Миллионы на пикселях Как работают NFT-платформы по продаже цифрового искусства
Котиков любят все, но вряд ли так сильно, как анонимный коллекционер и геймер, который в 2018 году выложил 140 тысяч долларов за виртуальную кошечку для игры CryptoKitties. Впрочем, и эта сумма меркнет в сравнении с результатами аукционов цифрового искусства начала 2021 года. За 7,5 миллиона ушла пиктограмма CryptoPunk #7804, а коллаж Майка Винкельманна «Ежедневно: первые 5000 дней» оценили почти в 70 миллионов долларов. Он стал третьим в рейтинге самых дорогих произведений, проданных ныне живущими художниками. Между тем никакого коллажа физически не существует.
Бэнкси. Дебилы. Бумажный оригинал сожжен, NFT цифровой копии продан за 380 тысяч долларов
Как и «криптокошечки», эта работа — лишь графический файл, к тому же широко доступный. Ничто не мешает любому желающему открыть его, переслать другу или сохранить копию на свой компьютер, и она будет совпадать с оригиналом с точностью до бита. Пока сделать это может любой желающий, такая картинка не стоит ничего. Но к ней можно привязать код, который удостоверяет передачу прав на произведение от автора покупателю. Такой невзаимозаменяемый токен (non-fungible token, NFT) не подменишь и не подделаешь. Он укажет на единственный оригинальный файл, а значит, единственную из копий, имеющую ценность и цену. Благодаря NFT цифровое искусство и другие виртуальные активы становятся предметом торговли и нешуточных страстей.
Тренировка на кошках
Известный предприниматель и основатель компании Glitch Анил Дэш утверждает, что все началось еще в начале 2014-го. На хакатоне Seven on Seven он услышал, как художник Кевин Маккой жалуется на постоянные не приносящие никакой отдачи перепосты его работ в Сети. Это было время первого бума популярности криптовалют, и блокчейн-технологии оставались у всех на слуху. Используя их, команда Дэша и Маккоя создала первый прототип системы «монетизируемой графики».
Блокчейн — это база данных, которая хранится и обновляется распределенно на множестве компьютеров. Благодаря этому внесение несанкционированных изменений в нее практически невозможно: для этого пришлось бы взломать тысячи машин, соединенных в сеть. Блокчейн может стать надежной «бухгалтерской книгой» для учета сделок и даже обмена денежными средствами. Всем известна криптовалюта биткойн и ее ближайший конкурент эфириум. Но Ethereum — это не только виртуальные деньги. «Платформа поддерживает систему смарт-контрактов. Она позволяет связать ячейки базы данных (токены) с самыми разнообразными цифровыми активами или просто указать ссылку на любую веб-страницу. Например, на ту, где лежит исходный файл, — объясняет Хуррам Пиров, эксперт в области блокчейна и VR-технологий. — Сама работа в блокчейне не сохраняется. Токен лишь привязывает файл к данным о всех его владельцах, прошлых и нынешних».
Граймс. Смерть старого. NFT музыкального клипа певицы, художницы и подруги Илона Маска ушел за 389 тысяч долларов
Поэтому именно Ethereum использовали Дэш и Маккой для своей «монетизированной графики». Однако их презентация перед публикой в Новом музее современного искусства в Нью-Йорке прошла без ажиотажа. Настоящую популярность такой технологии принесли все-таки котики. В конце 2017 года была запущена онлайн-игра CryptoKitties, в которой надо разводить, собирать, обменивать и, конечно, продавать виртуальных животных разных видов и цветов. Технология здесь та же: каждая кошка уникальна и привязана к своему неповторимому (невзаимозаменяемому) токену в блокчейне Ethereum. Для создания новой нужно скрестить уже имеющихся и заплатить за минтинг (от англ. mint — чеканить монету), то есть за создание нового NFT.
Дилан Филд. CryptoPunk #7804. Пиксель-арт размером всего 24 х 24 точки. Работа продана за 7,5 миллиона долларов
Искусство на рынке
Азарт, охвативший игроков в CryptoKitties, оказался так велик, что вскоре на котиков приходилось более 10 % всех транзакций в сети Ethereum. Вместе с ними пришла и популярность технологии NFT. Стартапы и корпорации начали создавать собственные токены для извлечения реальной прибыли из виртуальных ценностей — не только на Ethereum, но и на других подходящих блокчейн-платформах. Нельзя сказать, что цифровое искусство — главный актив, которым торгуют через NFT. По статистике проекта NonFungible.com, 41 % токенов используется в игровой индустрии, 36 % — для продажи коллекционных предметов и только 4 % — в области искусства.
В самом деле, рынок художественных произведений — это прежде всего рынок долговременных инвестиций для людей, которые могут себе их позволить. Но кто будет вкладывать серьезные суммы в какой-то фрагмент кода, в файл, который любой желающий может скопировать? Лишь несколько лет успеха криптовалют показал покупателям, что код может быть действительно надежным активом. А интерес мировых звезд и несколько громких продаж убедили, что NFT подтверждает подлинность оригинальной работы не хуже (а то и лучше), чем подпись автора на холсте.
