Bиталий Кавтарадзе

Текст

Почему журнал о «цифре» бумажный? Потому что о важнейших технологиях нужно читать, не отвлекаясь на пуш-уведомления. А почему его доставляет робот? Так 2022 год на дворе! Рассказываем, как мы доставляли «Цифровой океан» читателям с помощью робопса

Роботы-курьеры давно не удивляют москвичей. Трогательные «ящики на колесиках» доставляют пиццу и посылки с почты, но только до подъезда. На последней сотне метров заказчик вынужден доставлять товар сам себе.

Большая часть тиража «Цифрового океана» отдается подписчикам лично в руки. Колесный робот, скромно стоящий под дверью, для этого не подходит. Взгляд в глаза, крепкое рукопожатие, пожелание удачи — ​такое под силу только человеку. Или нет?

Четвероногого шагающего робота несложно научить подавать лапу. К тому же железный «друг человека», когда-то созданный военными для переноски грузов по пересеченной местности, уверенно чувствует себя среди городских бордюров и офисных лестниц. Если кто-то и достоин чести разносить «Цифровой океан», то это он, робопес. А значит, приступаем к тестированию!

Рейс 1. Диалоги о животных

— Это кто такой?

— Я знаю, это Алиса!

В интересное время живем. Женщины, которые вполне могут получать пенсию на сберкнижку, искрометно шутят про искусственный интеллект. Робот во дворе обычной девятиэтажки никого не шокирует и даже не удивляет. Куда больше внимания привлекает человек с камерой:

— Вы что снимаете? С телевидения? У нас полгода ремонт доделать не могут!

— Мы не телевидение.

— А кто?

— Тиктокеры мы.

— А, тикток. Понятно. Знал бы, кто придумал этот тикток, убил бы!

Убил бы… Как у нашего робота с антивандальностью? Он весьма беззащитен. Если толкнуть «пса», он ловко ловит равновесие, но если все же упадет, самостоятельно встать не сможет.

Впрочем, колесные роботы-доставщики наездили уже миллионы километров, и редко кто-то решается обидеть их. Об этом говорит, в частности, Генри Харрис-Бурланд из компании-производителя роботов Starship Technologies. Связываться с дорогостоящей машиной — ​себе дороже. Роботы обвешаны камерами и записывают все, что происходит вокруг. Уйти от ответственности, навредив машине, практически невозможно.

Да и желающих не так много, в основном люди воспринимают робота с улыбкой, снимают на телефон. Хотя есть и «естественные недоброжелатели».

— Так вот из-за кого я останусь без работы? — ​бросает на ходу велосипедист в зеленой футболке и с зеленым же кубом за спиной.

Курьер, конечно, волнуется раньше времени. Робот Unitree, которого мы тестируем, стоит примерно 3 миллиона рублей — ​это 100 месячных зарплат большинства курьеров. Техника требует постоянного обслуживания. Как и у обычного автомобиля, у робота изнашиваются подшипники, приводные ремни. Кроме того, могут появляться ошибки в программном обеспечении. Нанять людей пока что дешевле, чем приспособить для доставки роботов. Впрочем, возможно, это только на старте.

Илья Каинов
Илья Каинов, руководитель отдела роботизированных систем компании 3Logic Group (резидент «Сколково»):

Роботы-собаки сейчас стоят недешево, поскольку их собирают штучно, как роллс-ройсы. Но через 10 лет, когда они пойдут в массовое производство, мы ожидаем падения цен минимум в полтора-два раза. Важно понимать, что любая доставка на „последней миле“ несет убытки поставщику. По мере развития роботов-собак их маркетинговые преимущества могут перевесить риски эксплуатации

В отличие от колесных роверов-доставщиков, к которым жители крупных городов быстро привыкают, роботы-собаки редко оставляют прохожих равнодушными. Люди останавливаются, чтобы сфотографироваться с машинами, как следует рассмотреть их. Неизбежно зрители обращают внимание на логотипы компаний-операторов, QR-коды со ссылками на продукты, значит, рободоставка может стать важным инструментом имиджевой рекламы. Речь и имитация движений настоящих животных только помогают получить больше реакций.

Рейс 2. Каменные джунгли

Подписчик нетерпеливо кусает галстук: кофе остывает, журнал обещали доставить с минуты на минуту. Что сложного? Современные офисы с безбарьерной средой и повсеместными навигационными табличками как будто специально создавались для курьеров. Однако человеческий рай — ​для робота настоящая полоса препятствий.

