Роман Фишман

Текст

Кампус Московского института стали и сплавов (НИТУ «МИСиС») находится в центре Москвы, неподалеку от парка Горького. Всем его студентам, сотрудникам и гостям знакома местная достопримечательность — стеклянная пирамида у входа в институт. Но мало кто бывал под ее куполом

Мы стоим здесь, и свет, падающий сквозь стекло, с трудом достигает дальних углов большого помещения. Сейчас оно пусто, но еще недавно здесь стоял целый локомотив. «Мы можем собрать тут что угодно — ​хоть вертолет, хоть небольшую подводную лодку», — ​говорит Владимир Пирожков. Промышленный дизайнер с мировым именем, работавший для Citroen и Toyota, сегодня он возглавляет Инжиниринговый центр прототипирования высокой сложности «Кинетика», универсальное производство, действующее буквально под ногами у студентов и гостей МИСиС. «Я выстроил свою судьбу так, что у меня все было хорошо. Большим трудом удалось добиться всего, о чем, казалось бы, можно мечтать. Жизнь в Ницце, а если хочется на сноуборде, то полчаса — ​и Средиземноморские Альпы, — ​рассказал нам Владимир. — ​Но в какой-то момент я понял, что все это становится рутинным и скучным. Не было масштабных задач. Именно за такими задачами я вернулся в Россию».

Открывшаяся в 2016 году «Кинетика» занимает 3500 квадратных метров под главной площадью МИСиС. Таких центров прототипирования не так много во всем мире. Как правило, они организуются для нужд той или иной отрасли — будь то автомобиле- и судо­строение, энергетика, авиация — или для производства бытовой техники. Прежде чем запустить такую сложную продукцию в серию, требуется построить первый функциональный образец, провести его испытания и отработать технологии. «Между научными разработками и готовым изделием всегда есть определенная дистанция, и именно ее покрывают центры прототипирования, они же центры инжиниринга», — ​объясняет Владимир Пирожков.

Проект: Беспилотник AURA100. Партнер: Группа компаний AURA (AGC). Беспилотный летательный аппарат вертолетного типа соосной схемы — ​два противоположно вращающихся винта находятся на одной общей оси. Это позволяет уменьшить площадь, ометаемую лопастями, и сделать дрон компактнее и безопаснее без потери подъемной силы. AURA100 разрабатывается для грузоперевозок и борьбы с пожарами
Владимир Пирожков
Владимир Пирожков, дизайнер:

Мы создали дизайн беспилотника AURA100 и проводили авторский надзор за его производством в подмосковном Жуковском. В итоге он стал примером такого нашего изделия, которое способно конкурировать на равных с лучшими образцами на глобальном рынке. Разработанный в России дрон собрал множество премий на международных выставках и сейчас проходит испытания в ОАЭ

В отличие от большинства аналогов центр «Кинетика» — ​мультиотраслевой. Здесь создаются проекты конвертопланов и обтекателей для космических ракет, экзоскелеты для военных, речной транспорт и даже пулеметы. Для этого под той самой пирамидой собралась команда из 14 человек и почти полусотни роботов, которые способны с нечеловеческой точностью обрабатывать практически любые материалы — ​от дерева до высокомолекулярного полиэтилена, углепластика и сверхтвердого карбида бора, «искусственного алмаза». Центр прототипирования — ​это фактически небольшая универсальная фабрика.

Проект: Речной трамвай «Соталия». Партнер: Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Круизное и пассажирское судно, созданное по проекту бюро «Онега». Минимальная осадка (всего 50 см) и водометный движитель позволяют использовать его на большей части водных путей России, принимая и высаживая пассажиров даже на необорудованном берегу. Судно рассчитано на перевозку до 35 человек или до 2,5 тонны груза
Владимир Пирожков
Владимир Пирожков, дизайнер:

По заказу ОСК мы сделали дизайн речного трамвайчика, который уже в ближайшие месяцы начнет испытываться в Калининграде. Панорамная крыша открывает широкий вид для пассажиров, но она может и закрываться, если им нужно защититься от солнца. Рассматриваются и другие модификации — ​напри­мер, как плавучий фельдшерский пункт или для перевозки грузов в удаленные, труднодоступные поселки водным путем

Такое производство не предназначено для серий, зато позволяет реализовать почти любую технологию, которая применяется в промышленности, и изготовить что угодно — ​от глушителя для пистолета до морского судна, — ​лишь бы оно уместилось в помещении. «У нас развернуто около 80 процентов всех существующих производственных технологий, за некоторыми исключениями, — ​объясняет Владимир Пирожков. — ​­Например, мы не производим экспериментальную электронику и не ведем литье металлов. Литье — ​слишком масштабное и горячее производство, а с электроникой работать очень дорого. Но все это можно заказывать у поставщиков».

Проект: Тепловоз ТЭМ5Х. Партнер: Трансмашхолдинг. Маневровый двухосевой локомотив с гибридной силовой установкой: здесь предусмотрены отсеки и для двигателей, и для блоков электрических аккумуляторов. Тепловоз можно адаптировать для движения на дистанционном управлении или полностью в беспилотном режиме
Владимир Пирожков
Владимир Пирожков, дизайнер:

Когда нам привезли тепловоз, это был гость из прошлого века. Мы срезали с него все, оставив лишь саму платформу, и переделали с нуля с точностью до долей миллиметра. На железной дороге такая точность не нужна, но у нас производство цифровое, мы по-другому не умеем. Зато весь „пазл“ готового изделия сложился идеально: 200-тонный тепловоз из полутора миллионов деталей был построен здесь всего за 4,5 месяца

Здесь можно запечь углепластиковую форму, разрезать детали гидроабразивом или мощным лазером, провести окраску, осуществить 3D-печать. Не говоря уж о классических технологиях обработки, таких как фрезерование, опрессовка, окраска и т. д. Но вот собрать под одной крышей инженеров, которые обладали бы экспертными компетенциями во всех нужных областях техники, попросту невозможно. Поэтому каждый проект прорабатывается совместно с инженерами компании-заказ­чика — ​людьми, которые отлично знают свой рынок, свои материалы и поставщиков. В результате изделие получается адаптированным к существующему производству и оборудованию.

Проект: Космический корабль «Орел». Партнер: РКК «Энергия» им. Королева. Перспективный многоразовый космический корабль для доставки людей и грузов на околоземную орбиту и за ее пределы, в том числе к Луне. Рассчитан на полностью автономный полет сроком до месяца и экипаж до шести человек. Управляется с помощью сенсорных мониторов, пользоваться которыми можно и в скафандре
Владимир Пирожков
Владимир Пирожков, дизайнер:

Мы спроектировали интерьер пилотируемого ко­рабля, который должен впервые полететь в 2023 году. „Пазл“ собирали из 20 тысяч деталей, тысячи из которых уникальны и были изготовлены здесь, у нас. В отличие от американского аналога Orion в нашем корабле можно вытянуться во весь рост, можно по-человечески сходить в туалет, а не пользоваться памперсами. Для американцев это почти как для нас салон иномарки — ​совер­шенно недоступный уровень

«Вы можете упорно использовать старые технологии и бесконечно штамповать давно освоенную продукцию, — ​говорит Владимир Пирожков. — ​Но если вам требуется выйти на мировой рынок, удешевить свое изделие, если нужно освоить выпуск гражданской продукции или повысить степень переработки исходного материала, то вам придется стать конкурентоспособными среди игроков, которые уже давно укоренились в этой области и добились успеха. А для этого понадобятся новые идеи, технологии и дизайн. Можно сказать, что именно конкурентоспособность мы здесь и создаем».

Проект: Аэротакси Bartini. Партнер: Стартап «Бартини» (резидент «Сколково»). Прототип летающего такси, использующего эффект Бартини — ​увеличение тяги за счет разнесения соосных винтов по разные стороны корпуса. В этом аппарате применяются две такие пары, защищенные кольцами по краям. Поворотные механизмы позволяют переходить от вертикального взлета и посадки к быстрому и экономичному горизонтальному полету
Владимир Пирожков
Владимир Пирожков, дизайнер:

Мы изготовили макет аэротакси в масштабе 1:5, и он уже отправился в Жуковский, где будет проходить испытания в аэродинамической трубе. Получив данные этих испытаний, мы проведем перерасчет: используя коэффициент подобия, получим цифры для полномасштабного изделия. Это позволит окончательно убедиться в том, что аппарат взлетит, и тогда можно будет переходить к созданию полноразмерного предсерийного образца

Владимир Пирожков
Владимир Пирожков, Автор идеи и директор инжинирингового центра прототипирования высокой сложности «КИНЕТИКА» НИТУ «МИСИС»

Мы можем построить практически все, что придет в голову. Разве что не умеем собирать новые биологические организмы. Хотя была такая мысль: прорабатывая концепцию центра, мы задумывались и о производстве новых форм жизни. Например, создать технический аналог мухи — ​летающую сущность, которая могла бы объединяться с другими такими же «мухами». Как воздушное лего, из которого можно собирать разные биологические конструкции. К сожалению, от этого пришлось отказаться

.

Читать на ЦО.РФ

Творение рук человеческих Как работают протезы будущего

В 2021 году нейрохирурги Медицинского центра ДВФО совместно с компанией «Моторика» провели пилотные операции по очувствлению протезов рук. Люди, потерявшие конечности десятилетия назад, смогли частично избавиться от фантомных болей, научиться оценивать размеры предметов на ощупь и вновь обрести ощущение касания

Использованные источники: Материал опубликован в журнале «Цифровой океан» № 11, 2022, Сафрон Γоликов, Инжиниринговый центр «Кинетика»