Мария Улиханова

Текст

Сегодня критики RIAA указывают, что Ассоциация заинтересована лишь в защите интересов больших звукозаписывающих компаний, а не артистов или потребителей

В июне 1999 года Шон Фэннинг, желая создать простой и удобный сервис обмена музыкой в формате MP3, основал файлообменную службу Napster. Сайт стал первым широко используемым peer-to-peer сервисом, что привело к обвинениям в нарушении авторских прав со стороны музыкальной индустрии.

Несмотря на то, что обмен музыкой с помощью peer-to-peer-сетей считался воровством, пользователи Napster приводили множество причин в оправдание подобных закачек. По их мнению выпускаемые в середине 90-х альбомы как правило содержали лишь одну-две хорошие песни, в то время как остальная часть альбомов наполнялась песнями-пустышками. Поэтому многие были благодарны Napster за предоставляемую возможность скачать лучшие песни без необходимости платить за некачественный «музыкальный наполнитель».

В декабре 1999 года Американская ассоциация звукозаписывающих компаний – RIAA, выдвинула иск против Napster, заявив, что файлообменная служба позволяет похищать огромные прибыли у звукозаписывающих компаний. Судебный процесс привлек еще больше внимания к компании, и миллионы пользователей стали чаще обмениваться музыкальными файлами, защищенными авторским правом, тем самым разжигая гнев музыкальной индустрии.

По решению суда сервис был остановлен, что привело к появлению децентрализованных peer-to-peer-сетей, которые стало еще сложнее контролировать.

В последнее время общество достаточно неоднозначно оценивает деятельность RIAA. Это связано с тем, что Ассоциация стала предъявлять обвинения «в пиратстве» обычным пользователям интернета. К примеру, один из исков был выдвинут против Тани Андерсен – матери-одиночки, которая якобы скачивала из сети KaZaA гангста-рэп. А в 2008 году RIAA отсудила 8 тысяч долларов у девочки-подростка, больной панкреатитом, которая «выложила в сеть 10 песен, тем самым нарушив права правообладателей».

Использованные источники: Joi Ito (CC BY), Paul Sableman (CC BY)