«Нынешнего бума NFT, пожалуй, никто не ожидал. Думаю, что это связано с рядом звезд, громких проектов и акций, таких как сжигание работы Бэнкси с одновременным выставлением цифрового токена на продажу. Думаю, интерес подогрели мировые знаменитости и подписчики их соцсетей», — считает Хуррам Пиров. Свои произведения выставили на торги создатели сериала «Рик и Морти» и канадская певица Граймс, жена Илона Маска. К началу 2021 года рынок NFT-искусства вошел в эпоху «золотой лихорадки». Цифровые художники бросились регистрироваться на NFT-площадках и минтить токены для своих работ. «Кристис», аукционный дом с 250-летней историей, начал продажи файлов. Появились и первые мошенники.
SOFIA и Андреа Боначето. Конкретизация Софии. 12-секундный видеоролик, созданный при участии робота с искусственным интеллектом. Продан за 690 тысяч долларов
Тишина на презентации
Украсть NFT, пожалуй, не легче, чем картину из музея. Для этого требуется доступ к чужому криптокошельку, что обычно удается лишь при определенной беспечности владельца. Поэтому главным видом преступности здесь остается кража авторских прав. Мошенники используют боты, которые широким гребнем проходят по аккаунтам художников в Twitter, Instagram и других социальных сетях. Собранные работы автоматически регистрируются на NFT-сервисах и идут в продажу без какого-либо уведомления их создателей. Чтобы привлечь внимание к проблеме, арт-критик Бен Льюис даже пообещал «токенизировать» цифровое изображение «Спасителя мира» Леонардо да Винчи.
Но главные претензии к NFT звучат со стороны защитников окружающей среды. Каждая транзакция в блокчейне требует немалых вычислительных ресурсов, так что сегодня на работу сети Ethereum ежегодно расходуется 31 тераватт-час — столько, сколько тратит за то же время Нигерия с 210 миллионами жителей. Одна только продажа коллажа «Ежедневно: первые 5000 дней» на «Кристис» потребовала энергии, которой хватило бы на год 13 домохозяйствам. Она привела к выбросу в атмосферу дополнительных 79 тонн углекислого газа. Торги за NFT-ролик Граймс наполнили атмосферу еще 70 тоннами.
Некоторые ответственные люди обращаются к NFT-платформам, которые разработаны с учетом этой проблемы и потребляют меньше. Так, знаменитый художник Дэмьен Херст выставил один из своих проектов на сервисе Palm. «Говорят, что это настоящий прорыв, и блоки базы данных обсчитываются в этой системе на 99 процентов эффективнее, — добавляет Хуррам Пиров. — Но блокчейн работает, пока в нем достаточно много вычислительных мощностей, что требует интереса пользователей и разработчиков. А интерес пока за привычными протоколами на базе Ethereum».
Действительно, разговоры о применении энергоэффективных блокчейн-платформ начались еще с первого бума биткойна, но никаких реальных решений проблемы так и не появилось. Возможность получения сиюминутной выгоды оказалась сильнее любых благих побуждений, а добыча криптовалюты здесь и сейчас — привлекательнее ожидания более «экологичных» решений. Показательна одна деталь, о которой вспоминает Анил Дэш.
Объединение Hashmask. Одно из серии изображений с масками. Продано онлайн за 650 тысяч долларов
По его словам, на первой презентации технологии фраза «монетизированная графика» вызвала смех среди публики, состоявшей в основном из художников. Вторая презентация проходила на конкурсе TechCrunch Disrupt. Зал был набит техногиками и представителями корпораций в поисках очередного стартапа, который мог бы «выстрелить» и принести настоящую прибыль. Здесь слова о «монетизированной графике» оказались уместны, и никакого смеха в аудитории уже не звучало. У прагматиков нюх на перспективные технологии лучше, чем у романтиков. Даже когда технологии, казалось бы, предназначались последним.
, Эксперт в области блокчейна и VR, основатель XREADY LABОбласть NFT и криптовалют остается недостаточно отрегулированной, хотя в этом направлении есть обнадеживающие изменения. Так, недавно Хестер Пирс из Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) призвала коллег провести такую работу и даже выпустила NFT-токены для их портретов. Если нужные нормы будут приняты, развитие может ускориться еще сильнее. Возможно, в будущем каждое произведение, каждая картинка в интернете получат свой NFT-токен. Это поможет большому количеству художников и музыкантов — всем, кто занят созданием контента».
Использованные источники: Материал опубликован в журнале «Цифровой океан» № 6, 2021, CHRISTIE'S AUCTION HOUSE / AFP / East News, Malcolm Park / Alamy / Legion-media, Samy Khabthani / Alamy / Legion-media, NICOLAS ASFOURI / AFP / East News, Тимур Сабиров, Tyrone Siu / REUTERS / Pix-stream, Lev Radin / Pacific Press Media Production Corp. / Alamy / Legion-media