Андрей Цунский

Текст

Каким был первый фотоаппарат и когда он появился. Как от покрытого битумом камня фотография пришла к фотоэлектрической матрице, а фотоаппарат превратился из тяжелого ящика в миниатюрное изящное устройство.

В России разговор о том, как появились первые фотоаппараты, стоит начать с этого человека. Когда появился первый фотоаппарат, он уже был в зените славы.

«Комната была совершенно темна, потому что ставни были закрыты, и солнечный луч, проходя в дыру, сделанную в ставне, принял радужный цвет и, ударяясь в противостоящую стену, рисовал на ней пестрый ландшафт из очеретяных крыш, дерев и развешанного на дворе платья, все только в обращенном виде».

Да-да, камера-обскура! Этот эффект был известен задолго до того, как появилась первая фотокамера, художники использовали его при исполнении больших ландшафтных эскизов со времен Ренессанса. Затемненный объем с отверстием, куда проникает свет и экран для проекции, есть в любом фотоаппарате. Скоро вы увидите и портрет незнакомца. Хотя уверен, что вы и так узнали его.

У фотографии немало имен. Когда появился первый фотоаппарат, как шла эволюция фотоаппаратов от прототипа до наших дней, чем первые камеры привлекали художников, в каком году появились первые цветные фотографии, как появился первый цифровой фотоаппарат? Обо всем – по порядку.

Кто изобрел фотоаппарат

Каждый день городской житель попирает ногами то, без чего был невозможен первый фотоаппарат в мире — асфальт. Его раствор в терпентинном масле (проще говоря, в скипидаре) французский изобретатель Жозеф Несифор Ньепс использовал, как фотоэмульсию. Процесс он назвал «гелиографией».

Первый фотоаппарат Жозеф Несифор Ньепс создал в 1826 году. Сейчас и первый снимок, и самый первый фотоаппарат находятся в музее этого замечательного человека.

Каким был первый фотоаппарат

Первые фотографии он получил после нанесения асфальтового лака на плоский, так называемый «литографский» камень или оловянную табличку. Обработанную битумом пластину помещали в камеру-обскуру, под падающими лучами света на битумной поверхности начиналась полимеризация смол – чем интенсивнее свет, тем дальше заходил процесс. Затем пластину промывали смесью нефти и лавандового масла, она не растворяла полимеризованные участки. Ньепс обрабатывал пластину парами йода, кислотами, спиртом, пытаясь получить на литографском камне или олове четкое изображение, но лучше «Вида из окна в Ле Гра» так ничего и не вышло.

Снимки были монохромные (черно-белые), не передавали полутонов, о резкости и говорить не приходилось. Гелиография годилась для воспроизведения гравюр – но и только.

История фотоаппарата: от серебряных пластин до «чуда Петцваля»

Что такое дагерротипия

Луи Дагер был учеником самого Игнаса Эжена Мари Деготти — художника-постановщика театра Гранд-Опера. Первую славу Дагеру принесла его диорама — изучив у Деготти законы перспективы и композиции, он написал две картины двадцатиметровой высоты, изображавшие собор снаружи и изнутри. Зритель сперва «находился» у стен и вдруг оказывался «внутри» собора. Именно в процессе работы над диорамой Дагер и захотел применить камеру-обскуру, о которой, вероятно, прочитал в «трактате о живописи» Леонардо да Винчи.

Дагер хотел добиться фиксации четкого изображения. Узнав об опытах Ньепса, Дагер предложил ему сотрудничество, которое продолжалось до самой смерти Ньепса в 1883 году.

Опыты Дагера становились просто опасными. Вместо битумного лака пластину он покрывал серебром, а для проявки он использовал пары ртути. На пластине получался снимок — в единственном экземпляре.

Но его снимок Бульвара Тампль в Париже (1838 г) был по сравнению с «Видом из окна в Ле Гра» значительным шагом вперед.

И вскоре Дагер разорил сотни художников-миниатюристов и портретистов. 14 июня 1839 года Дагер передал свою технологию в полное общественное пользование, за что получил пожизненную пенсию от французского правительства и отошел от дел.

Что такое калотипия

Англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот проводил свои изыскания параллельно с Дагером. Он использовал вместо твердых пластин бумагу, покрытую слоем нитрата серебра AgNO3, затем заменил его хлоридом — AgCl, который интенсивнее темнеет при экспозиции. Если обработать такую бумагу после экспонирования раствором морской соли, изображение удавалось закрепить и сохранить. Затем в качестве фиксажа Тальбот начал пользоваться йодистым калием. В 1839 году Тальбот помещал такую бумагу в камеру-обскуру, делал снимок и получал пока невидимое изображение. Бумагу он обрабатывал галловой и уксусной кислотой и закреплял изображение бромистым калием или гипосульфитом. Полученное негативное изображение помещал уже в другую камеру и экспонировал на другую бумагу. С этого момента фотография обрела двухступенчатый метод получения готового снимка. «Другая камера» со временем превратится в фотоувеличитель.

В чем его метод выигрывал, так это в выдержке. В гелиографии Ньепса она составляла… шесть-восемь часов. У Дагера – десять минут, и первый снимок человека – это две ничтожных фигурки на бульваре Тампль. Людей на улице было полно, но они все двигались, и только чистильщик сапог и его клиент стояли в одной позе. У Тальбота выдержка снизилась до минуты! Фотоателье обзавелись страшноватыми тисками с ключом, накрепко фиксировавшими голову человека — копф-гальтером. Но человек ведь моргает, так что глаза зачастую приходилось «подправлять» ретушерам. Фотографом по-прежнему мог быть только сильный мужчина: оборудование было очень весомым.

История создания камеры Жиру

И все же первый фотоаппарат в свободной продаже — это был дагерротип. В 1839 году реставратор и краснодеревщик Альфонс Жиру подписал контракт с Дагером и начал производство: пейзажный широкий объектив, внутри — матовый экран для фокусировки изображения, после фокусировки на место экрана вставляли пластину с нанесенной эмульсией.

Камера и сопутствующее оборудование (штатив, пластины, комплект для проявки) шли в одном комплекте ценой 400 франков. На год жизни с крышей над головой и питанием, хоть и без роскоши, тогда хватало пятисот. Но набор такого «железа» мог обеспечить владельцу больший заработок.

История появления «чуда Петцваля»

В Германии свою камеру выпустил Петер Фридрих Фогтлендер. Устройство в металлическом корпусе имело форму двух соединенных основаниями конусов, снимки получались круглыми, три дюйма в диаметре. Преимуществом камеры был объектив Йозефа Петцваля, его назвали портретным. Те, кто посещал старые фотоателье с аппаратом «гармошкой», еще снимались таким объективом. Он несколько размывает изображение по краям, давая превосходную резкость в центре кадра. Но главное, этот объектив сократил время выдержки на небольшом расстоянии в тридцать раз! А в 1861 году английский фотограф Томас Сэттон разработал фотоаппарат с единым зеркальным объективом, система зеркал позволяла добиться максимальной резкости и качества изображения.

Первые фотоаппараты в России

Если бы в России XIX в были условия для развития бизнеса, фотографию в каждый дом мог бы принести русский изобретатель. Настоящий гений-самородок Иван Васильевич Болдырев родился в казачьей семье и поступил учеником к фотографу Черепахину — ради куска хлеба. Академию Художеств он закончить не смог — не имел средств. А ведь он изобрел и изготовил первую смоловидную пленку для фотоаппарата, продемонстрировал ее на Всероссийской выставке в 1882 году — только патента не получил. У него не было необходимых для этого 150-ти рублей. Кроме того он создал лучший в то время затвор для фотоаппарата, короткофокусный объектив. А ведь найдись толковый агент, инвестор, организатор — и сейчас везде, где красуется рекламная надпись KODAK — была бы русская надпись «Светопись Болдырева». Но — не судьба.

В 1889 году патент на пленку получит Джордж Истман. У него найдется и нужная сумма на патент, инвестор на производство пленки и бокс-камер. Доступной каждому фотографию сделает компания Eastman-Kodak. А Болдырева — будто и не было. Кто теперь помнит его фамилию?

Бокс-камеры Кodak успешно продавались еще совсем недавно — одноразовые и примитивные. Джордж Истман придумал не только пленку, но и название фирмы: «Мне пришлось перепробовать множество комбинаций букв, прежде чем получилось слово, начинающееся и заканчивающееся на букву К. «Кодак» — результат моих попыток». А слоган «Вы жмете на кнопку — остальное сделаем мы» прожил много десятилетий.

Парад компактных камер продолжили Ur Leica, Simplex, Contax — и многие другие. А нишу лучшего профессионального фотоаппарата надолго заняли немецкие Leica, Leica 2, Leica 3.

Как появилась первая цветная фотография

Анатомия человеческого глаза такова, что цветовая гамма складывается из красных, зеленых и синих точек. Еще в 1855 году физик Джеймс Максвелл доказал, что из этих трех цветов, смешивая их в нужных количествах, можно создать всю цветовую гамму. А уже 17 мая 1861 года Томас Саттон добился цветоделения при съемке на разных выдержках, спроектировал в одну точку три изображения через светофильтры синего, красного и зелёного цвета и получил первую в мире цветную фотографию, «Тартановую ленту»: это бант традиционной шотландской расцветки.

Снимок далек от совершенства — но это первая цветная фотография. Трудность заключалась в том, чтобы найти несколько светочувствительных элементов с разной степенью реагирования на синюю, красную и зеленую частоту спектра. Не меньшей проблемой было не дать им перемешаться при проявке. Но уже в  1935 году компания Kodak приступила к массовому производству цветной пленки.

История создания фото без пленок

Член Национальной Академии Наук США Эдвин Герберт Лэнд прежде всего ученый. Но он же изобретатель, и больше него получил патентов только Томас Альва Эдисон. А еще Лэнд — бизнесмен. Это он основал компанию Polaroid. Среди выпускаемых ею товаров самые известные — это солнечные очки и фотоаппараты, в которых умещалась кассета, а в кассете ампулы с компонентами для проявки и фиксации и светочувствительная бумага. Конечно, для фотохудожника ее возможности явно недостаточны, но в прикладных целях — почему нет? Казалось, желать от фотоаппарата больше нечего.

История первого цифрового фотоаппарата

Трудно сказать сейчас, как долго останутся популярны и актуальны пленочные фотоаппараты. Безусловно, аналоговая съемка дает художнику возможность более качественной работы с цветом и светом. Но «цифра» догоняет и обгоняет, а неискушенный зритель, каких большинство, даже не замечает разницы.

Первый цифровой фотоаппарат — то есть такой, где изображение фиксируется не на химический слой пленки, а пересчитывается в цифры и запоминается, в 1975 году создал Стивен Сассон, сотрудник все той же компании Kodak. Фотоэлектрическая камера преобразовывала в матрице цвет в электрические сигналы, они обращались в цифровые данные, но фиксация этих данных происходила на аналоговом носителе — компакт-кассете, так что это еще был не вполне цифровой фотоаппарат. Но глобальное наступление «цифры» было лишь вопросом времени. Когда появились компактные цифровые носители, осталось только приложить одно к другому. В 1988 году появились фотоаппараты Fuji DS-1P и Electro-Optic Camera. А последние модели Canon или Nikon могут и поспорить с пленочным качеством.

Теперь цифровую камеру каждый носит с собой даже в самом примитивном мобильном телефоне. И качество снимков растет с каждым годом. Тем интереснее предполагать, что же ждет нас в будущем.

Ах, да, обещанная разгадка. Это Николай Васильевич Гоголь - из великих русских писателей он первым сфотографировался!

А фрагмент взят из его «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», хотя вы, не сомневаюсь, сразу узнали его.

Использованные источники: Wikimedia, автопортрет И. Болдырева.