют текст, содержащий ссылки для перехода на другой документ.

Виды мультимедиа

Линейный

Это тип мультимедийного продукта, на события которого потребитель повлиять не может. После запуска линейный продукт работает только по заданному сценарию. Примеры - потоковое видео без записи и возможности перемотки, статичные картинки, тексты без гиперссылок.

Нелинейный

Работа, сценарий и развитие событий нелинейных мультимедийных продуктов активно определяются их потребителем. Интерфейс этих продуктов дает возможность изменить скорость воспроизведения, перейти на определенную страницу, определять сценарии работы.

Большинство современных мультимедийных продуктов можно отнести к нелинейным. Ярче всего этому критерию соответствуют видеоигры, онлайн-курсы, презентации. Видео- и аудиофайлы, хотя и могут кому-то показаться линейными продуктами, также можно воспроизводить с различными эффектами, изменять скорость и т. д.

Средства мультимедиа

Аппаратные

Технические средства, позволяющие компьютеру работать с мультимедийным контентом. Сюда относятся:

1. Готовые мультимедийные устройства - компьютер, ноутбук, смартфон, планшет.

2. Хранилища данных - съемные и твердотельные SSD-накопители, HDD (жесткие диски). В прошлые годы активно использовались дискеты, CD-, DVD-диски.

3. Средства записи данных - движущаяся игла внутри HDD, модули в SSD и USB-накопителях, ТВ-тюнеры с функцией записи телерадиоэфира.

4. Средства захвата изображения - веб-камеры, подключаемые к компьютеру через USB, камеры внутри мобильных устройств, цифровые фотоаппараты, идеокамеры.

5. Приборы виртуальной реальности. Шлемы, тактильные перчатки, очки.

6. Манипуляторы - джойстики, тачпады, устройства типа “мышь”, игровые рули. Ранее использовался трекбол.

7. Устройства для обработки изображения - графические видеокарты, платы видеомонтажа и др.

8. Средства записи и передачи звука - микрофоны, платы записи.

9. Устройства воспроизведения звука - динамики, колонки, аудиосистемы, усилители, наушники.

10. Средства вводы данных - клавиатура, сенсорная панель.

Программные

Программное обеспечение цифрового устройства, позволяющее создавать или воспроизводить мультимедийные продукты.

1. Системные средства. BIOS, другое программное обеспечение низкого уровня, обеспечивающее взаимодействие компонентов ПК друг с другом. Сюда же относятся драйвера, панели управления компонентами.

2. Инструментальные. Программы, позволяющие создавать и редактировать мультимедийные продукты. Это текстовые и графические редакторы, инструменты для монтажа и обработки видео и аудио, ПО для распознавания речи и др.

3. Прикладные. Готовые мультимедийные продукты, размещаемые на физических носителях или в интернете. В эту группу входят музыка, видеоролики, презентации, обучающие платформы, видеоигры и другие продукты.

Сферы применения мультимедиа

Мультимедийные продукты можно встретить практически везде, где используется цифровая техника.

Маркетинг

Технологии мультимедиа помогают создать красочные и цепляющие рекламные материалы (видеоролики, баннеры и т. д.) с добавлением спецэффектов. Они делают товар популярным, увеличивают его продажи. Эти технологии также позволяют создать мини-игры, приложения и другие интерактивные продукты, через которые бизнес-субъект поддерживает связь со своими клиентами.

Интернет-магазины и маркетплейсы используют мультимедийные технологии для составления карточек товаров.

Для других участников бизнеса с помощью мультимедиа создаются презентации, спецпроекты, баннеры, видео и другие материалы, раскрывающие достоинства продукта и обоснованность совместной работы с его создателями.

Медицина

Отрасль здравоохранения использует виртуальную реальность для обучения студентов, где воссоздаются практические ситуации. С помощью телемедицины врачи также обучают своих учеников, а также удаленно консультируют пациентов, проводят некоторые манипуляции.

Образование и наука

Мультимедийные технологии применяются в создании обучающих материалов: презентаций, интерактивных курсов, тестов, видео- и аудиоматериалов, 3D-моделей. Эти продукты делают учебный материал доступным для учеников и студентов. На основе виртуальной реальности создаются симуляторы, реконструирующие реальные рабочие ситуации.

В научной среде технологии виртуальной и дополненной реальности конструируют условия опытов. Также ученые с помощью мультимедийных технологий систематизируют информацию, полученную в ходе собственной деятельности, и делают ее более доступной с помощью презентаций.

Игровая индустрия

Индустрию компьютерных игр нельзя не упомянуть как одну из ключевых для мультимедиа. Игровой мир состоит из 3D-пространства, графики и моделей, аудио- и видеороликов, виртуальной реальности, звукового и музыкального сопровождения. Потребитель влияет на процесс в игре через клавиатуру, мышь и другие средства управления, погружается в VR через шлем, очки и тактильные перчатки.

Средства массовой информации

Здесь также мультимедийные технологии и продукты используются очень широко. Для распространения информации СМИ используют инфографику, аудио- и видеоролики, субтитры и др. Обратную связь помогуют поддержать интерактивные продукты: приложения, опросы и др.

Культура и искусство

Благодаря мультимедиа каждый может ознакомиться со многими произведениями искусства, не обращаясь к их оригиналам. Это фильмы, музыка, книги, театральные представления. Технология дополненной реальности позволяет ознакомиться с историей, прежним видом и другой информацией о туристических местах, получить новые ощущения от обычной экскурсии. Для этого нужно лишь навести экран смартфона на QR-код или надеть VR-очки.

Оборона

Армия использует VR для обучения управлению военной техникой, симуляции практических ситуаций. Также эта технология применяется для тренировки военных медиков и осуществления удаленной медицинской помощи.

Заключения

Словом “мультимедиа” называют цифровые продукты с информацией, которую могут использовать несколько органов чувств, и технологии для их создания, изменения и воспроизведения. Продукты мультимедиа удобны для восприятия пользователями, их легко обновлять и можно многократно воспроизводить. Впервые термин “мультимедиа” был использован в 1966 году, современное значение было определено в 1988 году.

Мультимедийные компоненты - текст, видео, аудио и картинки. Делятся мультимедиа на линейные, на работу которых потребитель повлиять не может и нелинейные, в которых пользователь принимает активное участие. Мультимедийные средства делятся на аппаратные, представляющие собой физические элементы компьютера и программные, помогающие создать и воспроизвести мультимедийные продукты.

Сферы, использующие мультимедиа, многообразны. Это маркетинг, медицина, образование и наука, игровая индустрия, СМИ, культура и искусство, оборона.

Мультимедиа - составная часть сферы Digital. Прочитайте нашу статью о ней.

Читать на ЦО.РФ

Что такое digital простыми словами Популярные профессии, плюсы и минусы

Рассказываем, что значит digital простыми словами, какие профессии в digital-сфере сейчас наиболее востребованы, а также какие есть плюсы и минусы у этого направления

Использованные источники: Нейросеть Kandinsky, Wikimedia