Эльмир Валеев

Текст

Съемочная площадка суперсовременного цифрового фильма не самое эффектное место: обычные столы, компьютеры и небольшое расчищенное от мебели пространство, посреди которого стоит актер в шлеме виртуальной реальности. Он-то и видит все самое интересное: ему нужнее. Специалисты студии Magic Factory рассказали и показали «Цифровому океану», как снимается самое передовое кино

Недавно на российском телевидении появился новый мульт­сериал «Тайны медовой долины» студии «Союзмультфильм». Внимание широкой публики привлек тот факт, что детский детектив снят по мотивам книг Дарьи Донцовой. Профессионалы же обратили внимание, что фильм сделан по уникальной технологии компании Magic Factory, которую ее создатели называют VR mocap. В настоящее время студия работает над полностью цифровым художественным фильмом «Формула воды». Представители студии рассказывают о развитии технологиий в производстве фильмов.

Хромакей: недешевая классика

Как сделать актера похожим на привидение? Применить двойную экспозицию: снять на один и тот же кусок пленки комнату, первый раз пустую, а второй раз ​с персонажем. Именно так в старом кино делали полупрозрачных призраков.

Но привидения нужны были далеко не всегда, чаще требовалось получить четкое изображение героя, а декорации подменить. Для этого актера снимали на синем фоне. Затем пленку прогоняли через синий светофильтр и получали прозрачный фрагмент, сквозь который можно было снять что-то другое. Так появилась технология замены ключевого цвета — ​хромакей (chroma — ​«цвет», key — ​«ключ»), на которой построена львиная доля всех спецэффектов в кино. Правда, сегодня героев чаще снимают не на синем фоне, а на зеленом и переносят хоть на Эверест, хоть на другую планету.

Ярослав Кемниц
Ярослав Кемниц, художественный руководитель Magic Factory, идеолог проекта VR mocap:

Даже внутри киноиндустрии многие плохо представляют, о каких суммах идет речь. Дело не в самих съемках, а в последующей обработке. Зеленый экран бликует, кожа героев приобретает зеленоватый оттенок. При наложении картинки на зелень появляются разные артефакты, „лужи“ и так далее. Все это надо убирать вручную

С развитием цифровых технологий с помощью хромакея стали снимать не только отдельные сцены, но и фильмы целиком. Для этого используют не маленький зеленый экран, а целые зеленые павильоны. Брака стало значительно меньше, чем при манипуляциях с пленкой. Но стоимость таких спецэффектов по-прежнему очень высока.

Mocap: невидимый фронт

Если поместить фон за спину героя сложно, то можно подойти к задаче с другой стороны: подменить самого актера. Речь идет о технологии захвата движения motion capture, или сокращенно mocap. Персонажа играет живой артист, но на экране мы видим не его, а компьютерную модель, которая полностью копирует движения и мимику актера. Для «захвата» движения используют костюмы с датчиками или облепляют тело и лицо человека светящимися метками и снимают специальными камерами.

Сергей Демчев
Сергей Демчев, CEO кинокомпании Magic Factory:

На Западе уже появились целые школы актеров mocap. Мы с ними договорились, что они будут проводить для нас мастер-классы, потому что на практике это оказалось очень непростым делом. Мы пробуем артистов самых разных жанров: актеров, циркачей, танцоров, — ​чтобы понять, кто может лучше играть виртуальных персонажей. Получается далеко не у всех

Как ни странно, у mocap тоже есть прообраз почти столетней давности — ​ротоскоп. Этот прибор переносил изображение актера с пленки на стекло, откуда его и перерисовывали на бумагу. Так возникла сверхреалистичная манера ранних советских мультфильмов, таких как «Снежная королева», «Золотая антилопа» или «Аленький цветочек».

В современных же фильмах с помощью mocap, напротив, создают персонажей нереальных: дракона Смауга из «Хоббита» или Дэйви Джонса из «Пиратов Карибского моря». Вероятно, потому что играть «по-человечески» в mocap очень сложно.

Ярослав Кемниц
Ярослав Кемниц, художественный руководитель Magic Factory, идеолог проекта VR mocap:

Во многом дело в отношении. Актеру трудно на сто процентов отдавать себя роли, в которой его даже никто не узнает. И как бы классно ты ни играл, награды тебя не ждут. Только сейчас пошли разговоры на некоторых кинофестивалях, что для актеров mocap может появиться отдельная номинация

VR mocap: выход из тела

Играя в mocap, актер не видит ни декораций, ни своих партнеров по сцене, ни собственного образа. В студии Magic Factory проблему решают с помощью виртуальной реальности. Исполнитель надевает шлем и прозревает: погружается в вымышленную обстановку, знакомится с другими персонажами фильма и… с «самим собой».

Как и в обычном игровом кино, режиссер видит сцену «через кадр», а актер — ​изнутри

Как и в обычном игровом кино, режиссер видит сцену «через кадр», а актер — ​изнутри

Попутно решается проб­лема взаимодействия между героями разного размера, особенно характерная для анимации и фантастического кино. Два актера, находящиеся в разных комнатах, встретившись в виртуальной среде, легко могут пожать друг другу руки, даже если выглядят они как Гулливер и лилипут.

Ярослав Кемниц
Ярослав Кемниц, художественный руководитель Magic Factory, идеолог проекта VR mocap:

VR mocap — ​это наше ноу-хау. В шлеме виртуальной реальности актер ощущает себя совсем иначе, возникает другая пластика. Ему легче понять, как нужно играть. Позже отдельно записывается мимика и отдельно глаза, направление взгляда. Но для глаз актер уже не нужен — ​это делает сам режиссер, и он точно знает, что хочет получить

Способ переместить героя в сказку ищут не только в России. На съемках сериала «Мандалорец» (входит во вселенную «Звездных войн») режиссер Джон Фавро вымостил светодиодными мониторами всю съемочную площадку, включая потолок. Во время съемок на них выводится изображение необходимого ландшафта, да так, что заменять его на стадии обработки уже не требуется. Правда, доступной эту технологию не назовешь: по оценке Magic Factory, оборудовать павильон подобным образом стоит примерно 200 млн рублей.

Кстати, и в этом случае новая технология повторяет старый прием — ​рир-проекцию: актер снимается на фоне полупрозрачного экрана, на который с другой стороны проецируется желаемый фон. Так велись съемки персонажей, висящих над обрывом или едущих в автомобиле.

Цифровое кино: новая реальность

Компьютерные герои, компьютерные декорации, компьютерная съемочная площадка — ​кажется, здесь есть все необходимое, чтобы снимать полностью компьютерное кино. Такие попытки совершались не раз. Например, в 2001 году фильм «Последняя фантазия: Духи внутри» был полностью снят с помощью mocap. Однако, хотя создатели пытались сделать именно художественный фильм, из-за недостаточно детальной проработки картина воспринималась как странная анимация и в итоге провалилась в прокате.

Ярослав Кемниц
Ярослав Кемниц, художественный руководитель Magic Factory, идеолог проекта VR mocap:

Игры живут на своей площадке, кино — ​на своей, а мультипликация — ​на своей, и собственные границы они ревностно охраняют. Нам же давно хотелось скрестить их, создать что-то новое. Сегодняшние технологии позволяют с легкостью обходить старые ограничения. Например, мы брали известные мультфильмы вроде „Ну, погоди!“ и создавали новые их версии при помощи mocap. Да, мультипликационный персонаж движется и действует гораздо примитивнее, чем живой человек, в то время как актеры в своей игре привыкли использовать микродвижения и тонкие мимические нюансы. Но виртуальная реальность помогла исполнителям адаптироваться. С помощью нашей технологии мы создали анимационный сериал „Тайны медовой долины“. Если бы мы делали его по традиционной технологии, понадобились бы десятки компьютерных аниматоров. А у нас их четыре

При этом еще в 1990-х утвердилось мнение, что создавать анимационных персонажей при помощи motion capture невозможно. Компьютерные мульт­фильмы живут по «заветам Диснея», у них своя, нереалистичная пластика. Зато цифровое кино прижилось в компьютерных играх. К примеру, в Death Stranding примерно 7 часов сюжетного видео, в котором «играют» знаменитые актеры: Норман Ридус, Мадс Миккельсен, Леа Сейду.

Сергей Демчев
Сергей Демчев, CEO кинокомпании Magic Factory:

Сейчас мы занимаемся цифровым кино как отдельным жанром, процесс создания которого совершенно не похож на традиционный. Мир стоит на пороге совершенно новой реальности с иной классификацией кинопродукции. Все привыкли, что есть классический кинематограф, есть анимация, есть игры. Мало кто готов с ходу воспринимать новый продукт, несмотря на то что теперь можно просто и быстро создавать картинку с невероятным уровнем детализации. В прошлом году большую брешь в таких представлениях пробил новый „Король Лев“. После выхода начались споры: что это, куда это отнести? Он ведь создан полностью на компьютере, при помощи графики, но при этом не похож на анимацию и не воспринимается как мультфильм. И очень хорошо, что такой вопрос возник. Теперь, создавая новый фильм „Формула воды“, нам будет легче объяснять, к какому жанру он относится. Хотя задумали мы его даже раньше

Использованные источники: Материал опубликован в журнале «Цифровой океан» № 3, 2020, Ольга Чумаченко, Magic Factory