Найти и обезвредить Тест-драйв защитного комплекса Kaspersky Antidrone
С крыши офиса «Лаборатории Касперского» открывается захватывающий вид на канал имени Москвы. Погода летная. На фоне парка Покровское-Стрешнево набирает высоту дрон. Камеры комплекса Kaspersky Antidrone приходят в движение и захватывают цель. Звонить в полицию сегодня не придется: сохранить тайны компании от летающего шпиона поможет техника.
* Этот репортаж был подготовлен до ужесточения мер безопасности и введения запрета на полеты беспилотников в Москве
Законодательству часто приходится догонять технологии. Единых правил полетов для гражданских дронов сперва не существовало. Затем стали вводить ограничения: ввели обязательную постановку дронов на учет, потребовали запрашивать разрешение на полет, согласовывать его с администрацией населенного пункта, ОрВД или с «Росавиацией». Сейчас в Москве введен запрет на запуск беспилотников — исключение составляют дроны, используемые по решению властей.
А они все равно летают. В России больше миллиона дронов, в год приобретается около 200 тысяч, при этом на учете стоит около 100 тысяч аппаратов. Система, установленная на крыше «Лаборатории Касперского», регулярно фиксировала несколько полетов в радиусе своего действия. В ее архиве сохранено около 600 уникальных дронов.
Чем мешают беспилотники? Раньше одним из самых громких инцидентов считался случай с закрытием аэропорта Гатвика в Лондоне в 2018 году, когда какой-то беспилотник летал в районе аэропорта, диспетчеры об этом узнали и работа аэропорта была приостановлена. Сейчас сложности аэропортов из-за дронов уже совсем не новость. Только в Москве и Санкт-Петербурге за последние месяцы сообщения об опасной близости дронов встречались и в Шереметьеве, и во Внукове, и в Пулкове.
Дроны играют важную роль в контрабанде. Например, с их помощью доставляют в тюрьмы смартфоны, с которых нам потом звонят «из службы безопасности Сбербанка». Беспилотники используются для промышленного шпионажа, охотятся за секретами коммерческих компаний. Дрон садится на крышу офиса, подключается к местному Wi-Fi и проникает в корпоративную сеть.
Евгений Касперский, основатель и генеральный директор «Лаборатории Касперского», часто подчеркивает: «Мы уже давно не только антивирусная компания». И все же что-то общее между выявлением и нейтрализацией вирусов и дронов явно есть — защита от непрошеных гостей, шпионов и прочих зловредов.
Органы чувств
Технический комплекс, который мы видим на крыше, представляет собой целый набор электронных «органов чувств». Технологии дальнего обнаружения, радар и радиочастотный модуль, могут действовать на расстоянии до нескольких километров. Радар замечает даже те беспилотники, которые летят по заранее заложенному в память полетному заданию без участия пилота — и, соответственно, не излучают радиосигнал.
Если же управляющий сигнал присутствует, он подвергается радиочастотному анализу. В некоторых случаях, когда текущие координаты дрона и точки взлета передаются по радио, анализ позволяет сразу узнать положение и беспилотника, и его оператора.
Опознать дрон можно даже в полной темноте — с помощью тепловизора
Поворотный оптический модуль включает две камеры: одна снимает объект крупно, вторая удерживает общий план, чтобы не потерять дрон при резкой смене курса. Изображение с камер используется системой машинного зрения, чтобы опознать дрон и определить его характеристики. Комплекс способен обнаружить дрон даже в полной темноте с помощью тепловизора: ведь работающие моторы, даже электрические, излучают тепло.
«Давайте я вам покажу, как все это работает, — открывает ноутбук Владимир Клешнин, руководитель по развитию бизнеса Kaspersky Antidrone. — У системы очень простой интерфейс, управлять ей можно прямо из браузера. Сейчас я введу свой пароль, не подсматривайте. Это наш офис — узнаете?»
В центре спутниковой карты на экране — здание «Лаборатории Касперского» на Водном стадионе. На карте видны и дрон, и его пилот, уже локализованный системой. На экране появляется картинка, которая показывает, как выглядит беспилотник. Система уже определила его модель, размеры и то, что он не несет полезной нагрузки (а если бы нес, нейросеть помогла бы определить, что это).
