Мария Улиханова

Текст

Джарон входит в список 300 крупнейших изобретателей в истории человечества по версии Энциклопедии Британника. В 2010 году журнал Time назвал его одним из «ста наиболее влиятельных людей года»

В 13 лет Ланье поступил в Университет Нью-Мексико, где познакомился с ученым в области искусственного интеллекта Марвином Ли Мински и с астрономом, открывшим Плутон, Клайдом Томбо. Спустя два года Национальный научный фонд присудил Джарону исследовательский грант на изучение математической нотации, а в 1979 году он получил грант на исследование обучающих видеосимуляторов.

Несколько лет проработав разработчиком видеоигр, Ланье устроился звукоинженером-композитором в компанию Atari, где участвовал в разработке игры Moondust. В 1984 году вместе с Томасом Циммерманом Джарон основал компанию VPL Research, вскоре после чего они подписали контракт с NASA на исследования в сфере «наглядной коммуникации». Тогда же в мире стали появляться системы, позволяющие управлять трехмерными объектами на экране благодаря их отклику на движения руки, и в 1989 году Ланье первым назвал это явление «виртуальной реальностью».

С 1990 года Джарон преподавал в школе искусств Нью-Йоркского университета, в Колумбийском университете, а также был главным научным сотрудником проекта Internet2. В 2006 год он стал сотрудником Microsoft Research, где работал над проектом Kinect – бесконтактного сенсорного игрового контроллера, созданного для Xbox 360 и Xbox One.

В 2006 году Ланье написал эссе «Цифровой маоизм: опасность нового онлайн-коллективизма», а спустя пару лет он выпустил книги «Вы не гаджет: манифест», «Кому принадлежит будущее?», «Десять аргументов удалить все свои аккаунты в социальных сетях» и автобиографию «На заре новой эры», признанной книгой 2017 года по версии The Economist.

Использованные источники: Nicole Stenger (CC BY-SA), Steve Jurvetson (CC BY)