Цифровой океан

Текст

Останкинская башня — ​это символ столицы, высочайшая теле- и радиовышка страны, метеорологическая станция, а теперь еще и одна из крупнейших в мире рекламных конструкций. «Цифровой океан» поднялся на медиафасад телебашни, чтобы разобраться, как он работает

Монументально! Это не то слово, которое каждый день приходит на ум, но, подходя к Останкинской телебашне, других почему-то не вспоминаешь. Только чтобы окинуть взором конструкцию высотой в полкилометра, приходится запрокидывать голову уже в пяти минутах ходьбы от нее. Стоя рядом, удивляешься, каким утонченным кажется основание издалека и насколько огромен «перевернутый цветок лилии» на самом деле. Чтобы познакомиться с медиафасадом вблизи, нужно войти внутрь, подняться на 85 метров вверх и выйти на техническую площадку.

Здесь проходят экскурсии по внутреннему устройству Останкинской башни. Внутренний «бетонный стакан», в котором умещаются все коммуникационные линии от передатчиков до антенны, включая канализацию, лифты и лестницу, отделен пугающей пустотой от внешних стен башни. Вдоль них натянуты стальные тросы, создающие преднатяжение и обеспечивающие прочность всей конструкции. Небольшой технический балкон снаружи открывает вид на Москву и нижнюю кромку медиафасада. Разглядеть что-то в подробностях сложно, а «простым смертным» дальше залезать нельзя.

Другое дело — ​когда вы в компании заместителя главного инженера Останкинской телебашни Сергея Валентиновича Купренина, который открывает калитку на расположенную чуть выше узкую техническую площадку. Она опоясывает всю башню по кругу и позволяет прогуляться в непосредственной близости от нижней кромки медиафасада. Любой человек, хотя бы раз в жизни занимавшийся осветительной техникой, узнает перед собой вполне привычно выглядящие блоки питания и клеммные колодки, над которыми сеткой натянуты промышленные трехцветные светодиодные блоки. Вниз смотреть страшно, вверх — ​даже как-то неловко, так все просто оказалось на самом деле устроено.

Огромная гирлянда

Несмотря на то что сотрудники Останкинской телебашни и сами часто называют медиафасад экраном, в области светотехники и рекламных конструкций это две технически сильно отличающиеся вещи. На торговых центрах и больших рекламных щитах мы чаще всего встречаем светодиодные экраны. Они собираются из типовых прямоугольных секций, представляющих собой готовую матрицу из сотен пикселей. На архитектурных сооружениях, как правило, устанавливаются медиафасады. Они изготавливаются буквально по отдельному пикселю (кластеру, группе единичных светодиодов), каждый из которых — ​минимальный элемент конструкции.

МАКСИМАЛЬНУЮ ЯРКОСТЬ СВЕТОДИОДЫ НЕ РАЗВИВАЮТ, ЧТОБЫ НЕ СЛЕПИТЬ ЖИТЕЛЕЙ СОСЕДНИХ ДОМОВ

Светодиодный экран может иметь большее разрешение и плотность пикселей на квадратный метр. Но ему требуется прочный каркас, который невозможно установить на такое строение, как Останкинская башня. В ее бетонном стволе просто нельзя сверлить отверстия под крепеж. Вдобавок все зрители медиафасада видят его с такого расстояния, что обеспечиваемая экранами плотность пикселей избыточна.

Линии кластеров — ​«гирлянды», из которых состоит медиафасад Останкинской телебашни, — ​крепятся с небольшим натяжением на подвесную конструкцию. Сила этого натяжения на удивление небольшая, отдельные светодиодные пиксели можно легко пошевелить рукой и оттянуть от стены на заметное расстояние. Так сделано специально, чтобы медиафасад не болтался на ветру, но при этом сохранял некоторую мобильность для компенсации ветровых нагрузок. Иначе при сильных порывах провода могут не выдержать, и придется менять всю «гирлянду» сразу.

Подвесная конструкция медиафасада держится на башне, словно тугой браслет на руке, — ​простое и элегантное решение. Подобный подход характерен для всего проекта: кластеры, питающие их блоки, прочая электрическая обвязка — ​все типовые и распространенные решения. При необходимости замены, обслуживания и ремонта их легко найти на рынке. А вот поистине уникальные образцы программного и аппаратного обеспечения скрываются в помещении, где находится контролирующая медиафасад электроника. Но туда никого не пускают и подробностями об этом не делятся. Секрет.

Сергей Купренин
Сергей Купренин, заместитель главного инженера Останкинской телебашни:

Что такое медиафасад? В нашем случае это огромный экран из „гирлянд“, натянутых с определенным шагом. Они состоят из сравнительно небольших RGB-пикселей. Все это закреплено на двух уровнях: нижний — ​между 87,5 и 126,6 метра, верхний — ​между 150,4 и 191,5 метра. Управляется медиафасад специализированным программным обеспечением. Технология воспроизведения не сильно отличается от обычного медиаплеера или приставки. Мы просто ставим правильно подготовленные видео нужного разрешения в список воспроизведения

второе солнце

Единственный в России и один из немногих в мире цилиндрических экранов потребляет без малого 740 киловатт при пиковых нагрузках. В рабочем режиме показатели меньше, но тоже впечатляющие — ​200–300 киловатт. То есть 40–60 типовых квартир! Неудивительно: экран представляет собой две секции суммарной площадью 3753 квадратных метра и состоящие из 424 тысяч кластеров-пикселей. Помимо собственно медиафасада в показатель мощности входит архитектурно-художественная подсветка телебашни, которая акцентирует ствол, кольца — ​открытые балконы.

Максимальную яркость светодиоды почти никогда не развивают — ​это как минимум может быть некомфортно для жителей окружающих домов. Чтобы избежать неудобства, за регулировкой яркости следит интеллектуальная система. Она корректирует параметры всего медиафасада в соответствии с текущими условиями видимости, которые зависят от времени суток и погоды.

ВИДЕОРОЛИКИ НА ЭКРАНЕ ТЕЛЕБАШНИ ВИДЯТ 15,5 МЛН ЗРИТЕЛЕЙ В МЕСЯЦ

Даже несмотря на простоту компонентов, из которых он собран, медиафасад — ​сложнейшая инженерная конструкция. Она должна выдерживать мощные порывы ветра и все превратности погоды на протяжении десятилетия. По крайней мере, такой срок службы закладывался в новый медиафасад, который установили в 2023 году. Для его обслуживания, особенно при выходе из строя кластеров, требуется работа альпинистов. Иначе до его деталей не добраться.

Впервые медиафасад на Останкинской телебашне появился в 2014 году, его смонтировали к церемонии открытия четвертого Московского Международного фестиваля «Круг Света». После окончания мероприятия конструкцию решили оставить, так она эффектно смотрелась. Спустя восемь лет она выработала свой срок службы и перестала отвечать современным запросам к качеству изображения. Новое оборудование ярче, экономичнее и обеспечивает большую плотность пикселей — ​так демонстрируемая картинка становится четче и ее видно с большего расстояния.

Сергей Купренин
Сергей Купренин, заместитель главного инженера Останкинской телебашни:

Кроме самого медиафасада и архитектурной подсветки есть еще динамические прожекторы. При показе ролика мы можем брать из него цветовые акценты, и получается как у некоторых телевизоров — ​фоновая подсветка, расширяющая впечатление от видео. Но есть нюанс. Не всегда удается просто взять цвет из RGB-палитры и добиться нужного результата — ​сама башня не белая, а серая. Это творческий процесс: приходится выполнять тестовый прогон ролика и подбирать цвета прямо на объекте. Специальное программное обеспечение для проверок есть, но, как будет выглядеть демонстрация ролика финально, всегда нужно смотреть на башне

Видное место

С точки зрения рекламы у медиафасада Останкинской башни колоссальный потенциал. В месяц, по самым консервативным оценкам, демонстрируемые на нем видео видят 15,5 миллиона пар человеческих глаз. И видят не только те, кто страдает в пробках на проспекте Мира или Дмитровском шоссе. Картинка четко различима с расстояния в десять километров. А если с погодой повезет, то и пятнадцать не предел. Москвичи, гости столицы, туристы, рабочие, взрослые, дети — ​демография аудитории самая разнообразная. Пожалуй, других настолько же универсальных рекламных конструкций не найти на всей планете.

Однако у такой заметности есть обратная сторона. Останкинская башня — ​символ столицы, важный культурный артефакт, на ней нельзя показывать все подряд. Поэтому любое видео проходит тщательный отбор, анализ и всестороннюю проверку. Весь процесс подготовки роликов для демонстрации исключает появление случайных или неприемлемых объявлений на медиафасаде.

Останкинская телебашня всегда была символом как советского строительного гения, так и отечественной медиаотрасли. Неудивительно, что гигантский экран органично вписался в ее облик. Медиафасад подарил телебашне новую функцию — ​не только рекламную, но также эстетическую, социальную.

Наталья Николаева
Наталья Николаева, начальник отдела маркетинга Останкинской телебашни:

Медиафасад — ​это рекламная конструкция, используемая по прямому назначению. Вторая большая часть его функционала — ​участие в социально значимых и государственных проектах. Сейчас мы поддерживаем Международную выставку-форум „Россия“, новый высокотехнологичный турнир международного уровня – первые в истории „Игры Будущего“, благотворительные организации. Третье и важное перспективное направление развития — ​использование медиафасада как площадки для культурных и творческих проектов. Например, недавняя демонстрация генеративного искусства в рамках проекта „Визуальный поворот“

Читайте также историю создания и развития телевидения:

Читать на ЦО.РФ

Телевизор — откуда появился и как развивался История создания и прогресса телевидения

Современный человек, сидящий перед телевизором, не задумывается над технологией, создающей динамические изображения и идеально стыкующей звуковой сигнал с видеорядом. Однако еще не так давно это было сложнейшей инженерной задачей, без решения которой телевидения бы не было. Итак, кто и когда придумал телевизор?

Использованные источники: Материал опубликован в журнале «Цифровой океан» № 21 (январь-февраль), 2024, Марина Ким, из архива Натальи Николаевой,