25 января 1979 года погиб Роберт Уильямс Впервые в истории робот убил человека
Инцидент произошел на автомобильном заводе Ford Motor Company в Мичигане, где помимо людей также работал пятиэтажный робот, оснащенный тележками с механическими рычагами для перемещения отливок. В тот день – 25 января, робот выдал ошибочные показания инвентаря, и оператор системы поиска деталей Роберт Уильямс поднялся на стеллажи, чтобы лично все проверить. Именно там робот случайно ударил Уильямса, раздавив его одним из транспортных средств весом в 1 тонну. Смерть наступила мгновенно, а тело Роберта обнаружили лишь спустя полчаса после несчастного случая.
Вскоре после смерти Уильямса его семья подала в суд на компанию Litton Industries, которая разработала и произвела того самого робота-убийцу. Они утверждали, что «компания проявила халатность при проектировании, изготовлении и поставке системы хранения и не предупредила о предполагаемых опасностях при работе на территории хранения». В 1983 году суд признал причиной гибели Роберта слабую технику безопасности на предприятии, а также отсутствие звуковых сигналов, предупреждающих об опасном присутствии человека. Решением присяжных суд присудил родственникам Уильямса 10 миллионов долларов, но в январе 1984 года Litton увеличила эту сумму до 15 миллионов, в обмен на то, что компания не признает свою халатность.
В последующие годы специалисты по искусственному интеллекту тщательно работали над вопросом безопасности взаимодействия робота и человека. Но даже спустя десятилетия проблема остается актуальной: 7 мая 2016 года произошла первая смертельная авария с участием автопилота Tesla, а в 2018 году Элейн Херцберг стала первым человеком, погибшим от беспилотного автомобиля компании Uber.
По сей день не зарегистрировано ни одного случая преднамеренного убийства человека со стороны робота. В отличие от фильмов Матрица и Терминатор, в реальной жизни ни один робот не убил человека по своей воле: все случаи человеческой смерти от руки робота были случайными.
Использованные источники: GillyBerlin (CC BY), Joe Clark / Environmental Protection Agency