Павел Иевлев

Текст

С 1 марта 2023 года начинает действовать новая редакция правил дорожного движения, где введено понятие «средство индивидуальной мобильности» (СИМ). Что это такое, каким бывает и нужно ли оно вам, поможет разобраться эта статья

Под названием «средство индивидуальной мобильности» (СИМ) подразумеваются устройства с одним или несколькими колесами (роликами), предназначенные для самостоятельного передвижения человека с помощью двигателя (двигателей) (электроскутеры, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другие подобные средства).

СИМ является транспортным средством. А это означает, что все пункты правил дорожного движения, в которых используется термин «транспортное средство», относятся и к нему. Однако они не являются механическими транспортными средствами. То есть все пункты ПДД, в которых указаны «механические транспортные средства» на СИМ не распространяются: например, для управления ими не нужны права.

Человек, пользующийся средством индивидуальной мобильности, не считается пешеходом. Однако закон предоставляет ему прекрасную возможность изменить свой статус в любое время. Все, что ему нужно сделать, – это спешиться и катить СИМ рядом с собой (например, чтобы пересечь дорогу по переходу).

Наиболее популярные сейчас виды личного электротранспорта – электросамокаты и электровелосипеды. Электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи и моноколеса остались, скорее, игрушками и спортивными снарядами. В транспортный пользовательский паттерн «добраться из пункта А в пункт Б» они не вписались из-за своей экзотичности и невысоких ходовых качеств.

Электровелосипеды

Встроенный двигатель и аккумулятор приводят в действие электровелосипед, который по внешнему виду сравним с обычным велосипедом. Существует электрическая версия практически каждого стиля традиционного велосипеда, включая городской, дорожный, горный и т. д. Кроме того, существует специальная классификация, предназначенная только для электрических моделей. Чем же они различаются?

По типу двигателя

Существует несколько типов электрических велосипедов.

Использующие мотор-колесо. Оно располагается вместо переднего, заднего или обоих колес. Велосипеды с МК имеют диапазон мощности от 150 до 4000 ватт. Обычный велосипед может быть оснащен таким колесом, которое можно купить отдельно, чтобы превратить его в электробайк.

Существуют две категории мотор-колес:

· Редукторный. Имеют высокий крутящий момент, который облегчает преодоление препятствий и подъем на холмы. Эти двигатели потребляют меньше энергии, имеют небольшие размеры, вес до 5 кг и являются экономичными. Максимальная скорость, которую можно достичь, составляет 30 км/ч.

· Прямоприводный втулочный. Позволяет достигать скорости более 40 км/ч. Увеличение расхода энергии происходит из-за снижения крутящего момента и более трудных подъемов. Однако часть энергии можно вернуть благодаря рекуперации. Поскольку вес двигателя с прямым приводом составляет более 6 кг, конструкция велосипеда становится довольно тяжелой.

С подвесным (кареточным) двигателем. В таких велосипедах аккумулятор находится в нижней части рамы, а двигатель – в каретке педалей. Задняя звездочка велосипеда получает крутящий момент через цепь. С помощью селектора скоростей можно управлять усилием при кручении педалей. Устройство имеет диапазон мощности 4001600 Вт и высокую максимальную скорость. Отличная эффективность, управляемость и приличный накат – преимущества такой схемы. Минусами являются быстрый износ цепи и немалая цена.

С фрикционной передачей. Принцип работы заключается в использовании прижимного ролика для прямой передачи крутящего момента на шину колеса. Из-за низкой эффективности фрикционной передачи такие двигатели обычно встречаются в легких городских или детских моделях. Высокий уровень шума и плохая управляемость в сырую погоду являются основными недостатками. Кроме того, покрышки быстрее изнашиваются.

Электровелосипеды с мотор-колесами постепенно вытесняют с рынка все остальные. Они имеют широкий диапазон мощности и более просты в обслуживании. Кроме того, можно недорого электрифицировать любой велосипед без ущерба для его оригинальной конструкции, приобретя мотор-колесо отдельно.

Тип привода

Размещение двигателя влияет на рабочие характеристики велосипеда, крутящий момент и максимальную скорость.

Задний привод. Эти модели хорошо управляемы, обладают большим скоростным потенциалом и превосходной проходимостью. Задним приводом оборудуют фэтбайки, маунтинбайки для агрессивного вождения и езды по неровному грунту, с частыми подъемами и спусками. Благодаря такой конструкции вы можете легко ехать в гору и развивать большую скорость. Отрицательные стороны: ухудшение управляемости при езде на велосипеде по песку, снегу или скользкой дороге. Велосипеды с задним приводом часто скользят при поворотах из-за дисбаланса развесовки на колесах.

Передний привод. Таким транспортом проще управлять, особенно на ровных дорогах без выбоин. Передний привод обеспечивает точное прохождение поворотов. Даже на обледенелых зимних дорогах они не склонны к заносам из-за равномерно распределенного веса. А если во время движения велосипедист помогает педалями, то электробайк практически превращается в полноприводное транспортное средство: переднее колесо приводится в движение двигателем, а заднее – силой ног велосипедиста. К недостаткам переднеприводных моделей относятся маломощные двигатели мощностью до 250 Вт, которые делают их непригодными для использования на шоссе и в горной местности.

Полный привод. В таких установлены два мотор-колеса. Они наиболее приспособлены для езды по пересеченной местности. Полноприводные байки просты в управлении и обеспечивают уверенное движение по горной местности и бездорожью. Недостатками являются высокое энергопотребление и тяжелая, громоздкая конструкция (около 30 кг). В результате полноприводный велосипед не может далеко уехать на одном заряде аккумулятора, необходимо часто останавливаться для подзарядки.

Велосипеды с передним приводом предлагаются тем, кто хочет простого управления, традиционной посадки и спокойной поездки. Модели с задним приводом – это выбор для любителей велосипедных прогулок и спорта на открытом воздухе.

По назначению электровелосипеды бывают городские, горные, спортивные, фэтбайки для бездорожья и так далее, но концепция индивидуальной мобильности все же фокусируется на городском транспорте.

Городские велосипеды транспортабельны, легки и малы. Модели со складными рамами наиболее популярны, поскольку их можно брать с собой, хранить в багажнике автомобиля и пользоваться общественным транспортом. Они имеют колеса небольшого диаметра (14-20 дюймов), предназначенные для ровных асфальтированных дорог. Типичный двигатель имеет мощность 250-350 Вт. Этого достаточно для передвижения по паркам, тротуарам и проезжей части. В редких случаях скорость городских моделей превышает 30 км/ч, но для уличного движения более высокие скорости и не требуются. Студенты, подростки, курьеры и офисные работники чаще всего покупают городские электровелосипеды, чтобы избежать пробок при поездке на работу или в школу.

Электросамокаты

Принцип работы у электросамокатов одинаковый, но модели различаются по разным параметрам. Критерием классификации служат: вид электродвигателя, тип аккумулятора, количество колес.

Самокаты делятся на две категории в зависимости от типа трансмиссии, которую они используют:

· Цепной. Подобно мотоциклам и мопедам, основой работы является передача крутящего момента на колесо через цепь. Такой транспорт отличается высокой мощностью, но цепь может создавать шум при движении. Кроме того, детали двигателя трудно заменить, и они быстро изнашиваются. Чтобы правильно смонтировать и настроить цепь, нужно обладать определенными навыками.

· С мотор-колесом. Пользуются наибольшей популярностью благодаря простоте конструкции. Модели с мотор-колесом маленькие и легкие, а поскольку нет цепи, с которой нужно возиться, замена двигателя в случае возникновения проблем не составит большого труда. В зависимости от привода различают следующие типы:

1. Переднеприводные. Мотор-колесо спереди. При такой конструкции самокат быстро стартует и легко управляется на поворотах. Однако на неровной поверхности переднее колесо будет принимать удары подвески, что может снизить скорость движения.

2. Заднеприводные. Мотор-колесо сзади. На таком самокате езда по пересеченной местности и подъем на холмы упрощаются, но возрастает риск заноса.

3. Полноприводные. Электрический самокат с полным приводом более маневренный, поскольку двигатель установлен в обоих колесах. Сочетает в себе плюсы передне- и заднеприводных самокатов. Полноприводные электрические самокаты – самые мощные. Они легко проходят по бездорожью. Однако важно помнить, что аккумулятор должен будет одновременно питать две оси.

Поэтому при выборе такого средства передвижения следует учитывать емкость батареи.

Условия использования самоката, тип и размер батареи определят, как часто ее нужно заряжать. Хотя существует множество различных видов батарей, наиболее популярны литий-ионные. Эти батареи современны и имеют длительный срок службы. Элемент рассчитан на 1000 перезарядок, или более чем на 3 года использования. Что касается недостатков, то это большая стоимость и боязнь холода.

Свинцовые аккумуляторы имеют небольшую емкость и длительное время зарядки, но стоят дешево и не боятся морозов.

Есть формула, по которой можно узнать, сколько проедет электросамокат на одном заряде. Если емкость батареи указана в А/ч, то это значение необходимо перевести в Wh (ватт/час): А/ч (ампер/час) × V (вольт) = Wh (ватт/час).

Результат делим на десять. Итог покажет, сколько километров может проехать устройство, прежде чем закончится заряд батареи. Эта оценка, безусловно, является умозрительной, поскольку необходимо учитывать множество других переменных, включая вес водителя, скорость движения, состояние дороги и погоду.

Если самокат разрядился во время прогулки, вы можете подзарядить его в любом кафе. Вам потребуется обычная розетка 220 Вольт и зарядное устройство, которое всегда следует иметь с собой. Еще один вариант – внешний или сменный аккумулятор. Однако самокат нельзя заряжать при температуре ниже нуля градусов, а его полная разрядка также нежелательна, поскольку аккумулятор быстро изнашивается.

Большинство самокатов имеют два колеса. Такой форм-фактор легок, удобен и компактен. Однако на двухколесном самокате необходимо сохранять равновесие, что требует определенного мастерства вождения. Поэтому существуют трехколесные с двумя задними колесами. Это комфортные и устойчивые электросамокаты. Иногда их оснащают сиденьем, что делает возможным поездки на длительные расстояния. Из минусов можно отметить громоздкость и относительно большой вес.

Трехколесные бывают и с двумя передними колесами. Эти устройства напоминают сегвей, они устойчивы и при этом очень маневренны. Несложны в управлении, быстро набирают скорость и могут пройти по разным типам дорог. Такой электротранспорт часто выбирают пожилые люди, которым сложно держать равновесие.

Использованные источники: