Где у него кнопка? Как устроены автомобили Tesla
Автокомпания Tesla Motors, занимающаяся выпуском знаменитых на весь мир электрокаров, была основана почти двадцать лет назад в 2003 году в Силиконовой долине и лишь пять лет спустя компания дебютировала на автомобильном рынке, выпустив свой первый Roadster в 2008 году. Илон Маск, с именем которого сегодня стойко, если не сказать навязчиво ассоциируется автомобиль на электрической тяге, вовсе не был основателем Tesla Motors. Компанию зарегистрировали Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг, инженеры, занимавшиеся усовершенствованием аккумуляторных батарей. Восемь месяцев спустя они привлекли в проект инвестиции: вот в этот момент и появляется Илон Маск со своим вместительным кошельком. Дальнейший успех компании рос как на дрожжах, уверенно заполняя выбранную участниками проекта нишу.
В 2019 году Tesla Motors стала самой крупной компанией в мире, производящей электрические автомобили, а в 2021 году она обогнала японского автогиганта Toyota по капитализации (подняв эту планку до одного триллиона долларов). При этом Tesla Model 3 разошлась по миру тиражом в 800 тысяч экземпляров, став самым продаваемым электрокаром. Всего модельный ряд электрокаров, носящих имя именитого физика, ученого и электрика Николы Теслы, насчитывает 8 автомобилей. Поговорим о них подробней.
Модельный ряд Tesla
Первая модель электрокара, выпущенного компанией Tesla Motors, имеет сходство с автомобилями Lotus, например, модели Elise. Это не случайное совпадение, а родственное начало: разработкой концепта Теслы, пока Илон Маск искал дополнительные инвестиции, занимались дизайнеры Lotus. Впоследствии «электроники» определенное время вообще собирались на заводах Lotus Cars. В какой-то момент директор стартапа Мартин Эберхард, набравшись наглости, «свесил ножки» и стал переманивать инженеров из английской «автоконюшни». В Lotus терпеть такое не стали, пригрозив «электронщикам» выгнать их со своих производственных мощностей.
Tesla Roadster
Дебютный концепт электрокара, ставшего еще до своего рождения легендой, был готов уже в 2006 году. Его демонстрация прошла в Калифорнии - можно было записаться в лист ожидания с возможностью впоследствии приобрести Теслу за 100 тысяч долларов. При этом организаторы «смотрин» решили обойтись без тест-драйва, не дав прокатиться на родстере даже легендарному «терминатору» и по совместительству губернатору Калифорнии на тот момент Арнольду Шварценеггеру.
Полностью электрический родстер выпускался компанией Tesla 4 года, вплоть до 2012. Его технические характеристики на тот момент были весьма впечатляющими, например, электрокар в полной тишине разгонялся до 100 километров в час за 3,7 секунды. На одном заряде мог проехать 350 километров, а максимальная скорость, которую мог развивать Tesla Roadster, составляла 200 км/ч. Кроме того, дебютный электромобиль Маска знаменит тем, что в 2018 году отправился в путешествие в дальний космос на ракете Falcon Heavy. Всего за время производства электрородстера было продано чуть меньше двух с половиной тысяч машин. А еще Илон Маск в открытую критиковал концепцию дебютной модели и называл ее провальной.
Tesla Model S
«Эска» переняла эстафету у Roadster, сойдя с конвейера в год окончания производства дебютной модели Tesla, то есть в 2012 году. Она благополучно выпускается по сей день, подвергаясь время от времени некоторые модификациям и обновлениям. Вторая модель стала для компании первой массовой, то есть рассчитанной не на автомобильных гиков и коллекционеров, а любителей технического прогресса.
Меньше чем за год продаж модели дилеры Tesla реализовали 5 тысяч машин. Model S, получившая, кстати, в 2013 году награду «MotorTrend Car of the Year», представляет собой пятидверный хэтчбек с двумя модификациями привода — задним или полным. До 100 километров «Эска» разгоняется уже за 2,4 секунды, не проронив ни единого плотоядного рыка. Одного заряда хватает в среднем на 600 километров пути. Максимальная скорость, которую развивает машина, достигает отметки в 262 км/ч. А еще Tesla Model S носит гордое звание флагмана компании.
Tesla Model X
«Икс» появился через два года после «Эс» в 2014 году и выпускается до сих пор, получая время от времени обновления аккумуляторной и «мозговой» частей. На сей раз инженеры и дизайнеры Tesla решили «окучить» нишу кроссоверов, сделав пятидверный автомобиль с полным приводом класса «люкс». Внутри электрический кроссовер получился достаточно вместительным — в «Иксе» даже есть опция монтажа третьего ряда сидений. При этом Model X стала настоящим «скороходом», получив звание «самого быстрого кроссовера».
