Москва 2080 Фантастическая шутка с весомой долей правды
Отправившись в магазин за кефиром, шестиклассник Коля Герасимов нашел машину времени и оказался в Москве 2080-х. В этих сценах «Гостьи из будущего» город конца XXI века показан таким, каким он представлялся жителям конца XX столетия: обширные зеленые пространства, летающий транспорт и группы инопланетных туристов в поисках Музея Пушкина.
Теперь многие из этих прогнозов выглядят наивными. Но некоторые по-прежнему актуальны, и уже сегодня можно заметить предвестники будущего, которое ждет нас впереди. Чтобы взглянуть на него, последуем примеру Коли: запрыгнем на летающий флип и отправимся из Института времени… в Москву, конечно.
Урбанизация
В 2080-м столица окончательно слилась с областью и поглотила соседние крупные центры, а уж деревенских жителей во всей стране практически не осталось. За последние столетия урбанизация наступала по нарастающей: еще в начале XX века в городах проживало около 15 % населения Земли, в 2000-х — больше 50 %. К середине XXI века горожане составляли уже почти 68 %*, причем наибольший прирост пришелся на крупные города.
Слиянием и поглощением мегаполисы разрастались в колоссальные сверхструктуры с населением в 10 млн человек и более. Еще в 2020 году их насчитывалось более 30, включая крупнейший Большой Токио (38 млн жителей) и Москву с окрестностями (17–20 млн жителей)*.
Высокоразвитые агломерации привлекали специалистов из других мегаполисов и даже стран, многие из которых уступали мегагородам в культурной и экономической мощи. На рынке труда и инвестиций конкуренция между «полисами» в XXI веке стала таким же важным фактором, как и соперничество между государствами в XX. Это подтолкнуло некоторые правительства вложиться в колоссальные проекты по возведению «спланированных» мегаполисов*.
Но Москва росла сама и в 2080-м сохранила положение крупнейшей агломерации в Европе, с которой по количеству жителей сравнится разве что Большой Лондон. Глядя на нее с высоты полета флипа, в это трудно поверить: в городе почти не видно ни людей, ни транспорта.
Децентрализация
Еще в 2020-х около 8 % всей площади Москвы покрывали дороги, и это считалось недостаточным на фоне европейской нормы в 15–20 %. Но в 2080-х «проезжей части» стало еще меньше: жителям почти не приходится покидать окрестности своего дома. Децентрализация помогла решить многие застарелые проблемы, возникшие во времена, когда типичный горожанин жил на окраине и каждый день отправлялся на работу в центр.
Советские архитекторы пробовали отказаться от радиальной схемы города, продвигая идею самодостаточного микрорайона, жители которого могут получить все необходимые услуги — от магазинов до поликлиник и кинотеатров — в пределах пешей доступности. В мировых масштабах эта концепция расцвела* благодаря цифровым технологиям.
Уже с первой половины XXI века потребность в личном присутствии в офисе стала снижаться, появилось больше удаленной работы, избавляющей людей от ежедневных поездок на транспорте. Городские центры окончательно превратились в исторические достопримечательности. Въезд транспорта сюда закрыт.
Далеко не каждый горожанин стремится посетить центральные районы, как и в начале XX века далеко не всякий москвич спешил на Красную площадь. Всевозможные сервисы и развлечения он может найти неподалеку, а дроны доставки обеспечивают подвоз даже самых экзотических товаров*.
Если станет скучно, можно просто сменить жилье: шеринговая экономика, начавшись с сервисов по аренде велосипедов и автомобилей, распространилась и на сферу недвижимости. Владеть личной квартирой уже не модно: интеллектуальные системы управления недвижимостью на основе блокчейна позволяют менять апартаменты хоть каждый день, как шляпу*.
Мобилизация
На борту флипа старайтесь сохранять спокойствие: понятно, что для людей из первой четверти XX века летающий индивидуальный транспорт в новинку, но москвичи будущего часто добираются в гости именно так*.
Личные автомобили сохранились, но снова сделались роскошью, и пользоваться ими могут только действительно богатые люди. Зато проблема парковок снялась сама собой: подавляющее большинство горожан выбирают шеринговый или общественный транспорт, в зависимости от расстояния поездки.
Принцип мобильности будущего: весь транспорт в одном месте. До пересадочного узла легко дойти пешком, а там — изобилие. Для небольших поездок горожане пользуются велосипедами, скутерами, моноколесами, гироциклами и другими, еще не изобретенными в 2020 году индивидуальными средствами передвижения. Для средних дистанций арендуют машину: для этого даже прав не требуется, ведь все они уже давно беспилотные. Бензиновых или дизельных двигателей не встретить вовсе*, их использование начали ограничивать еще в 2020-х.
Для дальних путешествий незаменимы поезда, левитирующие на магнитной подушке. Дорога занимает куда меньше времени: все мы помним, что маглевы начали развивать более 500 км/ч еще в 2027 году, когда была запущена высокоскоростная трасса Токио — Нагоя*.
