Bиталий Кавтарадзе

Текст

Современные гладиаторы, сражающиеся в октагоне. От этого зрелища где-то в груди зарождается первобытное чувство, которое бодрит куда сильнее кофе. За этим люди приходят на поединки ММА. Чтобы вызвать тот же комок в горле у миллионов зрителей телетрансляции, требуются технологии виртуальной реальности

Согласно исследованиям консалтинговой компании Nielsen Sports, в 2020 году смешанные единоборства («бои без правил») стали пятым по популярности спортом в России, обойдя теннис, баскетбол и бокс. Российский телеканал ММА-TV.com, вещающий более чем в 40 странах мира, не только транслирует поединки, но также имеет собственную лигу MMA Series. В общем рейтинге престижа соревнований (вычисляется по количеству топовых бойцов в лиге) MMA Series занимает 25-е место из более 300. Специалисты MMA-TV.com рассказали «Цифровому океану» о новой студии для смешанных единоборств. Ее строят не только ради зрелищных трансляций: технологии кино и компьютерных игр обещают во многом изменить облик сурового спорта и привлечь к нему миллионы болельщиков, ранее не интересовавшихся боевыми искусствами.

ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ДЕКОРАЦИИ

В реальности

На арене Большого Московского цирка (крупнейшего в Европе!) на проспекте Вернадского возвышается клетка для боев. Когда-то здесь выступали Куклачев и Никулин, силач Дикуль, дрессировщик Багдасаров. Сам Брежнев часто смотрел представления из правительственной ложи. С тех пор интерьер мало изменился. Но прямо сейчас на арене выступают бойцы лиги MMA Series.

Впрочем, на трибунах все те же люди, кого можно увидеть в зале в обычный цирковой день. Рядом сидит строго одетая женщина, похожая на школьного завуча. Когда очередная пара бойцов падает на татами, болельщица вскакивает и кричит: «Так его, давай, наподдай ему в партере!» Несколькими рядами выше слышны звонкий смех и аплодисменты — ​некоторые зрители приводят на бои детей, которые искренне болеют за любимых спортсменов.

В виртуальности

В цифровой студии телеканала ММА-TV.com октагон будет настоящий, но вокруг клетки вместо зрительного зала построят хромакей-студию, как в кинопавильонах.

Прямые эфиры будут идти в режиме дополненной реальности. Вместо зрительских трибун на заднем плане покажут фантастические локации: ​режиссер сможет перенести бой в жерло вулкана, на вершину Эвереста или в лунный кратер. Зрелищность картинки будет ограничена только фантазией организаторов матча. В декорации также впишется анимированная реклама.

С камерами по-прежнему будут работать люди, так как построение кадра здесь — ​настоящее искусство. Но положение камер будет отслеживаться датчиками с точностью до сантиметра, чтобы задний план точно соответствовал ракурсу съемки.

Эффект «Матрицы»

В реальности

«В синем углу октагона-а-а… В красном углу октагона-а-а…» — ​кричит в микрофон ведущий, пока тренеры помогают очередным бойцам поправить капы, застегнуть перчатки и размять мышцы перед боем. После гудка в паре метров от меня начинается звонкий обмен ударами. В первые ряды зала летят капельки пота. Видя бой со стороны, друзья, тренеры и одноклубники выкрикивают спортсменам советы: «Бей! Блокируй! Пригнись! Отдыхай, терпи!»

Оба спортсмена падают на маты и укатываются в противоположный угол клетки. Идет тихая, но напряженная борьба: спортсмены стремятся дотянуться до конечностей друг друга, найти слабое место в обороне противника и закончить противостояние в партере эффектным болевым приемом. Однако зрители в этот момент смотрят не на бойцов, а на огромные экраны под потолком. Разглядеть, что происходит в дальнем углу клетки, сложно. В решающий момент обзор преграждает спина рефери, а через несколько секунд бой заканчивается и судьи объявляют победителя. Им было виднее.

В виртуальности

Уже сейчас премиальные подписчики MMA-TV.com имеют доступ к трансляции глазами рефери: action-камера на голове у судьи передает все, что видит арбитр во время поединка. Но что, если фанату хочется еще глубже погрузиться в бой?

В цифровой студии сразу несколько операторов будут вести трансляцию боя в виртуальной реальности с камер VR360. Фанаты спорта, купившие VR-очки, смогут наблюдать за поединками буквально глазами судей и операторов.

Разработчики цифровой студии MMA-TV.com уже тестировали трансляцию в виртуальной реальности с одной камеры. По словам испытателей, технология дает зрителю гораздо больше впечатлений, чем просмотр видео с камеры рефери, но все еще ограничивает свободу перемещений: ​болельщик видит клетку глазами оператора. В будущем инженеры MMA-TV.com планируют использовать не меньше трех камер. Переключаясь между ними, зритель сможет перемещаться по арене с полным эффектом погружения.

КОСТЮМИРОВАННЫЕ СЦЕНЫ

В реальности

После десятка пар бойцов-мужчин в клетку заходят две молодые девушки — ​единственная женская пара этим вечером. Организаторы боев смазывают их брови жиром, чтобы избежать рассечений, и внимательно проверяют правильность установки кап.

В зале наступает необычная тишина. Кажется, что даже многое повидавшие болельщики молятся, чтобы схватка прошла без травм. Девушкам чуть за 20, весят они немногим больше 50 килограммов. Несмотря на внешнюю хрупкость, у каждой за плечами десятки боев.

Звучит гудок, спортсменки по-дружески ударяются перчатками и начинают боксировать, не обращая внимания на боль. Спустя всего 40 секунд первого раунда девушка в белом костюме перехватывает инициативу, укладывает соперницу в черном на лопатки и наносит ей удары по голове — ​в ММА лежачего бьют. После первой крови из разбитого носа рефери разнимает противниц и заботливо помогает подняться пострадавшей спортсменке, а зрители затихают, отводя взгляды от клетки.

В виртуальности

Технологии дополненной реальности позволят не только проводить соревнования на впечатляющих локациях, но и убрать из спорта лишнюю жестокость. Все же, несмотря на «дикий» характер боев, болельщики хотят любоваться техникой и тактикой бойцов, а травмы воспринимаются как издержки профессии.

Идею для перспективного формата трансляций ММА сотрудники канала подсмотрели в шоу «Мас­ка», где известные певцы выступают в костюмах животных, а зрители пытаются отгадать исполнителя. Драться в гигантских ростовых куклах у спортс­менов вряд ли получилось, но компьютерная графика, наложенная поверх тел живых спортсменов, позволит выпустить в клетку тигра против льва, Тесея против Минотавра, Давида против Голиафа. Анализируя тактику и технику боя, зрители будут угадывать, какой боец лиги скрыт за тем или иным маскотом.

Промоутеры ММА-TV.com предполагают, что такой интерактивный формат соревнований не только привлечет аудиторию, избегающую жестокости и травм, но и даст каждому спортсмену запоминающийся образ.

ТОТАЛЬНАЯ ГЕЙМИФИКАЦИЯ

В реальности

В октагоне сталкиваются никому не известные бойцы — ​в синем углу спортсмен из Киргизии, а в красном из Бразилии. Ведущий, как обычно, с огромной скоростью зачитывает послужные списки: у киргиза за плечами 13 побед и 1 поражение, у бразильца 24 боя и 3 поражения. Разница в росте — ​пара сантиметров, в весе — ​меньше килограмма. Мысленно пытаюсь предсказать победителя, но понимаю, что не достал бы из кошелька и ста рублей, чтобы поставить на кого-то из бойцов.

В «боях без правил» есть и красные линии, и свои закономерности. Идеальный боец обладает навыками боксера, каратиста и борца. На практике у спортсменов есть сильные и слабые стороны. Одни стремятся поскорее разбить противника на кулаках, другие, наоборот, затягивают конкурентов в партер. Фанаты ММА, хорошо знакомые с биографией бойцов, могут часами спорить, кто победит в той или иной паре. Однако пока что любая аналитика субъективна, ​даже самым заядлым болельщикам не удается стабильно зарабатывать на ставках. Кажется, чтобы безошибочно предсказывать победы, зрителям нужно гораздо больше данных.

В виртуальности

Промоутеры ММА-TV.com придумали, как дать болельщикам необходимую информацию о спортсменах. Команда рефери будет постоянно анализировать трансляции из цифровой студии, фиксируя каждый удар и захват, исполненный спортсменами. Специальный алгоритм поможет превращать сухую статистику в качественную аналитику.

Прямо как в компьютерных играх, на сайте ММА Series у каждого из спортсменов лиги появится профиль, в котором будут отражены его сильные и слабые стороны по сотне показателей: ловкость — ​8/10, скорость — ​7/10, болевые приемы — ​5/10. Рядом с этими шкалами будет отображаться статистика побед и поражений, информация о травмах, смене тренеров и других событиях в карьере спортсменов.

Зрителям и болельщикам подробная информация о бойцах поможет делать более надежные ставки или просто даст больше аргументов для споров в барах. Промоутеры лиги тоже будут пользоваться статистикой, чтобы подбирать пары из подходящих друг другу спортсменов. Самим бойцам информация о противниках позволит корректировать тактику и улучшить результаты в чемпионатах.

ОФФ-СТЕЙДЖ СО ЗВЕЗДАМИ

В реальности

Наверное, каждый спортсмен ММА мечтает однажды стать учеником Хабиба Нурмагомедова, лидера престижного списка лучших бойцов Sherdog. Однако даже встретиться с мастером удастся единицам.

Путь в ММА начинается с тренировок в подвальных залах и маленьких спортивных клубах. Многие новички отсеиваются на первых занятиях, а тех, кто смог найти общий язык с тренером, ждут годы обучения.

Молодой спортсмен должен сначала освоить базовую технику ударов, затем изучить десятки приемов из разных единоборств. Уже в спаррингах бойцы вырабатывают стиль и тактику, учатся побеждать не только силой, но и умом.

Прежде чем боец попадет в чемпионат и начнет бороться за пояс, ему необходимо провести несколько десятков боев без ранга. При этом спортсмены выходят на соревнования не чаще одного-двух раз в месяц: ​после каждой схватки нужно успеть восстановиться и провести работу над ошибками.

В виртуальности

В свободное от турниров время цифровая студия ММА-TV.com будет работать как площадка для дистанционного обучения молодых спортсменов. Звезды спорта смогут проводить тренировки онлайн, делиться опытом и даже давать ученикам обратную связь, наблюдая за их спаррингами на экране.

Технологии дополненной и виртуальной реальности пригодятся, чтобы выводить на экран полезную информацию и демонстрировать приемы в деталях. Видеоповторы, встроенные в дополненную реальность, позволят разбирать важные эпизоды исторических боев или тренировочных спаррингов.

Виртуальная школа ММА будет интересна не только обучающимся спортсменам, но и простым болельщикам, которые хотят чаще видеть своих кумиров вне арены.

СМЕШЕНИЕ ЖАНРОВ

В реальности

Закулисье Большого цирка на проспекте Вернадского тоже мало изменилось с брежневских времен. Вдоль стен выстроен цирковой инвентарь — ​совет­ские мотоциклы, трапеции, гигантский барабан. Посреди зала в кольце для репетиций клоунов и гимнастов разминаются и консультируются с тренерами бойцы. С каждым спортсменом на матч приезжают огромные группы поддержки из наставников, одноклубников, друзей и родственников.

На бортике лежит спортсмен, только что вернувшийся с арены, ​для него матч закончился нокаутом. Врачи скорой помощи помогают ему прийти в себя.

В коридорах рабочая суета: ​девушки из группы поддержки подправляют макияж, продюсеры следят, чтобы выступления начинались без задержек. В уголках притаились режиссеры прямого эфира, которые транслируют состязания на миллионы устройств.

В виртуальности

Размяться перед боем, проверить скорость реакции и настроиться на борьбу помогают не только упражнения с тренером, но и компьютерные игры. Почему бы не воспользоваться этим и не совместить реальные бои с виртуальными?

MMA Series тестируют формат турнира, в котором перед боем спортсмены должны сыграть в игру Mortal Kombat. Результаты виртуальной драки будут влиять на место в общем зачете. Генеральный директор MMA-TV.com Вячеслав Камнев утверждает: аудитории смешанных боев и компьютерных игр во многом совпадают. Фанаты, не занимающиеся боями, смогут сравнить свой уровень в Mortal Kombat с результатами любимых ­спортсменов.

Вячеслав Камнев
Вячеслав Камнев, Генеральный директор MMA-TV.com

MMA — ​это очень молодой спорт, ему всего 30 лет. Маркетологи говорят, две трети аудитории MMA не следят ни за какими другими видами спорта. Несмотря на неофициальное название «бои без правил», в смешанных единоборствах есть баланс между уроном, который наносят друг другу бойцы, и зрелищностью. MMA — ​это не драка, а дружеское соревнование. Поучаствовать в боях MMA Series приезжают спортсмены из многих городов России, а также из Киргизии, Казахстана, Египта, Бразилии и других стран. Турниры MMA Series проходят раз в две недели и транслируются более чем в 40 странах мира. Наш приоритет — ​развитие цифровых технологий показа с элементами дополненной и виртуальной реальности. Кроме того, мы готовим спортивную команду фиджитал (phygital, от английских слов physical и digital) — ​формат соревнований, объединяющий киберспорт и классический спорт) для участия в Играх Будущего в 2024 году. Мы также планируем запустить NFT-проект: каждый болельщик сможет купить как токен «карточку игрока». В ней будет храниться образ спортсмена и все его показатели. Мы хотим договориться с авторами какой-нибудь игры в жанре MMA-manager о создании MMA-метавселенной. Игроки с помощью токенов будут добавлять персонажей — ​реальных бойцов, создавать команды и проводить бои.

Использованные источники: Материал опубликован в журнале «Цифровой океан» № 14 (октябрь), 2022, Марина Ким