Роман Фишман

Текст

Сто тысяч долларов за оригинального персонажа в игре, миллион за гифку, десять миллионов за ссылку на сайт. «Цифровой океан» разобрался, как NFT-токены создали новый рынок искусства и кто все эти люди, готовые платить огромные деньги за файлы, доступные всем и бесплатно

Котиков любят все, но вряд ли так сильно, как анонимный коллекционер и геймер, который в 2018 году выложил 140 тысяч долларов за виртуальную кошечку для игры CryptoKitties. Впрочем, и эта сумма меркнет в сравнении с результатами аукционов цифрового искусства начала 2021 года. За 7,5 миллиона ушла пиктограмма CryptoPunk #7804, а коллаж Майка Винкельманна «Ежедневно: первые 5000 дней» оценили почти в 70 миллионов долларов. Он стал третьим в рейтинге самых дорогих произведений, проданных ныне живущими художниками. Между тем никакого коллажа физически не существует.

Бэнкси. Дебилы. Бумажный оригинал сожжен, NFT цифровой копии продан за 380 тысяч долларов

Бэнкси. Дебилы. Бумажный оригинал сожжен, NFT цифровой копии продан за 380 тысяч долларов

Как и «криптокошечки», эта работа — ​лишь графический файл, к тому же широко доступный. Ничто не мешает любому желающему открыть его, переслать другу или сохранить копию на свой компьютер, и она будет совпадать с оригиналом с точностью до бита. Пока сделать это может любой желающий, такая картинка не стоит ничего. Но к ней можно привязать код, который удостоверяет передачу прав на произведение от автора покупателю. Такой невзаимозаменяемый токен (non-fungible token, NFT) не подменишь и не подделаешь. Он укажет на единственный оригинальный файл, а значит, единственную из копий, имеющую ценность и цену. Благодаря NFT цифровое искусство и другие виртуальные активы становятся предметом торговли и нешуточных страстей.

Тренировка на кошках

Известный предприниматель и основатель компании Glitch Анил Дэш утверждает, что все началось еще в начале 2014-го. На хакатоне Seven on Seven он услышал, как художник Кевин Маккой жалуется на постоянные не приносящие никакой отдачи перепосты его работ в Сети. Это было время первого бума популярности криптовалют, и блокчейн-технологии оставались у всех на слуху. Используя их, команда Дэша и Маккоя создала первый прототип системы «монетизируемой графики».

Блокчейн — ​это база данных, которая хранится и обновляется распределенно на множестве компьютеров. Благодаря этому внесение несанкционированных изменений в нее практически невозможно: для этого пришлось бы взломать тысячи машин, соединенных в сеть. Блокчейн может стать надежной «бухгалтерской книгой» для учета сделок и даже обмена денежными средствами. Всем известна криптовалюта биткойн и ее ближайший конкурент эфириум. Но Ethereum — ​это не только виртуальные деньги. «Платформа поддерживает систему смарт-контрактов. Она позволяет связать ячейки базы данных (токены) с самыми разнообразными цифровыми активами или просто указать ссылку на любую веб-страницу. Например, на ту, где лежит исходный файл, — ​объясняет Хуррам Пиров, эксперт в области блокчейна и VR-технологий. — ​Сама работа в блокчейне не сохраняется. Токен лишь привязывает файл к данным о всех его владельцах, прошлых и нынешних».

Граймс. Смерть старого. NFT музыкального клипа певицы, художницы и подруги Илона Маска ушел за 389 тысяч долларов

Граймс. Смерть старого. NFT музыкального клипа певицы, художницы и подруги Илона Маска ушел за 389 тысяч долларов

Поэтому именно Ethereum использовали Дэш и Маккой для своей «монетизированной графики». Однако их презентация перед пуб­ликой в Новом музее современного искусства в Нью-Йорке прошла без ажиотажа. Настоящую популярность такой технологии принесли все-таки котики. В конце 2017 года была запущена онлайн-игра CryptoKitties, в которой надо разводить, собирать, обменивать и, конечно, продавать виртуальных животных разных видов и цветов. Технология здесь та же: каждая кошка уникальна и привязана к своему непов­торимому (невзаимозаменяемому) токену в блокчейне Ethereum. Для создания новой нужно скрестить уже имеющихся и заплатить за минтинг (от англ. mint — ​чеканить монету), то есть за создание нового NFT.