Комплекс должен отличаться высоким быстродействием: беспилотники нередко летают со скоростями свыше 100 км/ч. Разработчики максимально автоматизировали процессы обнаружения и анализа, чтобы дать оператору как можно больше времени на оценку ситуации. Окончательное решение о том, отправлять дрон на посадку или нет, принимает человек.
На карте появляется зеленый сектор. Это «прицел», который показывает зону действия направленного подавителя. У большинства дронов есть заложенная в программу функция возврата к точке взлета, которая включается при потере связи с пультом оператора. Подавитель излучает радиопомехи в диапазоне частот, который используют для управления гражданскими дронами. Включив устройство, можно отправить дрон восвояси, а заодно проследить, куда именно он вернется.
Не глуши ближнего
В тот момент, когда в «Лаборатории Касперского» решили разрабатывать свою систему обнаружения дронов, рынок уже заполонили беспилотники, а вместе с ними появилась масса новых угроз. При этом из систем подавления были лишь «глушилки» — источники радиопомех с широким радиусом действия. Однако в городе «глушилку» не включишь — многочисленные соседи будут недовольны, если их Wi-Fi-роутеры начнут сбоить.
Силовые ведомства часто используют в городе глушилки направленного действия, выполненные в форме ружья. Чтобы «подстрелить» из такого устройства дрон, его нужно сперва обнаружить. В «Лаборатории Касперского» с самого начала сконцентрировались именно на этой сложной задаче: найти чужой дрон в небе, причем полностью автоматически, не перепутав с птицей или самолетом.
Чтобы встроить свою систему в городскую инфраструктуру и адаптироваться к условиям любого заказчика, разработчики сделали что-то вроде конструктора «Лего»: все элементы комплекса соединяются по локальной сети и комбинируются в любых сочетаниях. Например, если какое-либо сооружение блокирует поле зрения локатора, можно поставить с другой стороны второй. В плотной городской застройке в комплекс интегрируются камеры наружного наблюдения, уже имеющиеся на объекте: охранные видеосистемы всегда строятся таким образом, чтобы дать наилучший обзор со всех сторон.
Один из вариантов компоновки комплекса мы видим и здесь, на крыше «Лаборатории Касперского». Собственная система для компании служит не только защитой от шпионов, но и экспериментальной площадкой для отработки передовых решений.
«Карманный» антидрон
Один из таких экспериментов привел к созданию нового компактного комплекса Kaspersky Antidrone Portable. Он рассчитан уже не на крупные предприятия, а на средний бизнес с ограниченным бюджетом. Комплекс также подходит для выездных мероприятий в городе и на природе. Он может несколько часов работать от аккумуляторов.
У портативной системы нет радиолокатора, то есть она не обнаружит дрон в режиме радиомолчания. Нет у нее и устройства нейтрализации: можно интегрировать в комплекс подавитель от стороннего производителя или просто «снять» дрон из радиоэлектронного ружья. Зато Kaspersky Antidrone Portable не требует государственной регистрации, так как это пассивное устройство, не излучающее радиосигнал.
, РУКОВОДИТЕЛЬ ПО РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА KASPERSKY ANTIDRONEКогда-то мы с друзьями увлекались авиамоделизмом. А потом на эти модели вдруг возник спрос, мало-помалу они становились все сложнее. Мы, немногочисленные энтузиасты авиамоделирования, почувствовали свою востребованность. Затем появились доступные, простые в управлении квадрокоптеры — и вот от них уже понадобилась защита. Но и эта ситуация временная. В недалеком будущем вместо охраны отдельных объектов должна появиться единая система мониторинга и регулирования воздушного движения, охватывающая всю городскую среду. Она сможет работать с тысячами дронов, занятых доставкой и другими полезными делами. Система контроля воздушного движения должна стать неотъемлемой частью городской инфраструктуры, объединенной с другими сетями умного города.
«Цифровой океан» отправился в «Сколково», чтобы выяснить, что за таинственная сила позволяет контролировать полет пассами:
Использованные источники: Материал опубликован в журнале «Цифровой океан» № 18 (июль-август), 2023, Сафрон Голиков