Мария Улиханова

Текст

Труды Дейкстры сыграли огромную роль в развитии информационных технологий, за что он был удостоен многочисленных наград, в том числе премии Тьюринга и мемориальной премии Гарри Гуда

Будучи студентом факультета теоретической физики, Эдсгер увлекся программированием и стал посещать компьютерные курсы в Кембридже. В 1952 году он уже работал программистом в Математическом центре Амстердама и решил окончательно специализироваться на программировании, но в конце концов он окончил курс теоретической физики.

Вскоре после окончания университета, Дейкстра разработал алгоритм поиска кратчайшего пути на графе, ныне известный как «алгоритм Дейкстры».

В 1957 году, указывая свою профессию в документах, Эдсгер написал «программист», но оказалось, что официально такой профессии не существует, и ученый был вынужден указать в графе профессия «физик-теоретик».

Больше десяти лет Дейкстра участвовал в разработке языка программирования ALGOL и работал над созданием компилятора языка. Соревнуясь с датской командой Петера Наура, Эдсгер поклялся не бриться до окончания проекта и победил, создав компилятор всего за шесть недель.

В 1972 году Эдсгер Дейкстра был удостоен премии Тьюринга, а в 2002 году он стал лауреатом ежегодной премии, присуждаемой Симпозиумом по принципам распределенных вычислений Ассоциации вычислительной техники «за статью, сыгравшую важную роль в области распределенных вычислений». Год спустя премия была переименована в премию Дейкстры, в знак признания особых заслуг ученого перед наукой.

Эдсгер часто повторял, что программирование как наука не может развиваться, опираясь лишь на один язык программирования. Он отмечал, что Германия совершила ошибку, приняв язык ALGOL 68 в качестве фундаментального средства дальнейшего развития науки, и сравнивал действия правительства с решением СССР о переходе советской промышленности к копированию компьютеров IBM/360, что по мнению Дейкстры является свидетельством величайшей победы Запада в холодной войне.

Самая известная цитата Дейкстры гласит: «Изящество, ясность и тому подобное в значительной степени определяются количественными аспектами. Этим владел Моцарт: многие его произведения, от которых замирает дыхание, обманчиво просты, и кажется, что они созданы практически из ничего!».

Использованные источники: Joost H.B. Hageman (CC BY-SA), Andreas F. Borchert (CC BY-SA)