Андрей Цунский

Текст

Что такое компьютерная игра? Справочная литература выделяет во всех определениях главное: это компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса (геймплея), связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра

Немаловажно добавить, что компьютерные игры – неотъемлемая часть жизни современного человека. По данным The Entertainment Software Association - the ESA («Ассоциации развлекательного программного обеспечения»), постоянно играют в компьютерные игры 3,32 миллиарда человек, или 41% населения Земли, и число это растет за год приблизительно на 150 миллионов. Самые популярные игры – шутеры (стрелялки) и приключенческие игры, рекорд популярности у Fortninte, второе место держит Minecraft. Старшее поколение, как правило, против компьютерных игр. Правда, в некоторых случаях, как, например, с Йоханом Судштайном, датским геймером, после того как он выиграл на турнирах $6 882 440, или с финном Йессе Ваникка ($6,470,548) пожилым людям уже трудновато искать аргументы.

Но сегодня мы попробуем выяснить, с чего же все началось.

Самая первая компьютерная игра в мире: когда вышла и кто изобрел

Первая именно компьютерная игра появилась в 1952 году, приспособил ее для британской вычислительной машины EDSAC, или Electronic Delay Storage Automatic Calculator, Александр Шафто "Сэнди" Дуглас, автор диссертации о взаимодействии человека и компьютера.

Этот великий человек работал в самых разных областях науки: атомной физике, кристаллографии, теории решения дифференциальных уравнений. В промышленности занимался компьютерным проектированием, программированием – но большинству людей известен как изобретатель первой в мире компьютерной игры, которой проиллюстрировал ту самую свою диссертацию. Назвалась она OXO, или Noughts And Crosses. Ну да, «крестики и нолики», или как ее называли в России до революции – «Херики-Оники». И ничего неприличного в этом нет, помните старинный русский алфавит? Азъ, Буки, Веди, Глаголъ… Так вот «Херъ» и «Онъ» – всего лишь буквы старого русского алфавита.

Первенство Дугласа пытались оспорить американцы Томас Голдсмит-младший и Эстл Рэй Манн, и даже предъявляли патент № 2455992, датируемый 14 декабря 1948 года, описывающий «Развлекательный аппарат на основе электронно-лучевой трубки» (Cathode ray tube amusement device), однако мы, как сторонники точности и справедливости, отвергнем все их притязания: трубка трубкой, но вычислительного устройства в той игрушке не было. Это игра электронная – но не компьютерная, и мы не позволим отнять лавры основателя у прекрасного ученого! Компьютерная игра – это прежде всего, игра где компьютер может выступать в качестве игрового партнера, или обеспечить интерактивность нескольким игрокам.

Носителем игры ОХО была пятирядная перфолента, управление осуществлялось с помощью дискового номеронабирателя… не знаете, что это? В правом углу на картинке. Круглый с циферками и надписью DIAL. Игра велась на растровом дисплее 35Х16 точек. Монитор, клавиатура, компьютерная мышь, жесткий диск и даже дискеты – ничего этого еще не было! Но игра уже была. Но геймеров было немного, поскольку пользоваться EDSAC’ом могли лишь немногие, и по большей части не для игры.

Tennis For Two: первая компьютерная игра на нескольких пользователей, 1958 год

Уильяма Альфреда Хигинботама тоже трудно было бы заподозрить в несерьезности научной работы – он принимал участие в создании первой атомной бомбы, кстати его фото взято с пропуска в лабораторию в Лос Аламосе, где он именно этим и занимался. С 1947 года Хигинботам начал работать в Брукхейвенской национальной лаборатории министерства энергетики США, где и трудился проработал до выхода на пенсию.

В лабораторию регулярно приводили экскурсии, множество людей, не имеющих представления о том, чем лаборатория занимается, отвлекали специалистов от работы и приставали с дурацкими вопросами. А впереди была еще и ежегодная выставка, где нужно было привлечь публику, не пугая ее сложными вещами и незнакомыми терминами. Компьютер был все еще огромен и непонятен, приборы – еще менее понятными. И вдруг Хигинботама осенило: «В инструкции к компьютеру описывалось, как строить траектории и подпрыгивающие фигуры для исследований. Я подумал: «Черт возьми, из этого получилась бы хорошая игра! <> потребовалось четыре часа, чтобы спроектировать такую игру, и техник (Боб Дворжак) за пару недель собрал все воедино».

И на выставке, и во время экскурсий выстраивались очереди чтобы поиграть с диковинной машиной. В круглом экранчике осциллографа горизонталь изображала поверхность корта, вертикальная черточка – сетку, и при помощи пульта с колесиком два человека могли сражаться на этом симуляторе тенниса.

Забавы ради можно было увеличивать скорость и высоту полета «мяча», изображая теннис на Марсе или на Луне. Но через год схемы игры пришлось разобрать, да и осциллограф был нужен для других, более серьезных целей. Запатентована игра не была – по условиям контракта с правительством, Хигинботам не смог бы этого сделать, все права на игру получило бы правительство США.

Spacewar! – первая широко распространившаяся игра

Наука и игра имеют, что ни говори, много общего. Массачусетский технологический институт получил в июле 1958 года компьютер TX-0, или tixo, полностью на транзисторах и огромным объемом памяти на магнитных сердечниках в 64 К 18-битных слов. Для этой машины студенты сами могли писать программы. Научное общество Tech Model Railroad Club (TMRC, или «Клуб железнодорожных моделистов») в числе прочей программной продукции создало и новую версию крестиков и ноликов Tic-Tac-Toe, где можно было ставить знаки в сетку «световым пером» — был такой древний инструмент ввода данных, а также Mouse in the Maze («Мышь в лабиринте») где по лабиринту нужно было водить электронную мышь.

А когда в 1961 году МТИ приобрел мини-компьютер PDP-1 компании DEC, трое молодых ученых: Стив Рассел, сотрудник Гарвардского университета и бывший научный сотрудник МТИ; Мартин Грец, научный сотрудник и бывший студент МТИ; и Уэйн Витенен, научный сотрудник Гарварда и бывший сотрудник и студент МТИ создали группу, которую назвали Hingham Institute (Грец и Витенен жили на улице Хингам). Впоследствии Стив Рассел рассказал в интервью журналу Rolling Stone: «У нас был дисплей, который мог делать всевозможные интересные вещи! Поэтому мы начали обсуждение, размышляя о том, что интересного можно было бы показать. Мы решили, что, можно было бы сделать что-то двумерное, маневрирующее, и естественным образом подумали, что очевидный пример для этого — космические корабли». И создали Spacewar! (восклицательный знак – часть названия игры).

Два космических корабля носятся по звездному небу и стреляют друг в друга ракетами. На этой фотографии в Spacewar! азартно рубится Уинтон Серф – один из отцов Интернета, создатель протокола TCP/IP.

Игра стала путешествовать от компьютера к компьютеру, со скоростью вирусов. В 1972 году Алан Кэй, теоретик вычислительных систем отметил, что «Spacewar! спонтанно расцветала везде, где был графический дисплей, подключенный к компьютеру».

В том же 1972 году, 19 октября в Лаборатории искусственного интеллекта Стэнфордского университета провели турнир «Intergalactic Spacewar! Olympics». Таким образом, этот день можно считать официальным днем рождения киберспорта.

Первая компьютерная игра в СССР – «Тетрис»

Вообще, были и другие попытки разработать компьютерные игры в СССР, но первой удачной и достойной можно назвать именно Тетрис. Ее придумал и воплотил программист и дизайнер Алексей Пажитнов, который тогда работал в Вычислительном центре Академии Наук СССР.

Сначала ему пришла в голову идея объединить геометрическую головоломку Тетрамино с динамикой тенниса, из этих двух слов и образовалось название «Тетрис». Первую версию игры Алексей Пажитнов написал на языке Паскаль для компьютера «Электроника-60». В нее играли еще на тех компьютерах, которые подсоединяли кабелем к телевизорам с лучевой трубкой. В 1987 году американская компания Spectrum Holobyte выпустил коммерческую версию игры. Игровые приставки, практически все консоли, коммуникаторы – а затем смартфоны, и даже калькуляторы, а говорят, что еще и паяльники (или утюги?) теперь содержат эту игру. Только загрузок на мобильные телефоны сделано 435 миллионов. В 2007 году «Тетрис» включили в список десяти главных компьютерных игр, принятых на хранение в Библиотеку Конгресса США.

Думаю, описывать «Тетрис» нет необходимости. Он же у вас есть. А если нет - значит вы просто уже снесли его. Но не факт, что навсегда.

Читайте также, почему всем нравится игра Майнкрафт:

Читать на ЦО.РФ

Популярность Майнкрафта Почему эта игра всем нравится

В чем секрет успеха игры, у которой нет главного – конечной цели, и графика которой не хочет взрослеть и вырастать из пиксельного примитивизма 80-х? Спойлер: в безграничной свободе

Использованные источники: Dota 2 The International CC BY 2.0, Computer Laboratory University of Cambridge CC-BY2.0, А. С. Дуглас, William Higinbotham Los Alamos identity badge photo, pongmuseum.com, CC BY-SA 4.0, Marlith, Joi Ito CC-BY2.0, Official GDC