Экотрансформация
Неудивительно, что многие старые автодороги превращены в пешеходные, усаженные деревьями аллеи. Но вы заметили, что густо покрыты растительностью и многие здания? В самом деле, сады на стенах и крышах начали входить в моду еще в конце 2010-х. Такой покров не только сделал высотные дома уютнее, но и снизил расходы на кондиционирование, дал приют многочисленной естественной фауне. Озелененные террасы стали обычным местом отдыха горожан, а чистота среды — одним из главных предметов их заботы*.
Количество мусора, которое производит типичный горожанин, стало намного меньше, чем несколько десятилетий назад. Упаковка используется реже и, как правило, производится из биоразлагаемых материалов. Прочий мусор перерабатывается или уничтожается с помощью экологически чистых процессов. Такую возможность продемонстрировали уже давно: в 2019 году в Германии на захоронение отправлялось лишь около 1 % отходов, а в Швейцарии и Швеции — и того меньше.
В чистые города переехало сельское хозяйство. Многоуровневые вертикальные фермы не занимают много места*.
Гидропоника (выращивание растений без почвы, в воде, содержащей все необходимые им вещества) позволяет собирать отличный урожай прямо в небоскребе, на любом этаже, без подъема наверх тяжеловесного грунта. Локальные фермерские производства снабжают местных жителей свежими ягодами и зеленью, овощами и фруктами. Говорят, что в Хамовниках самая вкусная черешня.
Цифровизация
Москва еще с конца 2010-х стала одним из мировых лидеров в реализации технологий «умного города», а к 2080-м она окончательно превратилась в гаджет. Все взаимодействия жителей с муниципальными службами происходят онлайн с помощью авторизованных мобильных приложений*.
Каждая деталь городской инфраструктуры, от беспилотного автомобиля до уличного фонаря, использует технологии «интернета вещей» и управляется сложными системами с искусственным интеллектом.
Такие же системы ведут непрерывный мониторинг дорожной, экологической и эпидемиологической ситуации, управляют транспортом, освещением, водо- и электроснабжением. Кстати, посмотрите налево: над строящейся высоткой поднимается стрела вовсе не крана, а 3D-принтера, возводящего здания за считаные дни. Такие машины используют «биобетон», полученный с использованием грибков и бактерий*, и тоже не требуют вмешательства людей. Все, что им нужно, — строительные материалы и точный цифровой чертеж.
С чертежами, впрочем, проблем не предвидится: еще в 2010-х инженеры и архитекторы полностью перешли на «цифру». Сама концепция «Индустрии 4.0», которая стала внедряться* в те годы, подразумевает тотальную информатизацию всех цепочек производства и эксплуатации сооружений и техники, начиная от проектирования и заканчивая ремонтом. Цифровые модели-двойники точно повторяют реальные инженерные системы, позволяя лучше контролировать их работу, заранее прогнозировать любые проблемы и даже виртуально проигрывать сценарии возможных катастроф.
Социализация
За время экскурсии мы не раз заметили, что городу будущего практически не требуются люди. Новый технологический уклад, к которому цивилизация перешла в первой половине XXI века, полностью поменял правила игры: работать и зарабатывать больше не обязательно. Благодаря полной цифровизации настал тот долгожданный момент, когда действительно «вкалывают роботы, а не человек». Однако он оказался вовсе не таким радужным, каким выглядел из 1980-х. Миллионы водителей вытеснены с рынка беспилотниками. И даже в области медицины или юриспруденции* нейросети оказываются быстрее и точнее людей и обходятся дешевле.
Люди сохранили за собой лишь задачи, связанные со стратегическим управлением, а также с отдельными областями науки и искусства. Рабочих мест на всех не хватает. Возможно, еще и поэтому в Москве будущего так малолюдно: львиная доля населения сидит по домам и предается развлечениям, в основном виртуальным*, получая гарантированный базовый доход — невысокий, но достаточный для комфортного существования. Помимо развлечений, они общаются, занимаются спортом, самообразованием, творчеством, изобретательством — «мейкерством», как это называли в 2020-х.
Еще в те годы локальные эксперименты показали*, что люди, получающие гарантированные выплаты, вовсе не деградируют, чаще всего они расходуют эти средства на саморазвитие и учебу, а также на медицину.
Тем не менее жизнь оказавшихся на обочине глобального рынка труда вряд ли можно назвать полноценной. Возможность работать в 2080-х сохранят лишь редкие специалисты, которые взамен получат главное: чувство собственной востребованности, причастности к прогрессу и развитию всего человечества. Это дорогого стоит.
Использованные источники: Материал опубликован в журнале «Цифровой океан» № 2, 2020, Sergey Alimov / Moment / David Degner/Getty Images / Mlenny / iStock, Satish Kumar / Reuters / Pixstream, Dreamsfoto / Legion-media / Amazon / Spencer Lowell / Plenty Farms, Hemis , Dreamstime / AP / East News, cosmonaut / Album / Legion-media