Павел Иевлев

Текст

Когда топовая видеокарта стоит как автомобиль, и даже по этой цене является дефицитом, то любителям игр приходится искать другие варианты. Что такое «облачный» гейминг, и станет ли он выходом из ситуации с «железом»?

На заре всеобщей компьютеризации, когда люди уже распробовали видеоигры, но личный компьютер все еще был предметом роскоши, по всему миру процветали «компьютерные клубы». Туда можно было прийти и поиграть, не тратясь на собственный компьютер: при их тогдашней стоимости аренда была выгодным решением. Когда компьютеры появились в каждом доме, бизнес «клубов» захирел (хотя и не исчез окончательно), но сейчас, возможно, он получил второй шанс. В новой прогрессивной форме cloud gaming.

Cloud gaming

Облачный гейминг – это способ запуска компьютерных игр, при котором они открываются на удаленном сервере, а не на устройстве пользователя. Он работает по модели стриминга: сервер передает аудио- и видеопотоки геймеру. При этом пользователь управляет персонажем со своего устройства.

Cloud gaming – явление относительно новое. В 2015 году Sony купила OnLive и его конкурента компанию Gaikai. Их технологии стриминга игр Sony использовала при создании своего сервиса PlayStation Now. Пожалуй, это можно считать началом коммерческой эксплуатации идеи.

В начале стриминг игр развивался слабо в связи с низким качеством интернета у пользователей. В начале 2010-х на главном игровом рынке мира (США) средняя скорость интернет-подключения составляла всего 4,7 Мбит/с. Но к 2017 году она выросла уже до 18,7 Мбит/с, а сейчас, с перспективой 5G, открывается новая массовая аудитория.

Сегодня при соблюдении технических условий подключения качество локальной игры и облачной практически идентично – невооруженным глазом отличия не найти. Нет ни размытия кадров, ни лагов, ни графических артефактов. Фактически пользователь, как в компьютерном клубе, арендует на время мощный компьютер, чтобы на нем поиграть. Только компьютер этот виртуальный, выделенный из серверных мощностей игрового сервиса, а пользователю никуда не надо ходить – он может спокойно играть из дома.

Компьютер для облачной игры подходит практически любой. Вот технические требования с отечественного игрового сервиса Playkey: 1.5 GHz процессор, от 1GB оперативки, Windows XP, 7, 8, 10. MacOs c 10.8. Некоторые сервисы не поддерживают MacOs, некоторые, наоборот, поддерживают iOS и Android, но «железа» достаточно самого минимального. Там, где есть Android, можно играть даже с телевизора. Гораздо более критична скорость сети – обычно ее требования от 10 Мбит/с, но это самый минимум, который обеспечит комфортную игру не во все игры и не всегда.

Во что поиграть?

Взаимоотношения между издателями игр и игровыми сервисами пока что далеки от идеала. В наличии конфликт интересов игроков, издателей и облачных платформ. Игроки хотят платить деньги за возможность запускать свежие игры через облако просто по подписке, не покупая отдельно игру. Но издателям это невыгодно. Дело в том, что по статистике всего 2030% геймеров проходят игру до конца. Однако при индивидуальной игре они платят за игру целиком, а при модели разделения доходов издатель вместо того, чтобы продать игру покупателю, получит с него лишь какую-то долю от месячной подписки на сервис. Выручка, которую можно было бы получить при продаже самой игры, теряется. Чем больше пользователей облачных сервисов, тем меньше прибыль издателя.

Поэтому большинство игровых сервисов сейчас стримят только те игры, которые куплены самим подписчиком. Этим они отличаются от игровых клубов 90-х, где в аренду предоставлялся компьютер с предустановленными играми. Облако в общем случае предоставляет только компьютер. Хотя почти каждый сервис имеет набор игр по подписке, но это, как правило, очень небольшой выбор далеко не самых интересных проектов. Если вы захотите поиграть в популярную игру – вам придется ее сначала купить у издателя или платформы вроде Steam. Сервис установит купленное на виртуальную машину и играйте на здоровье. В текущей ситуации, когда тот же Steam не работает с российскими пользователями, это очень заметный минус. Облачный гейминг не поможет вам обойти санкции.

Правда, есть в этом и некий условный плюс – некоторые игровые сервисы, предоставляющие услуги в виде аренды виртуальных компьютеров, не препятствуют установке на них игр из дистрибутива пользователя, который может быть получен любым путем.

Где поиграть?

На рынке облачного гейминга в России довольно большой набор игроков. Основные – Playkey, SberPlay, MY.GAMES Cloud, GFN и Loudplay. Все, кроме GFN, являются российскими сервисами, так что санкций самого сервиса можно не опасаться, только санкций издателей. Но платформ дистрибуции игр много: Origin, Steam, Epic Games, Ubisoft Connect и так далее, так что какие-то игры будут доступны в любом случае.

GFN.RU (GeForce NOW)

Можно запускать свои игры из Steam, EGS, Origin, Battle.net и других магазинов на любых устройствах. На данный момент MY.GAMES Cloud насчитывает в своем каталоге более 250-ти игр таких разработчиков, как Techland, Gaijin, Nacon, Funcom, Paradox Int, CCP Games, MY.GAMES и многих других. Поддерживаются Windows и macOS, приставка Nvidia Shield TV, а также смартфоны и планшеты на Android и iOS (правда, iOS пока в статусе бета).

Базовая подписка позволяет играть бесплатно с ожиданием очереди и ограничением не более 1 часа на сессию. Премиальная дает приоритет при подключении, непрерывные сессии до 6 часов, а также добавляет поддержку технологии RTX и различные бонусы от издателей и стоит полторы тысячи в месяц или 399 р. в день. Играть

Playkey

Один из самых первых российских сервисов облачного гейминга, поддерживает компьютеры с Windows и macOS, но не работает на смартфонах. Играть можно в купленные ранее игры на Steam, Origin, Battle.net и других площадках. Популярные проекты уже загружены на серверы Playkey, если какой-то игры нет, ее можно установить.

В сервисе есть почасовая оплата (80 р. в час), что удобно для тех, кто играет нерегулярно. Для экономии время можно покупать пакетами со скидкой. Также есть безлимитный тариф за 2 490 р. в месяц, в который включена бесплатная подписка EA Play Pro с доступом к Battlefield, FIFA, Need for Speed и еще более чем к 100 играм. Играть

MY.GAMES Cloud

Сервис от Mail.ru, программной частью которого занимался (и, вероятнее всего, продолжает заниматься) Playkey. Поддерживает Windows, MacOs и Android-устройства. Для запуска доступно более 493 игр, есть бесплатные, среди которых Fortnite, Counter-Strike: GO, Dota 2, Warface и многие другие.

Есть почасовой тариф от 80 р. в час и месячные – от 999 до 3599 р., в зависимости от наличия и отсутствия ограничений по времени и качеству стриминга. Играть

SberPlay

Сбер, как всегда, себе на уме – работает только внутри экосистемы на своих устройствах: SberBox и телевизоры с Салют ТВ. Тарифы – рубль в минуту или 799 р. в месяц. Играть

Loudplay

Приложения на Windows, Mac OS и Android. Игры скачиваются и устанавливаются на виртуальный ПК игроком самостоятельно, как на своем собственном – зато никаких ограничений. Хочешь – со Steam, хочешь – с Рутрекера, сервису все равно.

У Loudplay действует почасовая оплата: 30 часов игрового времени обойдется в 999 р. Играть

Drova

Не самый популярный сервис, зато отличается оригинальной механикой. У него нет собственных серверов. Платформа выступает в качестве посредника между желающими поиграть и владельцами мощных компьютеров, которые сдают их в аренду, получая 80% от оплаты. Работает это так: выбираете игру из списка, подключаетесь к ближайшему серверу на выбор, авторизуетесь с помощью своей лицензии и приступаете.

Со скоростью и доступностью, по отзывам пользователей, бывают проблемы, зато цены самые низкие (стоимость часа игры 30 р.), и можно подзаработать самому, если компьютер простаивает. Играть

Перспективы

Облачный гейминг называют одной из главных технологий, за которыми стоит следить прямо сейчас. Этому рынку предрекают большой рост – с $45 млн в 2018 году до $450 млн в 2024 году.

Это не удивительно – 60% пользователей в принципе не могут запускать мощные игры (AAA-уровня) на своих компьютерах из-за слабого железа, а стоимость «неслабого» делает тарифы облачного гейминга вполне разумными. При средней стоимости тарифов в 30 000 р. в год и цены не самой мощной видеокарты в 300 000 р. играть на эти деньги можно 10 лет. Причем видеокарту вы за это время замените минимум один раз.

Кроме того, есть интерес и со стороны вендоров. В сторону облачного гейминга сейчас смотрят и производители ТВ и ТВ-приставок. Игровой функционал – неплохой способ привлечь внимание к их продукции. Со встроенным облачным геймингом их клиент сможет запускать современные игры прямо на телевизоре.

Потенциальные игроки на этом рынке – операторы связи. Они любят продавать допуслуги, а гейминг – как раз услуга. Ростелеком запустил тариф «Игровой», Akado продает доступ к сервису Playkey. Речь идет не только о провайдерах широкополосного интернета, но и о сотовых операторах: по мере распространения 5G они тоже смогут предоставлять доступ к облачному геймингу своим клиентам.

Не исключено, что вскоре гейминг окончательно оставит видеокарты майнерам…

Читать на ЦО.РФ

Зарабатываем играючи Топ лучших игр с метавселенными для заработка

NFT начался в качестве активов в виде цифровых произведений искусства, но получил продолжение в игровых механиках метавселенных. Предлагаем вашему вниманию топ лучших блокчейн-игр с метавселенными

Использованные источники: