Константин Анисимов

Текст

В 2010 году Рэйчел Ботсман, автор книги «Что мое — ​твое», представила на конференции TED принципиально новую социально-экономическую модель совместного потребления товаров и услуг — ​шеринг-экономику. В том же году журнал Time внес эту модель в список 10 идей, которым суждено изменить мир

Журнал Time не ошибся. Шеринговые проекты проникли на все крупные рынки и изменили нашу жизнь. У их популярности есть веская причина: похоже, шеринг — ​одна из редких экономических моделей, все участники которой остаются в выигрыше.

Под шерингом (от англ. share — ​делить, делиться) понимают ситуацию, когда люди не приобретают материальные блага в единоличную собственность, а пользуются ими по очереди. Одним из успешных первопроходцев в этой области стал сервис аренды жилья Airbnb (Airbed and Breakfast, буквально — ​«надувной матрас и завтрак»), который выступает посредником между арендодателями и арендаторами недвижимости за комиссию от 6 до 12 %. Появление Airbnb пошатнуло привычный уклад гостиничного бизнеса. Сегодня компания работает в 192 странах мира, выручка исчисляется миллиардами долларов, а количество представленных на сервисе объектов недвижимости превысило 4 миллиона.

Рынок недвижимости первым испытал на себе силу шеринга, но еще более значимые изменения ожидали транспортную отрасль. Благодарить за это стоит в первую очередь Uber — ​компанию с годовой выручкой 11 млрд долларов, ныне представленную в 69 странах мира.

Но постойте. Почему Airbnb — ​это шеринг, а похожий на него как две капли воды гостиничный агрегатор Booking.com — ​нет? Ведь в обоих случаях есть собственник недвижимости, арендатор и посредник? Чем приложение Uber принципиально отличается от диспетчера колл-центра: пассажиров по-прежнему возят автомобили, принадлежащие таксопарку, заказы обслуживают те же водители?

Ответ таков: шеринг-экономика делает единоличное владение благами невыгодным и неинтересным. Uber и другие агрегаторы такси побудили многих людей отказаться от личного автомобиля. И на это есть ряд причин.

Разделяй и властвуй

Шеринг делает элитарное доступным — ​это первый компонент его успеха. Uber был создан как престижный сервис для богатых. Зарегистрироваться в приложении могли лишь водители автомобилей представительского класса. Вскоре компания снизила планку, запустив экономичный тариф UberX, что и стало решающим фактором в мировой экспансии сервиса. Крупные агрегаторы превратили пассажирские перевозки из услуги для тех, кто «может себе это позволить», в повседневный транспорт.

Каршеринг, прокат автомобилей без водителя, предлагает не только простые седаны и кроссоверы, но и шикарные лимузины и «породистые» спорткары. Airbnb позволяет на пару дней снять роскошную виллу и почувствовать себя богачом. Шеринг дает шанс каждый день получать новые яркие эмоции, вместо того чтобы вступать в многолетние отношения с собственной машиной или домом.

Второй необходимый атрибут шеринга — ​мощнейшая крупномасштабная IT-составляющая. Концепция начинает работать, когда благодаря агрегатору тысячи арендодателей и арендаторов одновременно видят друг друга. До этого принципа могли додуматься раньше, но его невозможно было реализовать до появления смартфонов.

В некоторых штатах в США, да и в других странах, власти пытаются регулировать деятельность Uber как компании, занимающейся перевозкой людей: хотят заставить сертифицировать водителей и отвечать за техническое состояние машин. Uber же упорно держит линию, что весь сервис не больше чем просто мобильное приложение. (В этом году по решению Верховного суда Великобритании Uber стал трудоустраивать британских водителей; теперь они являются сотрудниками компании и имеют право на минимальную зарплату).

И они не сильно при этом лукавят: смартфон дал все те технические возможности, благодаря которым массовая шеринг-экономика стала реальностью. Это и геолокация, и передача необходимых данных от клиента непосредственно из места пользования услугой, и возможность буквально поминутной аренды ресурсов. Огромная работа, связанная с продажей услуг, оформлением платежей, координацией пользователей и подрядчиков, перешла от людей к компьютерным алгоритмам. Именно этот факт позволил сделать элитарные блага доступными.

Из вышесказанного следует третья особенность шеринговой экономики: часто активы, которые предлагаются пользователям, не принадлежат компании, организовавшей бизнес. Хлопоты, связанные с их обслуживанием, а также ответственность перед клиентами тоже делятся между агрегаторами и владельцами благ.

Тройка самых популярных автомобилей в московском каршеринге — ​Kia Rio, Volkswagen Polo и Renault Kaptur. Однако в парках столичных провайдеров попадается и настоящий эксклюзив, например Ferrari F430 Spider, Lamborghini Urus и олдтаймеры Ford Mustang 1960-х годов

Особенности национального шеринга

Россия не зря считается страной самобытной. В области транспортного шеринга мы идем отличным от других стран путем. Если в США и Европе основной упор делается на агрегаторы такси, то в нашей стране необычайно популярны каршеринг, сервисы доставки еды и товаров на частных автомобилях, в том числе такси, и даже карпулинг — ​поиск попутчиков для совместных поездок. В США, для сравнения, карпулинг не заработал: американцы оказались не готовы подсаживать в свои личные машины незнакомых людей.

Агрегаторы такси в России работают гораздо лучше, чем, например, в Германии. Попробуйте вызвать Uber в Берлине: ждать придется не меньше получаса. А в провинциальных немецких городах сервис и вовсе недоступен, такси можно вызвать лишь по-старинке — ​по телефону. Закажите такси через приложение в любом крупном городе России — ​и машина приедет за считаные минуты. Почему так?

В Европе, как и у нас, труд водителя не причислен к рангу престижных и высокооплачиваемых. Не каждый готов за скромные деньги сидеть за рулем при 100 %-ной загрузке рабочего времени. Но в России есть приток мигрантов с постсоветского пространства. Они дают такси-сервисам возможность обслуживать постоянно растущее количество клиентов. Выигрывают все: водители получают легальную работу и стабильный заработок, пассажиры — ​достаточное количество машин и высокую скорость обслуживания, агрегатор — ​рост ключевых показателей бизнеса в нашей стране.

Ну а сам рынок перевозок стремительно расширяется. Столь масштабный рост вскоре может поставить страну перед непростой задачей. Если, а точнее, когда сотни тысяч водителей останутся без работы, придется создавать для них новые рабочие места, разрабатывать программы переквалификации и находить для них вакансии в других сферах экономики. Проблема встанет резко и остро: через несколько лет, максимум десятилетие, такси, как и прочие автомобили, станут беспилотными.

Концепт-кар Origin, созданный стартапом Cruise специально для шеринг-экономики. Шестиместный вэн не имеет руля и педалей, зеркал заднего вида, стекло­очистителей. И, по словам руководителя компании Дэна Амманна, это делает его необычно дешевым в производстве

Стратегия win-win

Прогресс толкает транспортный шеринг в двух направлениях: роботизация и интеграция. Когда водители исчезнут как «класс», это кардинально изменит сами автомобили. Роботизация полностью поменяет инфраструктуру дорог и дорожное движение, в силу того что беспилотники смогут использовать дорожное пространство гораздо эффективнее.

Интеграция предполагает мультимодальность: на своем пути пользователь сможет задействовать несколько разных сервисов, легко перестраиваясь с одного транспортного средства на другое. Для этого сервисы должны вести обмен данными между собой. К примеру, велопрокат, каршеринг и система городского общественного транспорта координируют единый маршрут и определяют, смогут ли они предоставить пассажиру свои ресурсы строго в назначенное время.

Сервисы будут обмениваться не только маршрутной информацией, но и рейтинговой, а это кусочек персональных данных пользователя, то есть весьма чувствительный аспект. Совместно обрабатывать такие данные непросто, но результат того стоит: рейтинги дадут возможность не только отсекать недобросовестных пользователей, но и предоставлять хорошим клиентам сквозные скидки и бонусы с элементами геймификации. Работая сообща, провайдеры смогут организовать бесшовный пользовательский опыт: например, в каршеринговой машине включится та же аудио­книга, которую вы слушали в наушниках по пути к ней, ровно с того же места, где остановились.

Пользовательские сервисы всегда развиваются первыми, а за ними тянутся сервисы для компаний. Вскоре мы увидим стремительную «уберизацию» b2b-сегмента. Строительная техника, офисная инфраструктура, логистический инструментарий — ​все эти сферы ждут своего часа, чтобы стать частью шеринг-экономики.

Кроме граждан и бизнеса от шеринга выигрывает планета. Распределенные между множеством пользователей активы используются эффективнее: машины не простаивают, недвижимость не пустует. А значит, суммарно на все человечество этих активов требуется меньше. Сокращение производства снижает углеродный след. Это еще раз подтверждает главную особенность шеринг-экономики: все стороны остаются в выигрыше. Тотальный win-win.

Константин Анисимов
Константин Анисимов, CEO­ компании RUSONYX

Шеринг шагнул намного дальше недвижимости и транспорта. Базируясь на IT-системах, он значительно изменил и саму IT-сферу с помощью облачных технологий. Неуклонная тенденция последних лет — ​уход малого и среднего бизнеса, и даже крупных компаний, в облака. Бизнесу больше не нужно тратить огромные средства на строительство и обслуживание собственных ЦОДов и оборудования. Куда выгоднее воспользоваться услугами специализированного провайдера, который не только возьмет на себя предоставление всех необходимых ресурсов и увеличение их объемов по мере необходимости, но и позаботится о соблюдении всех норм действующего законодательства в сфере цифровой экономики и информационной безопасности, например нашумевшего 152-ФЗ «О персональных данных». Но выигрывает не только бизнес: общий объем затрачиваемых провайдерами ресурсов существенно ниже, чем при условии создания физических инфраструктур компаниями индивидуально. Так сокращается общее потребление, и техногенный след, оставляемый развитием IT в окружающей среде, становится меньше.


Использованные источники: Материал опубликован в журнале «Цифровой океан» № 6, 2021, Peng Huan / Costfoto / Barcroft Media / Getty Images, Hans Dieter Seufert / Alamy / Legion-media, Political-Moments / Imago / Legion-media, David Paul Morris/Bloomberg / Getty Images, Caro Images / Bastian / Legion-media, Марина Амулина