Элемент первый: бордюрный камень. Десять за технику, десять за артистизм. Чтобы преодолеть препятствие, робот переходит в специальный режим: высоко поднимает ноги и выбрасывает их вперед, стараясь зацепиться за верхушку камня. Любое препятствие высотой до 18 см для Unitree не проблема.

Элемент второй: ливневая решетка. Ситуация опасная: если «лапа» попадет в щель, робот не сможет выбраться самостоятельно. Однако Unitree предупрежден и вооружен: смотрим на дорогу «глазами» робота через одну из фронтальных камер и видим, как нейросеть обводит канализационную решетку в рамку. В опасную зону робот не пойдет.

Элемент третий: лифт. Здесь главная оценка — ​за артистизм. Робот стоит у дверей, всем своим видом излучая дружелюбие. Случайные попутчики не слишком удивляются, пропуская его в кабину, и даже не боятся, что робопес отдавит ноги. «Восьмой этаж, пожалуйста», — ​звучит синтезированный голос. И человек обыденно нажимает на кнопку.

Элемент четвертый: лестница. Технический фол. Преодолев пару пролетов, робот поскальзывается и с грохотом катится вниз. Без группы поддержки из этой передряги ему не выбраться. Даже сердобольные прохожие не помогут: ставить на ноги 21-килограммового робопса лучше вдвоем и умеючи.

Удивленный подписчик получает журнал и снимает необычного курьера на телефон. В произвольной гимнастической программе ставим роботу зачет с замечаниями.

Илья Каинов
Илья Каинов, руководитель отдела роботизированных систем компании 3Logic Group (резидент «Сколково»):

Проходимость робота обусловлена не только железом, многое зависит от программного обеспечения. Каждый разработчик держит в тайне свою механику движений, операционную систему, датчики. Компания 3Logic Group покупает роботов в Китае, затем уже в „Сколково“ команда программистов работает над программным обеспечением. Наша система компьютерного зрения уже успешно распознает людей, бордюры, машины, канализационные люки. Чем больше информации получит робот, тем лучше он будет знать, куда ставить ногу, и проходимость сильно возрастет

Рейс 3. На коротком поводке

Дорожный знак «Пешеходная зона» обязывает водителей двигаться со скоростью не больше 5 км/ч, чтобы оградить людей от попадания под машину. Жаль, что робота с его метровым ростом это не спасает. Из-за угла со скоростью куда больше разрешенной вылетает кроссовер Porsche, и водителю совершенно не видно низкого робопса.

Тут-то и выбежали на дорогу и показали себя все: «С ними семьдесят студентов, тридцать пять корреспондентов, два редактора с корректором, кинохроника с прожектором, юные натуралисты и другие специалисты». И главное, оператор робота. Да, пока робот разносил журналы, в кустах пряталась целая команда, включая человека, управляющего каждым движением машины с пары джойстиков.

В отличие от «ящиков на колесиках» робопес пока не умеет гулять сам по себе. Сделать его автономным — ​дело времени. Роботы Spot от компании Boston Dynamics, на которых равняются все производители шагающих машин, способны выполнять автономные миссии по патрулированию замкнутых территорий, таких как нефтеперерабатывающие предприятия, склады, порты. Да и машины Unitree, подготовленные в 3Logic, уже патрулируют промышленные стройплощадки.

Чтобы трудоустроить Unitree в «Цифровой океан», достаточно сложить воедино несколько давно испытанных технологий. Спустя какое-то время, год, два или десять, вы закажете журнал на маркетплейсе и увидите на пороге робота, который протянет вам железную лапу.

Илья Каинов
Илья Каинов, руководитель отдела роботизированных систем компании 3Logic Group (резидент «Сколково»):

Благодаря разработанной нами прошивке, роботы Unitree уже сейчас могут перемещаться автономно, но на улице мы его пока используем только с оператором. Для полноценного автопилота недостаточно одного машинного зрения. Со временем мы добавим лидар и ультразвуковой радар для точного обнаружения окружающих объектов. Через год-полтора мы планируем выпустить на рынок полностью автономного робота

Читайте также нашу подборку полезных роботов:

Использованные источники: Материал опубликован в журнале «Цифровой океан» № 14, 2022, Марина Ким, 3Logic