Павел Иевлев

Текст

Дефицит микроэлектроники на мировых рынках вообще и российском в особенности в последние месяцы неоднократно вызывал остановку автомобильных конвейеров. Это связано с тем, что современный автомобиль во многом «электронный». Но что именно в машине требует столько чипов, и нельзя ли без этого обойтись?

В России из электронных помощников водителя обязательны всего два ― ЭРА-ГЛОНАСС и АБС (с 2016 года на всех новых машинах). Это необходимо для сертификации и, теоретически, машина без этих устройств в продажу поступить не может. Впрочем, реальность такова, что тот же ВАЗ выпускал машины без ГЛОНАССа под обещания поставить его потом.

В Европе все куда строже ― три года назад Еврокомиссия выкатила перечень обязательного оборудования для новых машин, и там такой грандиозный набор, как автоматическое торможение, автомат удержания в полосе, алкозамок, система контроля усталости водителя, камера заднего вида, датчики парковки и фискальный «черный ящик», как в самолете. Правда, все это вводится не прямо сейчас, а постепенно, начиная с этого года, потому что европейский покупатель пока не готов оплатить этот праздник, особенно с учетом состояния экономики, а производители не знают, где взять столько чипов, когда в разгаре санкционная война США с Китаем.

Теоретически подсчитано, что «полный европейский набор всего» сохранит жизни 7300 человек до 2030 года, а система автоматического торможения на 38% снизит количество попутных столкновений, которые хотя и редко приводят к жертвам (в отличие от встречных), зато являются главной головной болью страховых компаний.

Собственно, европейские страховщики и есть главные лоббисты обязательных электронных систем в ЕС – оплатит их все равно покупатель, а чем меньше аварий, тем меньше денег выплатит страховая.

Необходимость или навязанность?

Среди водителей и экспертов не утихают споры – что из «дополнительного оборудования» действительно нужно, а что просто навязывается для прибыли производителей и доходов страховщиков? Не секрет, что электронная часть автомобиля сверхприбыльна. В отличие от троицы «мотор-трансмиссия-кузов», обеспечивающей собственно движение, но весьма затратной в разработке и изготовлении, микроэлектроника дешева в закупке и дорога в комплектации. Поэтому чем более оснащен допсистемами автомобиль, тем больше прибыли он приносит. Но только ли в этом дело?

Немало водителей считают «электронных ассистентов» ненужными. Ведь еще не так давно электронная часть автомобиля ограничивалась магнитолой, при этом ездили они так же быстро, а комфортом были ничуть не хуже. Но это не совсем так. Как бы это ни было обидно для водителей, статистика неумолима – та же система АБС довольно заметно снизила число самых типичных мелких ДТП: «немножко не хватило тормозного пути». Традиционный «день жестянщика» по первому гололеду стал собирать чуть меньше жертв.

Система ЭРА-ГЛОНАСС приняла более 12 миллионов вызовов, при этом 70% их поступило в систему в автоматическом режиме, вследствие серьезной аварии, при которой водитель и пассажиры от травм и шока не смогли самостоятельно обратиться в экстренные службы. Это сотни спасенных жизней.

Так что нужно, а что лишнее?

Самые полезные

Опросы водителей показывают, что наиболее полезными они считают контроль слепых зон и круиз-контроль с функцией движения в пробке.

«Blind Spot Assist» — система, в которой используется набор датчиков, расположенных в боковых зеркалах заднего вида или в заднем бампере. Иногда к датчикам добавляется камера.

Их задача — обнаруживать других участников дорожного движения на соседних полосах движения. Если датчики что-то замечают, они предупреждают водителя. Предупреждения бывают четырех видов:

· звуковые сигналы;

· вибрация (например, вибрация руля или сиденья);

· сигнальные лампы (на боковых зеркалах или приборной панели);

· активное предотвращение столкновений (система может увести автомобиль от столкновения автоматически).

Очень помогает в ситуации, когда водитель хочет сменить полосу для обгона, а там движется другой автомобиль, оказавшийся в слепой зоне водительского бокового зеркала. Это происходит чаще, чем кажется.

Интеллектуальный круиз-контроль (SCC) с функцией движения в пробке с помощью радара определяет скорость и расстояние до впереди идущего автомобиля. Система автоматически поддерживает безопасную дистанцию до машины спереди и разгоняет автомобиль до заданной водителем скорости. В пробке система при необходимости полностью останавливает автомобиль, а затем — автоматически набирает скорость обратно.

Очень помогает в длинных монотонных «пробках-тягунах», когда стирается разница между «стоим» и «едем». Не нужно постоянно переносить ногу с газа на тормоз и обратно (хотя постоянные рывки иногда раздражают).

Самые ненужные

Самыми бесполезными водители во всем мире считают системы удержания в полосе и автопарковщик.

Система контроля за разметкой и удержания в полосе движения способна предупреждать водителя о непреднамеренном уходе с полосы или при смене полосы движения без включения сигнала поворота. Теоретически она должна предотвратить выезд на другую полосу движения в случае, если водитель потерял концентрацию или, хуже того, заснул за рулем. При помощи либо тормозной системы, либо электроусилителя рулевого управления она корректирует траекторию автомобиля таким образом, чтобы он ехал ровно посередине полосы движения — при условии наличия четкой разметки по обеим ее сторонам. Однако не только водители, но и американский Страховой институт дорожной безопасности (IIHS) настроены к ним весьма скептически.

Водители жалуются на слишком грубую работу системы, которая вмешивается в процесс управления без очевидной причины, а эксперты утверждают, что в условиях плохой видимости, дождя, снега или просто грязных стекол система почти не работает, и полагающийся на нее водитель может попасть в ДТП.

Автопарковщик Park Assist ― интеллектуальная система автоматической парковки. Основной особенностью ее считается полное управление от момента старта до завершения без участия водителя или с минимальным его вмешательством. Ультразвуковые датчики позволяют блоку управления распознать дистанцию до соседнего транспортного средства и ближайшей помехи. Стандартная схема: 12 датчиков по 4 спереди и сзади, а так же по 2 на левую и правую боковую часть, но их может быть и больше. Во время движения машины вдоль ряда припаркованных транспортных средств, на скорости 40 км/час при параллельной парковке и 20 км/час в случае поперечной, датчики сканируют расстояние между ними. Блок управления обрабатывает полученную информацию, тем самым распознавая параллельную или поперечную парковку, и рассчитывает подходящее место. Водитель получает сигнал, подтверждает согласие, и машина заезжает туда сама, совершая все необходимые маневры. Казалось бы – прекрасный вариант, но…

В реальности большинство водителей предпочитают парковаться сами. Автопарковщик идеально работает только в рекламных роликах, а на самом деле он может встать косо, слишком близко к другим машинам, не заметить ветку дерева, небольшой столбик или собаку. Кроме того, многим водителям просто дискомфортно, когда машина выполняет маневры без их участия.

Выводы

Ассистенты водителя – наше будущее. С каждым следующим «умным помощником» мы приближаем эпоху беспилотных авто, и однажды нам просто не оставят выбора.

Впрочем, статистика утверждает, что 8% российских водителей первым делом отключают в свежекупленной машине всех ассистентов, и далее полагаются лишь на зоркость глаз и крепость рук.

Удачи нам всем на дорогах!

Использованные источники: