Андрей Константинов

Текст

Говорят, сколько бы обучающих видео ни посмотрел спортсмен, по-настоящему поставить удар может лишь персональный тренер: ведь даже если человек знает правильную технику, он не видит себя со стороны. Стартап UpT компании Sintez предлагает усилить чуткий взгляд специалиста машинным зрением

Несмотря на хмурое небо и моросящий дождь, на поле в Крылатском полно народу. Перспектива промочить специальные кроссовки не пугает московских любителей гольфа. Алексей Тращеев, CEO компании Sintez, пришел на поле со своей командой. Они не только разработчики приложения UpT, которое учит играть в гольф, но и его активные пользователи. «Сейчас гольф очень популярен, это огромный рынок, — ​говорит, разминаясь, Алексей. — ​В мире восемьдесят миллионов гольфистов, в одной Австралии более миллиона, во Вьетнаме в этом году было три миллиона гольф-туристов. А в России пока несколько тысяч — ​у нас все только начинается. Развитию этого вида спорта мешает не столько суперкороткий сезон, сколько стереотипы: считается, что гольф — ​игра для богатых. Но тут в Крылатском любой желающий может прийти и сыграть — ​клюшка и мячи стоят тысячу рублей. Поставьте наше приложение — ​и вперед!»

Учиться на ошибках

Девушки из команды Sintez уже взяли клюшки и отправляют в неведомую даль один мяч за другим. Каждый член команды обязан отрабатывать минимум по 20, а лучше по 100 ударов в день, поэтому рука у всех набита. Алексей бьет по мячу — ​получается красиво. Поднимаю клюшку, стараясь принять ту же позу, что и Алексей: боком к мячу, слегка согнув колени, затаив дыхание… Вроде бы все правильно, вот только мяч лежит где лежал, а сам я чуть не упал, потеряв равновесие.

Рядом на штативе стоит смартфон, его камера следит за каждым движением игрока. Удар клюшкой очень быстрый, поэтому съемка ведется частотой 240 кадров в секунду. Спрашиваю у Алексея, где хранится такое «весомое» видео, ведь памяти смартфона надолго не хватит. Оказалось, что мегабайты тренировок хранить не надо: алгоритм тут же обрабатывает ролик и удаляет лишние кадры, оставляя только те, что нужны для разбора. Программа отслеживает движения спины, клюшки, коленей и стоп: на фигуру игрока накладываются разноцветные линии — ​они видны на экране смартфона. Затем искусственный интеллект показывает основные ошибки спортсмена и выдает список рекомендаций. Все это сохраняется в приложении, по записям легко отследить свой прогресс. А еще можно отправить видео наставнику — ​в приложении есть база сильнейших тренеров из разных стран. Приложение, кстати, доступно для скачивания и уже завоевывает мировой рынок.

Интересуюсь у Алексея, почему именно гольф. «Я всю жизнь занимаюсь спортом: начинал с самбо, потом увлекся карате, айкидо, даже чемпионом был, — ​рассказывает он. — ​А гольф похож на боевое искусство: спортсмен должен быть так же спокоен и уравновешен. Это своего рода четырехчасовая медитация. От нервов очень многое зависит: ошибка в полградуса — ​и удар загублен».

Алексей увлекся программированием еще подростком, прошел через все поколения персональных компьютеров начиная с ZX Spectrum, в 14 лет уже работал лаборантом-программистом. Окончил мехмат, стажировался в Японии, изучая IT-технологии для умных городов, основал компанию Sintez, которая является резидентом «Сколково». Но интерес к спорту в конце концов привел его к идее использовать искусственный интеллект в тренировках — ​так появилось приложение UpT. «Изначально мы хотели упростить тренировки и снять нагрузку с наставника, — ​рассказывает Алексей. — ​Это же главная проблема любого вида спорта — ​найти хорошего тренера, по-настоящему крутого профессионала, который был бы всегда доступен. Ведь время такого мастера ограниченно».

Гольф vs теннис

Sintez начал с разработки программы, помогающей тренеру по теннису: она записывает тренировку, выбирает те фрагменты, где есть удары, делит их на фазы, — ​и в результате тренер, сразу просматривая нужные моменты, тратит на анализ пять минут вместо сорока и формирует рекомендации.

Звучит заманчиво. Однако, поговорив со теннисистами, разработчики поняли, что внедрить такую платформу будет непросто. Тренеров, способных использовать ее правильно, единицы. Предстояло не только создать продукт, но и сформировать рынок, обучить тренеров и атлетов — ​работы не на один год. Поэтому приняли решение сместить фокус на спорт, в котором спортсмены уже готовы к автоматизации тренировок.

В гольфе цифровизация используется повсеместно. На площадку ставятся лидары, которые определяют скорость мяча, дальность и угол полета. Гольфисты привыкли использовать цифровое оборудование: есть навигатор, где прописаны все поля, лунки и траектория перемещения, фитнес-трекер отслеживает количество шагов. К тому же в гольфе всего шесть типов ударов, и программе проще следить за игроком, который не мечется по корту. «Если во все стороны бежать, никуда не убежишь, — ​объясняет Алексей. — ​Для начала мы хотим стать первыми в мире гольфа, достичь совершенства в чем-то одном. Гольф — ​более емкий рынок, гольфистов больше, чем теннисистов: теннисом вообще часто занимаются только в детстве, пока платят родители. А гольф — ​это игра на всю жизнь: я видел гольфистов, которым по девяносто лет. И они прекрасно, кстати, выглядят, потому что много ходят, много думают, рассчитывая траекторию мяча, много общаются с другими игроками. И никаких экстремальных нагрузок!»

Твой персональный тренер

UpT — ​это аббревиатура, которая расшифровывается как Your Personal Trainer. Приложение может работать и как персональный наставник, помогая игроку самостоятельно устранять грубые ошибки, и как помощник тренера, которому отсылает важные моменты тренировок.

Чтобы ИИ научился распознавать ошибки, ему нужно было проанализировать более тысячи видео с различными ударами и движениями. Для этого разработчики использовали собственные данные: договаривались с тренерами и спортсменами и покупали у них записи занятий. На сбор датасета ушло несколько месяцев, и в итоге искусственный интеллект научился определять пять ключевых ошибок. Команда с UpT уже прошла три международных акселератора — в Китае, Японии и Австралии. В будущем Sintez собирается по-настоящему персонализировать приложение: нейросеть сможет давать рекомендации, не только выявляя стандартные ошибки, но и анализируя игру конкретного спортс­мена. Пока такого ни у кого в мире нет.

Алексей Тращеев
Алексей Тращеев, CEO компании Sintez

В гольф играют ради удовольствия — ​от игры и общения с партнерами. Но сложно испытывать позитивные эмоции, если ты всегда последний, а партнеры ждут тебя на каждой лунке. Игра должна проходить легко, а легкость — ​результат тренировок. Задача приложения UpT — ​сделать подготовку простой и эффективной, чтобы гольфист получал удовольствие от игры. Мы не стремимся убрать тренера из процесса — ​наоборот, помогаем ему сосредоточиться на важном и работать быстрее. Автоматизируя часть работы наставника, мы упрощаем вход в гольф. Наша миссия — ​сделать спорт более доступным и менее травматичным, ведь травматизм напрямую зависит от техники тренировки. Когда проходили акселерацию в Австралии, партнеры попросили сделать адаптированную версию для реабилитации: она будет помогать правильно выполнять упражнения. Но это в будущем. А сегодня приложение UpT помогает профессиональным наставникам обучать гольфистов со всего мира, а спортсменам — ​учиться у лучших.

Читайте также, как устроен российский цифровой спорт:

Читать на ЦО.РФ

О спорт, ты — кибер! Как устроен российский цифровой спорт

По данным ВЦИОМ, в 2019 году более половины россиян с тревогой относились к увлечению своих близких компьютерными играми. Тем временем в Международном олимпийском комитете более 10 лет идет дискуссия о включении киберспорта в Олимпиаду, и, возможно, это произойдет совсем скоро. Каким будет место России в компьютерном спорте?

Использованные источники: Материал опубликован в журнале «Цифровой океан» № 19 (сентябрь-октябрь), 2023, Виктор Вытольский