Дилан Филд. CryptoPunk #7804. Пиксель-арт размером всего 24 х 24 точки. Работа продана за 7,5 миллиона долларов

Дилан Филд. CryptoPunk #7804. Пиксель-арт размером всего 24 х 24 точки. Работа продана за 7,5 миллиона долларов
Инструкция для художников. NFT — ​это легкость выхода на рынок современного искусства, свобода от диктата галерей и кураторов. Произведение можно выпустить «ограниченным тиражом», предлагая несколько десятков или сотен токенов разным покупателям. Многие платформы обещают еще и процент с каждой следующей перепродажи произведения. Правда, за минтинг, создание в системе нового NFT, придется сделать первоначальный взнос от 10 до 100 долларов.

Искусство на рынке

Азарт, охвативший игроков в CryptoKitties, оказался так велик, что вскоре на котиков приходилось более 10 % всех транзакций в сети Ethereum. Вместе с ними пришла и популярность технологии NFT. Стартапы и корпорации начали создавать собственные токены для извлечения реальной прибыли из виртуальных ценностей — ​не только на Ethereum, но и на других подходящих блокчейн-платформах. Нельзя сказать, что цифровое искусство — ​главный актив, которым торгуют через NFT. По статистике проекта NonFungible.com, 41 % токенов используется в игровой индустрии, 36 % — ​для продажи коллекционных предметов и только 4 % — ​в области искусства.

В самом деле, рынок художественных произведений — ​это прежде всего рынок долговременных инвестиций для людей, которые могут себе их позволить. Но кто будет вкладывать серьезные суммы в какой-то фрагмент кода, в файл, который любой желающий может скопировать? Лишь несколько лет успеха криптовалют показал покупателям, что код может быть действительно надежным активом. А интерес мировых звезд и несколько громких продаж убедили, что NFT подтверждает подлинность оригинальной работы не хуже (а то и лучше), чем подпись автора на холсте.

«Нынешнего бума NFT, пожалуй, никто не ожидал. Думаю, что это связано с рядом звезд, громких проектов и акций, таких как сжигание работы Бэнкси с одновременным выставлением цифрового токена на продажу. Думаю, интерес подогрели мировые знаменитости и подписчики их соцсетей», — ​считает Хуррам Пиров. Свои произведения выставили на торги создатели сериала «Рик и Морти» и канадская певица Граймс, жена Илона Маска. К началу 2021 года рынок NFT-искусства вошел в эпоху «золотой лихорадки». Цифровые художники бросились регистрироваться на NFT-площадках и минтить токены для своих работ. «Кристис», аукционный дом с 250-летней историей, начал продажи файлов. Появились и первые мошенники.

SOFIA и Андреа Боначето. Конкретизация Софии. 12-секундный видеоролик, созданный при участии робота с искусственным интеллектом. Продан за 690 тысяч долларов

SOFIA и Андреа Боначето. Конкретизация Софии. 12-секундный видеоролик, созданный при участии робота с искусственным интеллектом. Продан за 690 тысяч долларов

Тишина на презентации

Украсть NFT, пожалуй, не легче, чем картину из музея. Для этого требуется доступ к чужому криптокошельку, что обычно удается лишь при определенной беспечности владельца. Поэтому главным видом преступности здесь остается кража авторских прав. Мошенники используют боты, которые широким гребнем проходят по аккаунтам художников в Twitter, Instagram и других социальных сетях. Собранные работы автоматически регистрируются на NFT-сервисах и идут в продажу без какого-либо уведомления их создателей. Чтобы привлечь внимание к проблеме, арт-критик Бен Льюис даже пообещал «токенизировать» цифровое изображение «Спасителя мира» Леонардо да Винчи.

Но главные претензии к NFT звучат со стороны защитников окружающей среды. Каждая транзакция в блокчейне требует немалых вычислительных ресурсов, так что сегодня на работу сети Ethereum ежегодно расходуется 31 тераватт-час — ​столько, сколько тратит за то же время Нигерия с 210 миллионами жителей. Одна только продажа коллажа «Ежедневно: первые 5000 дней» на «Кристис» потребовала энергии, которой хватило бы на год 13 домохозяйствам. Она привела к выбросу в атмосферу дополнительных 79 тонн углекислого газа. Торги за NFT-ролик Граймс наполнили атмосферу еще 70 тоннами.

Инструкция для коллекционеров. В интернете работает целый ряд площадок, торгующих произведениями цифрового искусства с помощью NFT. Самые известные из них — ​OpenSea, MakersPlace, SuperRare. Для покупки на таких сайтах потребуется криптовалюта, обычно Ethereum. Среди них выделяется проект Nifty Gateway, который позволяет использовать обычные кредитные карты. Однако Nifty Gateway, по подсчетам экспертов, занимает второе место в рейтинге самых «неэкологичных» NFT-платформ после OpenSea.

Некоторые ответственные люди обращаются к NFT-платформам, которые разработаны с учетом этой проблемы и потребляют меньше. Так, знаменитый художник Дэмьен Херст выставил один из своих проектов на сервисе Palm. «Говорят, что это настоящий прорыв, и блоки базы данных обсчитываются в этой системе на 99 процентов эффективнее, — добавляет Хуррам Пиров. — Но блокчейн работает, пока в нем достаточно много вычислительных мощностей, что требует интереса пользователей и разработчиков. А интерес пока за привычными протоколами на базе Ethereum».

Действительно, разговоры о применении энергоэффективных блокчейн-платформ начались еще с первого бума биткойна, но никаких реальных решений проблемы так и не появилось. Возможность получения сиюминутной выгоды оказалась сильнее любых благих побуждений, а добыча криптовалюты здесь и сейчас — ​привлекательнее ожидания более «экологичных» решений. Показательна одна деталь, о которой вспоминает Анил Дэш.

Объединение Hashmask. Одно из серии изоб­ражений с масками. Продано онлайн за 650 тысяч долларов

Объединение Hashmask. Одно из серии изоб­ражений с масками. Продано онлайн за 650 тысяч долларов

По его словам, на первой презентации технологии фраза «монетизированная графика» вызвала смех среди публики, состоявшей в основном из художников. Вторая презентация проходила на конкурсе TechCrunch Disrupt. Зал был набит техногиками и представителями корпораций в поисках очередного стартапа, который мог бы «выстрелить» и принести настоящую прибыль. Здесь слова о «монетизированной графике» оказались уместны, и никакого смеха в аудитории уже не звучало. У прагматиков нюх на перспективные технологии лучше, чем у романтиков. Даже когда технологии, казалось бы, предназначались последним.

Хуррам Пиров
Хуррам Пиров, Эксперт в области блокчейна и VR, основатель XREADY LAB

Область NFT и криптовалют остается недостаточно отрегулированной, хотя в этом направлении есть обнадеживающие изменения. Так, недавно Хестер Пирс из Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) призвала коллег провести такую работу и даже выпустила NFT-токены для их портретов. Если нужные нормы будут приняты, развитие может ускориться еще сильнее. Возможно, в будущем каждое произведение, каждая картинка в интернете получат свой NFT-токен. Это поможет большому количеству художников и музыкантов — ​всем, кто занят созданием контента».


Использованные источники: Материал опубликован в журнале «Цифровой океан» № 6, 2021, CHRISTIE'S AUCTION HOUSE / AFP / East News, Malcolm Park / Alamy / Legion-media, Samy Khabthani / Alamy / Legion-media, NICOLAS ASFOURI / AFP / East News, Тимур Сабиров, Tyrone Siu / REUTERS / Pix-stream, Lev Radin / Pacific Press Media Production Corp. / Alamy / Legion-media