Фабрика звезд смогут ли реальные инстаграмеры и ютуберы отстоять рекламный рынок у виртуальных знаменитостей
Неосторожные высказывания телеведущей Регины Тодоренко на тему домашнего насилия стоили ей рекламного контракта с PepsiCo. Шведский инфлюенсер Натали Шлейтер была вынуждена удалить свой аккаунт в инстаграме после поста, сравнивающего ее жизнь с житьем работяги в грязи или покрытого потом рисовода на Бали. На весь мир прогремели скандалы Пьюдипая и Логана Пола, ютуб-звезд первой величины. Один во время стрима обозвал противников, используя расистскую лексику, за что лишился статуса премиального ютуб-партнера. Другой наткнулся на тело самоубийцы во время съемок очередного ролика: не прекращая записи, он стал шутить над усопшим. Результат — отключение премиального партнерства на ютубе, отмена второго сезона сериала с его участием и статус самого ненавидимого инфлюенсера в интернете.
Логан потерял не менее пяти миллионов долларов на этом скандале. Рекламодатели, связавшиеся с проблемным блогером, — гораздо больше. Они не только понесли финансовые потери, но и запятнали репутацию своих брендов, которую выстраивали годами. Впрочем, даже без таких происшествий работать со взбалмошными и часто безответственными интернет-дарованиями непросто. Вот если бы раскрученный блогер был, а связанных с ним проблем не было…
Пожалуйста! Технологии компьютерной анимации предложили рынку беспроблемных звезд (или почти беспроблемных, однако об этом позже). Но кто мог подумать, что у несуществующих людей появятся живые подписчики? Никто и не думал, все произошло само собой.
Человек, подвинься
Виртуальную певицу Мику Хацуне создали для продвижения продукта корпорации Yamaha — синтезатора речи и пения под названием Vocaloid. Заказ получил иллюстратор Кэи Гару: он целый месяц пытался скрестить сине-зеленую цветовую схему ямаховских пультов с концептом «андроида из будущего». Результатом его трудов стала юная красавица в мини-юбке и с аквамариновыми волосами, разделенными на два длинных хвоста. Этот рисунок изменил мир, открыв дорогу цифровым персоналиям.
Маскоты — штука привычная, у той же Yamaha уже были синтезаторы речи со своими персонажами, хотя те и не пользовались особой популярностью. Но в случае с Мику совпало всё. Образ пришелся пользователям по душе, речевой набор полностью соответствовал картинке и выдавал милый голосок, а время появления продукта и персонажа (2007 год) выпало как раз на период бурного развития интернета. Люди покупали программу-вокалоид, писали песни, «скармливали» тексты виртуальной певице, добавляли простенькие анимации и выкладывали свое творчество в Сеть. В результате Мику стала всемирно признанным поп-идолом и брендом, который принес ее создателям рекламные контракты с другими гигантами — от «Кока-Колы» до «Тойоты».
Мику Хацуне. Пионер виртуализации, японская поп-дива, появившаяся на свет в 2007 году. Официальный канал на ютубе имеет 1,3 миллиона подписчиков, но есть и десятки фанатских каналов, а потому точное число поклонников установить невозможно
Позже тренд на виртуальных героев дал о себе знать на ютубе и в инстаграме: в 2016 году появились два новых джаггернаута — японский видеоблогер с никнеймом Kizuna Ai на первой площадке и американская модель Лил Микела на второй.
Кизуна — японский 2D-персонаж, который имеет два канала на ютубе с общей аудиторией 4,5 миллиона (у той же Регины Тодоренко всего 1,05 миллиона). Виртуальная звезда танцует, поет, выполняет физические упражнения и общается с аудиторией. Все ролики записаны на японском языке, но можно просматривать записи с субтитрами, в том числе русскими.
