Павел Иевлев

Текст

В России киберспорт — официальный вид спорта. Это полноценная работа и огромная индустрия. Какие дисциплины сейчас актуальны?

В 2021 году по всему миру прошли сотни чемпионатов по видеоиграм, на которых было разыграно почти 200 млн долларов. Это в 20 раз больше, чем в 2011-м, и в два раза больше, чем в 2016-м. Ожидается, что в 2022 году мировой рынок киберспорта превысит миллиард долларов.

Россия не отстает — наши команды по самому известному шутеру Counter-Strike в 2021 году выиграли 11 крупных мировых чемпионатов из 13, в том числе главный турнир — PGL Major Stockholm с призовым фондом 2 млн долларов.

Соревновательный гейминг успешно закрепился как один из самых популярных и развитых видов спорта, уступая, разумеется, футболу, но заметно опережая, например, велоспорт и лыжи. Особенно популярен киберспорт стал во время пандемии COVID — отсутствие необходимости выезжать на соревнования этому очень способствовало.

Большие призовые фонды и относительно низкий порог вхождения (расходы на игровой компьютер ничтожны по сравнению с, например, годом в спортивной секции по хоккею) сделали киберспорт одним из социальных лифтов для молодежи из провинции — игроков из столиц всего лишь 2530%, остальные — регионалы.

Так во что же начинать играть, чтобы стать чемпионом?

Игровые дисциплины в киберспорте делятся на классический, PC-гейминг и относительно новый, но быстрорастущий мобильный сегмент. В этом материале мы расскажем о первом.

Итак, первая пятерка десктопных киберспортивных игр 2022 по призовым фондам:

Dota 2

Несмотря на то, что релиз проекта в Steam состоялся почти десять лет назад, Dota 2 — до сих пор один из самых популярных и прибыльных проектов Valve. У Dota 2 не самое большое игровое комьюнити, зато самые крупные призы, поэтому в нашем обзоре она на первом месте.

Dota 2 — типичная MOBA-игра. MOBA Multiplayer Online Battle Arena, то есть игровое пространство, где надо «всех убить, одному остаться». Ну, точнее, в компании — игра командная. Стандартная «катка» (раунд) в Dota состоит из 2 команд по пять персонажей. У каждой команды есть цель защитить свою крепость, уничтожая противников на другой стороне карты. У каждого персонажа в команде есть свои уникальные способности. В начале матча их цель — заработать золото, сражаясь со своими противниками, что, в свою очередь, сделает персонажей сильнее. Игра заканчивается, когда одной команде удается прорваться через своих противников и разрушить их крепость.

С точки зрения механик, Dota 2 — одна из самых глубоких, вариативных, реиграбельных игр киберспорта, но есть и минусы — это запредельно высокий порог вхождения и токсичное сообщество. Игра известна своим крайне недружелюбным отношением к новичкам и комплексными, не всегда очевидными механиками. Чтобы более-менее освоиться, надо потратить десятки часов на проигрышные матчи, сопровождаемые традиционной руганью и оскорблениями в чате. Зато по Dota 2 проходит куча турниров, лиг, мейджоров, региональных и спонсорских чемпионатов. Крупнейшие среди них ESL One Birmingham, MDL Changsha Major, Epicenter XL, WESG 2017, DAC и The Bucharest Major. Победитель чемпионата однажды получил 18 миллионов долларов, так что, возможно, дело того стоит.

Fortnite

Fortnite — это шутер от третьего лица на выживание, который был запущен Epic games в 2017 году. В игре есть три различных игровых режима, самым популярным из которых является «королевская битва» (все против всех, должен, как в «Горце», остаться только один). Игроки в одиночку или в отрядах до четырех союзников прыгают на остров и выживают. Глобально задача одна: остаться единственным выжившим (или выжившими, если в отряде).

Однако в отличие от остальных «всех-убью»-игр, Fortnite имеет свои особенности. Он дает пользователям возможность создавать защитные сооружения. Это может помочь в защите от других игроков во время боя и наполняет игру большим количеством тактических вариантов. При этом есть немало возможностей для победы почти без стрельбы — прятаться, строиться и ждать, пока все перебьют друг друга. В общем, не тупой «раш», а думать надо!

Fortnite представляет собой, наверное, самую популярную игру в жанре. В начале 2020 года Epic Games сообщила, что в Fortnite одновременно было 12,3 млн геймеров.

Fortnite отличает яркая анимационная стилистика, ставка на строительство и абсолютно креативный подход к контенту. А еще Fortnite стала первой игрой на Unreal Engine 5.

Counter-Strike Global Offensive

Нестареющая классика — Counter-Strike: Global Offensive (CS: GO) производства Valve появилась в 2012 году, а сама «контра» — игра, выпущенная в качестве мода для оригинальной Half-Life, — аж 1999 году, когда нынешние чемпионы CS:GO еще и не родились…

Тем не менее, благодаря устоявшемуся игровому процессу и активному сообществу, Counter-Strike: Global Offensive не уступает более молодым играм, хотя графика и не самая передовая. Зато многие ее любят за отсутствие излишеств и присутствие высококонкурентной киберспортивной среды, при этом не такой токсичной, как в «Доте». Еще одна особенность — в нее играет не только молодежь, но и геймеры под 30 и старше.

Counter-Strike: Global Offensive — игра с очень простой, но в тоже время эффективной игровой механикой. Она имеет достаточно низкий порог вхождения: F2P модель распространения, щадящие системные требования и, как следствие, возможность играть даже на относительно старых системах.

Основная идея игры — противостояние двух команд — Террористов (Terrorist team, T) и Спецназа (Counter-Terrorist team, CT). Каждый игрок при входе в игру выбирает команду, за которую он хочет играть.

Цель игры — выполнить задание карты или уничтожить противников. За выполненные задания и уничтоженных противников игрок получает деньги, которые может потратить на покупку оружия. (Проигравшая команда также получает деньги, но существенно меньше).

Болезнь игры — читеры. Несмотря на то, что VAC ежедневно банит пачками, меньше их не становится.

Призовой фонд в Counter-Strike: Global Offensive — более 10 млн долларов.

Rocket League

Rocket League — это аркада с видом от третьего лица с элементами экшна, гоночного симулятора и спортивной игры от разработчиков из студии Psyonix Games. Издают игру компании Psyonix Games и Warner Bros. Interactive Entertainment.

Одна из немногих в киберспорте игр, где для победы не надо всех убить. Это соревновательная игра, в геймплее которой смешаны гонки и футбол. Футбол на радиоуправляемых машинках — кто сможет устоять?

Игровой процесс — футбольный матч с элементами гонок на выживание. На игровом поле расположены специальные области, проезжая через которые болиды получают бонус ускорения — ну, и так далее. Раунд в длится 5 минут, если по истечении заданного времени счет равен, то игра будет продолжаться до тех пор, пока кто-то не забьет решающий гол.

Команде из нескольких гонщиков (от одного до четырех) нужно загнать мяч в ворота соперника. Звучит банально, но все решают безумные возможности машин — они свободно взъезжают вверх по отвесным стенам, прыгают на подвеске и буквально летают на импульсе от ускорителей. При этом мяч большой, а машинки маленькие. В командных матчах, помимо просто контроля мяча, проявляется реальная тактика, игроки начинают брать на себя роли и устраивать сложные групповые маневры в несколько касаний.

Rocket League Championship Series имеет призовой фонд 7 млн долларов.

League of legends

League of legends — это игра, которой уже десять лет, и она по сей день пользуется успехом. LoL был разработан и издан Riot Game, хотя уходит корнями в другую, совсем олдскульную игру — Warcraft III, разработанной компанией Blizzard Entertainment в 2002 году. Игра распространяется по модели free-to-play.

League of legends тоже MOBA, как и большинство «спортивных» игр, но в ней есть элементы RPG и RTS. Игроки формируются в две команды, по пять или по три человека в каждой. Перед началом партии каждый игрок выбирает себе персонажа на матч — чемпиона, калибрует его характеристики при помощи рун, выбирает два дополнительных навыка. Каждая команда начинает на противоположных концах карты, около строения, называемого Нексус. Конкретные детали для разных карт и режимов могут отличаться, однако основной задачей матча является уничтожение вражеского Нексуса.

От Нексуса до Нексуса ведут дороги, называемые Линиями. На этих линиях расположены оборонительные сооружения — башни, которые обстреливают всех подобравшихся близко врагов. Целью игроков является последовательное уничтожение башен для того, чтобы подобраться к Нексусу противника.

Команда, первой уничтожившая Нексус противника, объявляется победителем в матче, их оппонентам засчитывается поражение.

В течение года проводятся различные турниры League of Legends, но самый крупный из них — чемпионат мира по LoL. Команды соревнуются за кубок призывателя и призовой фонд. В этом году он составляет суммарно более 7 млн долларов.

Выводы

В России путь в киберспорт относительно несложный: есть много хороших клубов и турниров, видеоиграми интересуется очень много людей. Индустрия киберспорта стремительно развивается, проводятся соревнования в школах и вузах, государство устраивает турниры для начинающих, появилось несколько клубов мирового уровня со своими академиями. Что касается затрат — время в компьютерном клубе или компьютер с высокоскоростным интернетом обходится не так уж дорого, если сравнивать с любым профессиональным спортом, кроме шахмат.

Минусы киберспорта — триумф чемпиона недолог. Средний возраст киберспортсмена — 22 года, но начинать карьеру надо намного раньше. Геймеры до 25 лет быстрее думают и реагируют, поэтому шансы добиться успеха в 1719 лет довольно приличные, но после 25 придется заняться чем-то другим. При этом киберспортсменам сложно реализовать свои навыки где-то, кроме игр.

Впрочем, надо признать, что это характерно для большинства видов большого спорта.

Читать на ЦО.РФ

Роботы и спорт Когда мы начнем болеть за стальных игроков?

Роботы вытесняют людей во многих областях профессиональной занятости и уже замахиваются на творчество. Но грядет новая опасность – роботы приходят в большой спорт! Как скоро олимпийские чемпионы и футбольные звезды перевесят свои медали на железные шеи роботов?

Использованные источники: