[Прекрасное, ужасное, приемлемое] далеко 10 фильмов про будущее — разное будущее
Представьте себе любой вариант возможного будущего — от самой наивной утопии до самой мрачной антиутопии, от процветающего и величественного мира до мира, лежащего в руинах — и с 90% вероятностью этот вариант уже существует в научно-фантастической литературе. И с 50% вероятностью — о нем уже снят фильм.
Это и неудивительно: в декорации условного будущего можно поместить и невероятного, невозможного в современности героя (аугментированные бойцы — привет вам!), и, наоборот, персонажа, так похожего на нас, с такими же бедами и радостями. Фантастические фильмы про будущее могут оставить действие на Земле — а могут перенести его в космос, на другую планету, в параллельный мир, в ветку альтернативной истории, окружить зрителя инопланетянами или же выбросить его в постапокалипсис и заставить смотреть на медленно (или быстро) гибнущий мир. Однако, если разобраться, то истинная ценность таких футуристических прогнозов (правда, иногда откровенно сказочных и чересчур фантастических) — не в буйстве фантазии авторов, а в том, какие вопросы они поднимают, что пытаются сказать, и как преломляет их сюжет актуальные проблемы современности. Антиутопия, дистопия и утопия — лишь фон для палитры общественных изменений и личностных искажений, которые могут произойти через десять, сто, тысячу лет. А могут и не произойти.
По запросу «фильмы про будущее список» Google сообщает: «Результатов: примерно 2 950 000», а Yandex — «Нашлось 6 тыс. результатов». Составлять эти топы можно по разным параметрам: оценка на IMDB, кассовые сборы, знаковость для массовой культуры, размах фантазии, тщательность прописанного фантдопущения… Работая над нашим списком, «Цифровой Океан» решил остановиться на одном критерии: насколько вопросы, поднимаемые в тех или иных фильмах про будущее, актуальны уже сейчас?
И в итоге в нашем топе не оказался, например, фильм «Эквилибриум» — потому что тоталитарное государство, которое объявило причиной всех бед эмоции и заставило их подавлять… пока уж чересчур фантастическое предположение. Всевозможные вариации фильмов об играх на выживание — от «Бегущего человека» до «Королевской битвы» и «Голодных игр» — тоже оказались за бортом, но уже потому, что проблемы, побудившие создать подобные шоу (пресыщение правящей верхушки, расслоение общества, необходимость стращать и курощать), как правило, отодвигались в таких картинах в сторону и на первый план выдвигались, собственно, динамичные побоища. Также в топ не пробились мелодрамы, вроде «Она» или «Пассажиры» (фантастическое допущение, по сути дела, лишь для создание сеттинга) и, увы, утопии — хотя бы незабвенная «Гостья из будущего» (потому что мир, где счастливые абсолютно все… уж чересчур фантастическое предположение-2).
Итак…
1. «Дюна»
(Dune, 1984 г., реж. Дэвид Линч, США)/ «Дюна» (Frank Herbert's Dune, 2000 г., реж. Джон Харрисон, Великобритания — США — Германия — Италия)/ «Дюна» (Dune, 2021 г., реж. Дени Вильнев, США)/ «Дюна» (Dune, реж. Алехандро Ходоровски, Франция, отменен в 1975 г.)
Когда
21 391 год
Что
Кого-то покорили серебряные стринги Стинга в экранизации Линча, кого-то — декорации и костюмы сериала, кто-то вдохновился визуальными изысками версии Вильнева, а кто-то до сих пор сокрушается по поводу так и не вышедшего фильма Ходоровски… Конечно, «Дюну», культовый эпик фантаста Фрэнка Герберта, больше знают как космооперу, как величественную сагу с мессианскими мотивами, но прежде всего — это история про будущее.
Мир «Дюны» — это человечество спустя 20 000 лет. И уже 10 000 лет как в нем полностью отсутствует искусственный интеллект — следствие некоей священной войны, во время которой «мыслящие машины» восстали против людей, но были уничтожены. В итоге наука и техника в мире «Дюны» пошла по уникальному пути — за счет тщательной селекционной работы и генетических программ в течении тысячелетий, а также благодаря особому веществу, известному, как «спайс». Контроль над спайсом позволит контролировать Вселенную — и вот почему вокруг небольшой пустынной планеты Арракис сплетается тесный клубок политических интриг. Жертва одной из таких интриг, Пол Атрейдес, начинает свою священную войну — против империи...
О чем
Несмотря на вселенский размах, на эпические картины и совершенно новый, пусть и базирующийся на элементах нашего, мир, «Дюна» — это прежде всего рассказ о человеческой природе, вере, политике, религии, науке и семье. О том, что «белый освободитель» не всегда приносит свободу. О том, что политики — пусть даже и в статусе Мессии — не всегда правы.
А еще о том, что отказ от искусственного интеллекта — не всегда зло и путь обратно к шкурам и пещерам. Пусть даже в мире «Дюны» есть спайс, как своеобразный чит-код, однако селекционно-генетические программы и школа тренировки воли, тела и разума… так ли это фантастично на самом деле?
2. «Сквозь снег»
(Snowpiercer, 2013 г., реж. Пон Чжун Хо, Республика Корея)
Когда
2031 год
Что
Очень часто фильмы про Землю будущего демонстрируют в качестве причины глобальных изменений какой-то катаклизм. Иногда он имеет естественные причины, но чаще всего (слишком соблазнительно, да) — рукотворные: ошибка в расчетах, откровенная глупость или роковая случайность.
Действие фильма (основанного на французском графическом романе Жака Лоба и Жан-Марка Рошетта) «Сквозь снег» происходит в будущем после того, как проект, предназначенный остановить глобальное потепление путем распыления в атмосфере химиката CW-7, вышел из-под контроля. Земля превратилась в ледяную пустыню, по которой несется скоростной поезд с горсткой выживших. Классовое разделение на богатых и бедных, отраженное в том числе и «географически», по расположению в поезде, в конце концов перерастает в открытый конфликт…
О чем
Эксперимент, вышедший из-под контроля, давно уже является популярным жупелом. Его используют не только фильмы про мир будущего, но он так же то и дело появляется в речах политиков, активистов, в прогнозах футурологов, и не сказать, чтобы эти опасения были беспочвенны.
Второй очень любопытный момент, который затрагивает «Сквозь снег» и благодаря которому кино и попало в нашу подборку, — как быстро люди опускаются до уровня своеобразного феодализма и насколько эта структура оказывается живучей (17 лет!). Даже в замкнутом пространстве и в условиях «общего врага» (необходимости выживать при скудных ресурсах) не произойдет объединения, а расслоение только усугубится.
3. «Район № 9»
(District 9, 2009 г. реж. Нил Бломкамп, ЮАР — США — Новая Зеландия)
Когда
2010 год
Что
Что, если мы не одни в космосе? Если другие планеты обитаемы? Если возможны космические путешествия? Если инопланетяне упадут нам на голову — но окажутся обузой?
События «Района № 9» разворачиваются в ближайшем будущем, это представитель «фантастики ближнего прицела» (строго говоря, даже в некотором смысле альтернативная реальность, где в 1982 над Йоханнесбургом были обнаружены пришельцы). Итак, инопланетяне появились на Земле — однако оказались не высшей расой, от которой можно поиметь выгоду, а простыми рабочими, которые не в состоянии вернуться домой…
О чем
Насыщенный псевдокументальными эпизодами, «Район 9» идет по грани между научной фантастикой и обличением апартеида в ЮАР, став историей о расизме и жестоком обращении с беженцами. Его уникальность и острота в том, что он один из немногих фильмов, где люди выступают как явные злодеи и угнетатели — а инопланетяне не враги, решившие захватить/уничтожить планету. И ведь даже не списать на то, что за долгие годы человечество могло измениться и стать более циничным — увы, максимально малый временной отступ событий фильма от современности не дает этого сделать.
4. «Остров»
(The Island, 2005 г. реж. Майкл Бэй, США)
Когда
2019 год
Что
В небольшом обществе, изолированном от остального «загрязненного после катастрофы» мира, люди с нетерпением ждут итогов регулярной лотереи — и счастливчики смогут отправиться на идеальный, пригодный для нормальной жизни Остров…
О чем
Будучи средней руки боевичком с предсказуемой сюжетной линией (а еще и скандалом по поводу плагиата сюжета фильма 1978 года «Части: Ужас Клонуса»), «Остров», тем не менее, поднимает вопросы, которые станут весьма актуальными после того, как биотехнологии клонирования достигнут своего пика: одинаковы ли будут в правах люди и клоны? Этично ли создавать клонов в качестве «живого хранилища» органов? И самый горячий, даже пылающий сейчас вопрос: точно ли мы уверены, что наука сейчас не занимается запрещенными исследованиями? Кто сможет утверждать, что корпорации, заверяющие нас в этичности своих разработок — не лгут?
5. «Облачный атлас»
(Cloud Atlas, 2012 г., реж. Том Тыквер, Лана и Эндрю Вачовски, Германия — США — Гонконг — Сингапур — Китай)
Когда
1849/1936/1973/2144/2321 гг.
Что
Одни фильмы про будущее человечества описывают развитие науки и техники, другие же — наоборот, погружают мир в состояние первобытности, заставляя вновь и вновь идти по пути развития.
«Облачный атлас» — сложный, неоднозначный и даже спорный фильм. Это шесть различных сюжетных линий, которые разворачиваются в шести совершенно разных периодах времени, связанные только разрозненными документами. Актерский состав меняет роли и даже этническую принадлежность и пол персонажей несколько раз на протяжении фильма. Будущее и прошлое переплетаются в «Облачном атласе», и он становится историей о том, как люди повторяют модели поведения вне зависимости от эпохи.
Здесь нас интересуют два сегмента, связанные с будущим. «Откровение Сонми-451» рассказывает о высокотехнологическом будущем, где люди разделены на «чистокровных» (рожденных) и «фабрикантов» (клонов). А «Переправа возле Слуши и все, что после» демонстрирует постапокалиптический мир, с кланами мирных жителей, каннибалов и ученых, сохранивших знания о погибшей цивилизации — и с колониями где-то в космосе.
О чем
Сегмент 2144 года поднимает вопрос клонирования и того, какие общественные изменения в будущем он может повлечь за собой: от социального неравенства до откровенного потребительского отношения. Сегмент 2321 весьма шокирующе выбрасывает зрителя после картин хоть и антиутопической, но высокоразвитой цивилизации, в мир, близкий к первобытности. Что заставляет задуматься, как тонка и хрупка грань между научно-техническим прогрессом и регрессом к дикости.
6. «Гаттака»
(Gattaca, 1997 г., реж. Эндрю Никкол, США)
Когда
«Недалекое будущее»
Что
Фильмы о потенциальном будущем нередко ищут идеи в настоящем — вот и создатели картины «Гаттака» не стали далеко ходить, использовав широко популярные когда-то идеи евгеники и разрабатываемую сейчас методику редактирования геномов с помощью CRISPR.
Итак, авторы «Гаттаки» рисуют ближайшее будущее, в котором те, кто еще на стадии эмбриона подвергся генной инженерии, будут пользоваться классовыми привилегиями по сравнению с остальными. Главный герой мечтает стать астронавтом, — но путь туда ему закрыт. Приходится идти на хитрость, заключив сделку с «годным» и выдав себя за него…
О чем
Несмотря на всю свою видимую фантастичность, проблема, поднимаемая в «Гаттаке» сейчас актуальна как никогда — учитывая живейшее обсуждение технологий CRISPR на всех уровнях, включая заседания в американском конгрессе. Да, в мире «Гаттаки» евгеника не считается морально сомнительной, дети, рожденные с ее помощью — полноправные и привилегированные члены общества, — а само общество при этом не проявляет черты антиутопии. Ведь рождение «негодного» — это результат осознанного выбора родителей, да и «негодных» никто не пускает в расход, на переработку или в пищу для «годных». Стоит ли идеальный мир убитых мечтаний пары тысяч человек? Этично ли создавать совершенных людей, — пусть даже они и творят идеальность мира?
7. «Интерстеллар»
(Interstellar, 2014 г., реж. Кристофер Нолан, США — Великобритания)
Когда
2067 год
Что
Мало какой топ фильмов про будущее обходится без весьма амбициозного фильма Кристофера Нолана «Интерстеллар». Экологическое будущее в нем представлено весьма катастрофическим: засуха приводит к продовольственному кризису, который невозможно преодолеть. Это побуждает ученых искать другие миры для колонизации и выживания человечества. В червоточине около Сатурна обнаруживается путь к галактике, расположенной около черной дыры. Шанс на спасение? — это предстоит узнать героям…
О чем
Кризис, связанный с изменением климата, до сих пор делает отправную точку «Интерстеллара» актуальной, а прославление в фильме научного прогресса подслащает пилюлю. «Интерстеллар» можно обвинять в занудности или излишней сложности, но это без сомнения, выдающаяся картина. Реальные и сложнейшие научные исследования пространственно-временного континуума и теории относительности (автор идеи фильма и научный консультант лауреат Нобелевской премии по физике 2017 года Кип Торн) тесно переплетаются с вопросами героизма, ответственности, смелости и трусости, любви и преданности.
«Интерстеллар» — кино, которое в своем описании будущего максимально базируется на современной ситуации и вытекающей из нее реальной перспективы (как антиутопично-экологической, так и утопично-научной). Станет ли оно пророческим хоть в одном?
8. «Черное зеркало»
(Black Mirror, 2011 — наст. время, шоураннер — Чарли Брукер, Великобритания — США)
Когда
Современность-ближайшее будущее-отдаленное будущее.
Что
Антология «Черное зеркало» уже заслужила статус легендарной. Здесь и виртуальная реальность, и робототехника, и альтернативные реальности, и технологии будущего. В ее историях можно увидеть и социальный кредитный рейтинг, и контактные линзы с камерами, и облачное пространство для хранения сознания, и многое другое.
О чем
Каждый эпизод сериала — отдельная история, с самостоятельными персонажами и сеттингами, не перекликающимися и не пересекающимся, не встроенными в какую-то общую хронологию или вселенную. Единственное, что их объединяет — это вопрос влияния технологий на человечество. И, как правило, ответ на этот вопрос оказывается весьма негативным. Технологии в «Черном зеркале» доведены до той точки, когда их благо для всего общества становится злом для индивидуума. Если наказание за преступление — то иезуитски коварное и жестокое. Если контроль над личной жизнью человека — то тотальный. Авторы «Черного зеркала» развивают уже имеющиеся технологии и проекты, доводят их возможности до абсолюта — и предоставляют зрителю футуристический и печальный прогноз.
Однако, справедливости ради, в некоторых сериях дистопия сдает позиции и можно увидеть кусочки если и не идеального, то хотя бы приемлемого будущего. Где главным злом оказывается не технология, а человек.
9. «Бегущий по лезвию»
(Blade Runner, 1982 г., реж. Ридли Скотт, США)
Когда
2019 год
Что
«Бегущий по лезвию», экранизация повести Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах», — один из самых влиятельных и знаковых научно-фантастических фильмов, видение будущего которого до сих пор не оставляет в покое режиссеров и иллюстраторов. Картина, благодаря которой киберпанк окончательно утвердился в культуре как поджанр.
Итак, в футуристическом обществе существуют роботы, называемые репликантами, внешне ничем не отличающиеся от людей. Когда четверо репликантов выходят из-под контроля и начинают сеять хаос в городе, задачу по их поимке ставят перед детективом специального отдела…
О чем
Свобода, идентичность, тонкая грань между живым и неживым — вопросы, которые постоянно возникают в фильмах о роботах или искусственном интеллекте. Но именно в «Бегущем по лезвию» они обрели особую пронзительность, насытив картину некоей обреченной утонченностью. Антиутопический мир, пронизанный неоновыми вспышками, технологии, достигшие невиданных высот и клубок противоречий «кто я?» — все это исчезнет во времени, как слезы под дождем…
А вот тут мы рассказываем о лучших фильмах про роботов и киборгов.
10. «Матрица»
(The Matrix, 1999 г., реж. братья Вачовски, США — Австралия)
Когда:
Время действия в симуляции — 1998-1999 гг., в реальном мире — отдаленное будущее.
Что
Немногие фильмы, созданные по оригинальному сценарию, оказали такое влияние на научную фантастику и массовую культуру, как хит от братьев (на тот момент) Вачовски. «Матрица» имела продолжения, но первая часть — один из самых знаковых фильмов за всю историю научно-фантастического кино.
Томас Андерсон — программист, известный под псевдонимом «Нео». Когда он встречает Морфеуса, то узнает истинную судьбу человечества и Матрицы...
О чем
Справедливости ради, истории о виртуальной реальности и искусственном интеллекте, а также о симуляции, в которой пребывает герой/человечество, были и до этого (например, фильм «13 этаж», вышедший в том же 1999 году), однако именно «Матрица» вывела этот сюжет на новый уровень.
«Матрица» рисует устрашающую картину мира, где доминирует виртуальная реальность, противопоставляя отточенную кибер-эстетику симуляции и грязную постапокалиптику реальности. Сейчас, когда искусственный интеллект развивается даже не семимильными, а стомильными шагами, когда нейросети угрожают доходам художников, копирайтеров, писателей и даже — о ужас! — самим программистам, идея мира, где люди лишь батарейки, остра как никогда.
Составлять подборку фильмов — все равно что готовить званый ужин по всем правилам этикета. Достаточно минимального изменения в расстановке столов, корректировке меню или поправок в списке приглашенных — и уже вечер будет совершенно иным. Так и с кино-топами: достаточно чуть изменить критерии, добавить немного субъективности (или, наоборот, максимально объективно оперировать цифрами) — и перед нами уже совершенно иной список, в котором будут повторяться от силы два-три фильма, а может быть — и ни один. Может быть, у вас свои критерии и свой топ?
Использованные источники: Universal - Dino De Laurentiis C / Collection ChristopheL via AFP / East News, Snowpiercer / Moho Film / Collection Christophel via AFP / East News, Parkes+MacDonald Image Nation / Collection Christophel via AFP / East News, 2013 Warner Bros Entertainment I / Collection Christophel via AFP / East News, The Ladd Company / Collection Christophel via AFP / East News