До 100 километров в час машина разгоняется за рекордные 2,7 секунды. Другие характеристики тоже удивляют: максимальная скорость которую развивает «электроник» достигает 262 километра в час. На одном заряде машина преодолевает плюс/минус пятьсот километров. Однако изюминкой Х стала функциональная особенность задних дверей — их сравнивают с крыльями чаек, соколов и прочих пернатых. Дело в том, что открываются они наверх, то есть по принципу работы птичьего крыла. Model X представлена на рынке в двух версиях — Long Range и Plaid.
Tesla Model 3
«Народный электромобиль» от Tesla — возможно, самая точная характеристика «третьей» модели. Потому что это самая доступная в плане цены версия Теслы — разработчики удешевили технологию, предложив более менее бюджетный вариант. Он появился в продаже в 2017 году и в первые сутки было зарезервировано 180 тысяч машин. Рекорды на этом не закончились: в прошлом 2021 году Model 3 была продана миллион раз.
По форме корпуса — это седан с четырьмя дверями и задним приводом. Скоростные показатели у него чуть хуже, чем у предыдущих версий — до 100 километров в час машина разгоняется за 3,2 секунды. При этом максимальная скорость — 260 км/час. Одного заряда аккумулятора, зависимости от условий езды, хватает на 400-500 километров. Model 3 жоступен в трех комплектациях — Standard Range Plus, Long Range и Performance.
Tesla Model Y
Это последняя на данный момент Tesla в модельном ряду — сошла с конвейера в 2020 году. Model Y — это кроссовер, получившийся путем «скрещивания» народной «третьей» модели (пожертвовавшей собрату больше половины своих деталей) и люксового «Икса». По заверениям разработчиков, «Игрик» получился достаточно морозоустойчивым, то есть приспособленным к нашим условиям средней полосы.
До 100 километров кроссовер разгоняется за 3,5 секунды, а максимум, который показывает машина, равен 249 километров в час. На одном заряде едет от 370 километров. Model Y представлена в двух приводных вариантах — заднем и полном. Всего есть три комплектации — Standard Range, Long Range AWD и Performance AWD. В этом году «Игрик» должен получить новый экстерьер и усовершенствованный аккумулятор.
Tesla Cybertruck
Концепт электропикапа Cybertruck был продемонстрирован широкой общественности в 2019 году и произвел неоднозначный эффект — смелый (а многие признавали его аляповатым, будто нарисованным ребенком), рубленный дизайн часто вызывал недоуменные улыбки. Пикап должен был быть запущен в производство в текущем году, однако пока хороших новостей от производителя нет. Предполагается, что электропикап будет доступен также в двух версиях — полноприводной (с несколькими электромоторами) и заднеприводной (с одним двигателем). Разгоняться до отметки в сто километров «кибертрак» должен за рекордные 2,9 секунд. Дальность хода пикапа составит 400-800 километров.
Кроме пикапа, в планах Tesla есть и другие пока еще не реализованные идеи автомобилей. Например, концепт электрического седельного грузовика, получившего название Tesla Semi и способного преодолевать на одном заряде более 800 километров. Также разработчики компании думают о нише квадроциклов. По крайней мере, ими создана концепция электрического внедорожника Tesla Cyberquad, запуск которого, по предварительным данным, запланирован после старта Cybertruck.
Как устроены автомобили Тесла
Все представленные выше Теслы оснащены автопилотом. Кроме того, по периметру автомобили оборудованы 8 камерами, а также 12 датчиками ультразвука и лидаром. В электрокары устанавливаются литий-ионные аккумуляторы, которые располагаются вдоль днища, что позволяет снизить центр тяжести автомобиля и повысить торсионную жесткость. Как правило, ресурса батареи хватает на 7 лет работы или 160 тысяч километров пробега. Кстати, за час от обычной сети в 220 В аккумулятор Теслы заряжается на 50 километров пути. А на станции Tesla Supercharger полный заряд батареи потребует всего полчаса.
Двигатель, который установлен в автомобилях Тесла, стал собственной разработкой компании — это асинхронный трёхфазный двигатель с максимальным (постоянным) крутящим моментом — 600 Нм и табуном в 416 лошадей (в максимальной комплектации). Трансмиссию для Теслы разработала компания Mercedes-Benz. Пневматическая подвеска позволяет изменять клиренс автомобиля, а тормозная система обладает рекуперативной функцией. Это значит, что эффект торможения преобразуется в дополнительную энергию, которая используется для заряда батарей прямо во время движения.
В общем вывод напрашивается сам: в условиях, когда передовое человечество стремится снизить углеводородную зависимость и свое пагубное влияние на окружающую среду, электрокары постепенно переходят из разряда роскоши в средства передвижения.
Использованные источники: Courtesy of Tesla, Inc., Courtesy of Tesla, Inc., kees torn (CC BY-SA), Courtesy of Tesla, Inc., Courtesy of Tesla, Inc., Courtesy of Tesla, Inc., Steve Jurvetson (CC BY), Courtesy of Tesla, Inc., Courtesy of Tesla, Inc., Courtesy of Tesla, Inc.