Сергей Апресов

Текст

На предприятиях «Норникеля» заняты 80 тысяч человек. Каждому легче работается, если он знает, чем живет и дышит компания. У каждого есть возможность внести рацпредложение и облегчить труд коллег. Но хотят ли они участвовать? Могут ли быть постоянно на связи? В «Норникеле» ответ на оба вопроса утвердительный. Вовлекать и мотивировать сотрудников помогает технологическое ноу-хау — ​первый корпоративный суперапп «Суперника»

Сотрудники «Норникеля» — ​это очень разные люди. Некоторые из них работают за компьютером. Другая, большая часть, трудится в шахтах, заводских цехах, на удаленных объектах. Крупная компания для сотрудника — это больше, чем просто работодатель. Она обес­печивает медицинское обслуживание и санаторный отдых, помогает развить навыки и построить карьеру, предлагает спортивный досуг и хобби.

Само по себе это не новость, ​как и то, что за обеспечение условий для сотрудников в корпоративном «государстве» отвечает множество отдельных подразделений и направлений, от бухгалтерии до организаторов волонтерского движения. Чтобы поучаствовать (или хотя бы просто раздобыть справку 2-НДФЛ), нужно, во‑первых, знать, куда идти, а во‑вторых, найти время и дойти. А это уже не так просто.

В «Норникеле» все корпоративные сервисы, которые могут понадобиться сотруднику, находятся на расстоянии пары кликов в мобильном приложении «Суперника». Это первый корпоративный супер­апп — ​что-то вроде «Госуслуг» для предприятия.

«Суперникой» очень легко пользоваться, но за этой простотой скрываются сложные технические решения. Суперапп — ​это не обычное приложение и не корпоративный сайт, а новый класс программ с особой архитектурой.

Зачем нужен суперапп

Когда-то задачу информирования и вовлечения персонала решали газеты-многотиражки, потом появился корпоративный сайт. Но корпоративные новости не столь ценны, как возможность узнать свою зарплату за минувший месяц, заказать справку или распечатать страховой полис. Надо записаться к врачу, посмотреть авиабилеты и отель для командировки, узнать меню в столовой? За этим в «Супернику». Мессенджер для общения с коллегами — ​тоже здесь. Это приложение настолько полезно, что сотрудник в него точно зайдет.

Зайдет — ​и тут же увидит последние новости компании. Сможет в один клик подписаться на информационные каналы, которые ему близки. Например, департамент информационной безопасности рассказывает, как соблюдать цифровую гигиену и защищаться от мошенников. В канале «Сделано с заботой» появляются вести о ремонтах и обновлениях в бытовых помещениях предприятий.

Любой захочет поучаствовать в жизни компании, если сделать это так же просто, как поставить лайк: проголосовать в опросе, послать благодарность коллеге (и получить в ответ!), записаться на спортивный праздник, написать рацпредложение. Дальше — ​больше: открыть сообщество по интересам (как водится, с постами, комментариями, реакциями), привлечь в него коллег. И вот вы уже сплавляетесь на байдарках в солнечный выходной!

Выражаясь официально, суперапп предоставляет сотрудникам сервисы, информирует их о новостях компании и собирает обратную связь. Говоря по-человечески, «Суперника» — ​это «единое окно» в интересную и насыщенную корпоративную жизнь.

Почему суперапп не сайт

По описанию выше «Суперника» напоминает продвинутый корпоративный портал. Это неверно: обычная технология веб-сайтов такие задачи не потянет. Причин много, но главные из них — ​неизбежная разрозненность персональных данных и доступность с персональных гаджетов — чуть меньше 34 % из 80 тысяч сотрудников компании имеют служебные компьютеры.

К примеру, зарплаты всех сотрудников «Норникеля» рассчитываются в консолидированной системе на базе SAP HCM* — ​и это само по себе большое достижение для крупной компании, в которой когда-то порядка сотни подразделений вели раздельный бухгалтерский и кадровый учет. Но запись к врачам в ведомственных поликлиниках — ​это отдельная информационная система, разработанная по инициативе корпоративного центра здоровья в специфических целях. Корпоративный портал с информационными каналами и сообществами также опирается на собственную базу данных. Академия «Норникель», заказ билетов и бронирование отелей, спортивные соревнования — ​все это отдельные системы, созданные под свои задачи.

Симпатичный человечек на экране словно выскочил из ролевой компьютерной игры. Картинка подсказывает: человечку не хватает брезентовой куртки и брюк, перчаток, очков и кожаных тапочек. Все, кроме тапочек, уже подвезли на склад: можно идти получать, распечатав ведомость. Сервис по контролю средств индивидуальной защиты (СИЗ) прямо сейчас проходит тестирование и готовится к добавлению в суперапп. Он появился по просьбе работников, которые не всегда понимали, какие СИЗ им нужны и где их брать. Новый сервис подскажет верный комплект СИЗ по регламенту, напомнит об истечении срока службы и необходимости замены. Разработчики добавили возможность оценить СИЗ — ​поставить от одной до пяти звезд и написать отзыв, как на маркетплейсе.

Как эта разрозненность касается конечного пользователя? В каждой системе у него свои учетные данные: логин и пароль. Переходя с одной платформы на другую, он был бы вынужден каждый раз проходить аутентификацию.

Когда речь зашла о мобильной версии корпоративного портала, работающей на личных устройствах в общедоступных сетях, служба безопасности выставила разработчикам длинный список требований. Например, что пароль должен быть сложным и что после пары минут бездействия его нужно вводить снова. Стало ясно, что при таких жестких условиях большинство пользователей просто перестанут пользоваться сервисом.

Главная суперсила супераппа — ​элементарный вход через пин-код и биометрию. При этом специальные механизмы внутри приложения позволяют реализовать бесшовную, незаметную аутентификацию пользователя в разных корпоративных системах, откуда черпаются его персональные данные. На обычном веб-сайте при должном уровне безопасности эти функции технически не реализуемы.

* SAP HCM — ​ПО для управления персоналом, разработанное немецкой компанией SAP SE

Почему суперапп не приложение

Суперапп «Суперника» имеет трехуровневую структуру: собственно суперапп, смартаппы и сервисы. По сравнению с обычным «цельным» приложением она дает три преимущества: удобную аутентификацию, ускоренную разработку новых функций и моментальные обновления.

Суперапп — ​это приложение верхнего уровня. К нему подключаются смартаппы — ​отдельные подпрограммы, реализующие пользовательские функции. Суперапп обеспечивает общие ресурсы для всех смартаппов: это иконка в телефоне пользователя, единая точка входа и аутентификации через пин-код и биометрию, а также базовый набор правил для разработчиков, при соблюдении которых смартапп сможет встроиться в «общий дом». Примерами таких правил могут служить веб-верстка, адаптация к экранам разных размеров и, конечно же, требования информационной безопасности.

Испытать на себе магнетизм супераппа можно, не будучи сотрудником «Норникеля». Похожую структуру имеет приложение «Яндекс.Go». В нем можно не только вызвать такси, но и (внезапно!) заказать еду с доставкой или купить товары на маркетплейсе «Маркет». Все это — ​без перехода в другие приложения (и даже необходимости их устанавливать) и без повторной аутентификации.

Смартапп — ​это функциональное приложение, которое подключается к супераппу. Над смартаппом работает сравнительно небольшая команда программистов. Она тратит время на создание и тестирование только новых функций, а не супер­аппа в целом. В «Норникеле» смартаппом считают приложение, которое обеспечивает связь «Суперники» с одной из корпоративных информационных систем: SAP HCM, корпоративным порталом, медицинской системой и другими.

Сервисы — ​это небольшие дополнения к смартаппам. Например, когда сотрудники уже имеют доступ к расчету зарплаты и отпускных, но хочется добавить функцию мгновенной выдачи справки, создается новый сервис. Они разрабатываются и внедряются в кратчайшие сроки.

Важнейшее преимущество супераппа — ​незаметные обновления функционала без подтверждения со стороны пользователя. Функции появляются на главном экране приложения, словно новости на веб-сайте. При этом сам суперапп с формальной точки зрения остается прежним.

С человеческим лицом

Если бы информационные системы предприятий планировались и создавались с нуля раз и навсегда, то супераппы были бы не нужны. В жизни так не бывает. На предприятиях с богатой историей цифровизация прорастает снизу вверх усилиями множества людей. Технология супераппа позволяет сохранить и объединить все ценные цифровые ресурсы компании и показать ее на экране смартфона такой, какой она в действительности является: живым организмом с десятками тысяч человеческих лиц.

ВАСИЛИЙ КОРНЕЙЧУК
ВАСИЛИЙ КОРНЕЙЧУК, Бизнес-партнер блока кадровой, социальной политики и связей с общественностью компании «Норникель»

В 2014 году у нас началась большая IT-программа. На тот момент существовало порядка 100 отдельных систем, каждую из которых обслуживал свой программист. К 2020-му эти очаги лоскутной автоматизации удалось собрать в единую систему со всеми зарплатами, социальными программами и общей аналитикой по всему «Норникелю». Вот только у большинства сотрудников для связи с работодателем по-прежнему оставался лишь личный телефон. В 2021 году, работая над корпоративным порталом, мы попробовали сделать мобильную версию и столкнулись с непреодолимыми препятствиями со стороны информационной безопасности. Поиск решения привел нас к вендору eXpress. Коллеги разрабатывали корпоративный мессенджер с особой фишкой: смартаппами, которые потенциально расширяли его функционал до бесконечности. Это резонировало с нашей задачей: дать сотрудникам набор всех сервисов, которые могут понадобиться для работы, включая звонки, мессенджер, видеоконференции. Так «Норникель» и eXpress сформировали общую команду, что в итоге привело к созданию «Суперники».


Использованные источники: Материал опубликован в журнале «Цифровой океан» № 23 (май-июнь), 2024, Норникель, gorodenkoff / iStock.com, Kirill KUDRYAVTSEV / AFP / East News (x2), Норникель (x2), Kirill KUDRYAVTSEV / AFP / East News, Норникель (x3)