Лил Микела — дружелюбная девочка-подросток с веснушками, которая записывает песни, проводит время с друзьями и общается со знаменитостями. Обо всем этом она рассказывает подписчикам. Аккаунт ведется по классическим шаблонам инстаграма: страница содержит фотографии Микелы в модных образах и в красивых локациях. Публика героиню любит, об этом говорит растущее число подписчиков, которых почти три миллиона, и рекламные контракты с Prada, Calvin Klein и Samsung. По подсчетам маркетплейса OnBuy, в 2020 году Микела заработала на рекламных публикациях в инстаграме более десяти миллионов долларов. Возможно, при сохранении такого тренда немалому числу живых блогеров придется подвинуться.
В 2020 году Лил Микела заработала на рекламе в инстаграме более десяти миллионов долларов
Издержки производства
Однако у виртуалов есть свои слабые места. Живой человек может запросто съездить в новое место, переодеться, приобнять коллегу-знаменитость. Он с легкостью прочитает текст на радио, сфотографируется для инстаграма, запишет подкаст на ютубе, а в перерыве слепит ролик для тиктока. Цифровые инфлюенсеры не могут менять формат на лету. Дело в том, что инстаграм требователен к картинке: есть только одно фото, чтобы привлечь внимание к посту. Виртуалу необходимо быть детализированным, с правильной игрой света и тени на коже, убедительно вписываться в реальное окружение, а главное — носить одежду и украшения тех самых брендов, что заплатили за рекламу. В связи с этим в модель, в ее прическу и одежду нужно постоянно вносить изменения вручную. А над каждым кадром должны работать несколько человек: иллюстратор, один или два 3D-художника, консультант по одежде, дизайнер интерьеров. В зависимости от количества вовлеченных людей, детализации и задач цена создания одной виртуальной фотографии может быть в диапазоне от 1000 до 8000 долларов за фото.
Имма (@imma.gram). Проект японской компании 3D ModelingCafe, придуманный для англоговорящей аудитории. У инфлюенсера 330 тысяч подписчиков в инстаграме. Имма успела посотрудничать с такими брендами, как IKEA, Burberry, Bape и Dior. Ее популярность стабильно растет
Для ютуба удержание внимания аудитории важнее регулярных смен образа. Поэтому больше всего прорабатываются характер, поведение, голос и манера общения персонажа. А вот дизайн виртуала после первоначального изготовления и утверждения может не меняться годами. Это значительно снижает затраты на долгосрочное поддержание таких проектов, но возлагает больше ответственности на вовлеченных актеров. По затратам и технологической сложности виртуальные ютуберы делятся на две группы: аватар-стримеры и полностью трехмерные.
Аватар-стример — это недорогой вариант звезды ютуба, который выглядит как 2D-изображение со скромным набором умений. Но создается аватар очень просто: эскиз образа заказывают у художника-аниматора за 300–600 долларов, далее картинку загружают в такие программы, как Live2D или FaceRig, подключают USB-камеру с микрофоном — и все, можно пользоваться. Программа считывает движения актера, а персонаж на экране их повторяет: улыбается, хмурится, слегка поворачивается, машет рукой и моргает. Но не более того. Сложные движения и даже просто ходьба таким аватарам недоступны.
Шуду Грэм (@shudu.gram). Чернокожая виртуальная модель с 210 тысячами подписчиков. По заверениям ее создателя, Шуду воплощает то, что он считает привлекательным, но видит не так часто, как хотелось бы. Она сотрудничала с Fenty, брендом Рианны, рекламируя помаду. Однако в американском обществе отношение к ней противоречивое, ведь ее создатель белый мужчина, что вызывает образ рабовладельца у афроамериканцев. Этот фактор сдерживает популярность Шуду и количество ее рекламных коллаборации
Детализированные трехмерные витуберы стоят дороже, зато и позволить себе они могут почти все: ходить, танцевать, брать в руки предметы и выражать полный спектр эмоций. За это отвечают продвинутые системы захвата движений motion capture, или mocap (подробнее о mocap читайте в 3-м номере «Цифрового океана»). И если раньше подобные технологии были доступны только киностудиям, то сейчас компактные и недорогие mocap-комплекты производятся специально для блогеров. Пример такого набора — Perception Neuron 2.0 за полторы тысячи долларов.
Но все равно, прежде чем перевоплощаться в виртуальную личность, придется заказать образ 3D-художнику, а после вложиться в рекламу. Ведь без должной раскрутки даже самый красивый персонаж не получит рекламных контрактов.
, Арт-директор СТУДИИ REALTIME ГРАФИКИ INTYВ индустрии трехмерной графики накопилось множество готовых решений для любых задач. Но отрасль идет по пути специализации, поэтому создание фотореалистичного персонажа требует работы большой команды. Создание 3D-скелета — отдельная специальность. У человека более 230 суставов, и чтобы воссоздать реалистичную пластику, нужно запрограммировать множество правил и ограничений. Зато потом актеру будет легко играть персонажа в студии Motion Capture. Оперировать такой студией — тоже отдельная профессия. Как и разработка 3D-модели и рисование текстур — «обоев», которые натягиваются на трехмерную «скульптуру». В итоге на создание персонажа уходит минимум месяц работы шести-десяти специалистов. С готовым персонажем работать не намного проще: не героем единым жив видеоблог. Чтобы одеть виртуальную звезду в новое платье, приходится создавать модель одежды. Виртуал не может съездить в новое место: фон нужно снимать отдельно. Готовый видеоролик нуждается в постобработке — это что-то вроде ретуши в фотографии. Снимать живых людей намного быстрее и дешевле.
Русская душа
Виртуальные знаменитости наиболее популярны у себя на родине, в Японии. Этому способствует культура аниме и привычка японцев создавать маскотов для всего на свете — от мэрии до сорта яблок. Второе место уверенно занимают англоговорящие инфлюенсеры в инстаграме. Модные, дерзкие, выполненные на качественно высоком уровне, они заставляют даже крупные бренды задуматься о создании собственных ручных «цифровых амбассадоров».
Правда, и они начинают попадать в неприятные истории. Та же Лил Микела подверглась общественному порицанию, поделившись с поклонниками историей, как она подверглась сексуальным домогательствам. Виртуальную девушку обвинили в неискренности и желании подогреть свою популярность на волне #metoo.
Лил Микела (@lilmiquela). Самый популярный виртуал инстаграма с 2,8 миллиона подписчиков. Сотрудничает с такими брендами, как Calvin Klein, Dior, Prada, Balmain и другими. Стоимость рекламного поста в ее инстаграме оценивается в 8 тысяч долларов
В России перспективы виртуалов пока туманны. С одной стороны, проекты @asyastrike и @kira.faux, в какой-то момент обласканные рекламодателями, так и не смогли набрать критическую массу подписчиков. За самым знаменитым российским аватаром @aliona_pole от команды Malivar в инстаграме следят более 15 тысяч человек.
В то же время разнообразных инструментов для замены живых медиаперсон становится все больше. Сбербанк представил виртуальную телеведущую Елену. В отличие от других аватаров, она не повторяет действий актрисы, а делает все сама: речь, движения, мимика персонажа рассчитываются нейросетью. Аналогично работает сервис «Диктор» от Mail.ru: с его помощью пользователь за считаные минуты может создать собственный выпуск новостей.
На конференции «Газпром-медиа» публику познакомили с виртуальными инфлюенсерами телеканалов ТНТ и «Пятница» — девушкой Аней и пандой Фрайди. Представители холдинга подчеркнули, что Аня будет рекламировать не любые бренды — она станет выбирать те, которые ей по душе.
Использованные источники: Материал опубликован в журнале «Цифровой океан» № 4, 2021, Crypton Future Media, INC. www.piapro.net PIAPRO / SEGA, Graphics by SEGA / MARZA ANIMATION PLANET INC., Production by Crypton Future Media, INC., Kyodo Photo / Newscom / Legion-media, Carl Court/ Getty Images, © Aww Inc. , Balmain Via Bestimage / Le