Павел Иевлев

Текст

Россия представила усовершенствованный прототип РИТЭГ для питания космических аппаратов

Россия объявила об успешной разработке прототипа радиоизотопного термоэлектрического генератора (РИТЭГ), работающего на изотопе плутония-238, который обещает стать революционным решением в области энергетики космических аппаратов. Это устройство может обеспечивать космические аппараты электроэнергией в течение десятилетий без необходимости подзарядки и опасности перегрева.

Плутоний-238, хотя и является радиоактивным, представляет собой изотоп, не подлежащий боевому применению и известный своей впечатляющей тепловой мощностью. Имея период полураспада около 88 лет, он выделяет альфа-частицы и значительное количество тепла, которое может быть использовано и преобразовано в электроэнергию с помощью термоэлектрических элементов. Эти элементы, представляющие собой два различных металла, соединенных в электрическую цепь, генерируют электрический ток при разнице температур.

Конструкция РИТЭГ включает в себя несколько таких термоэлектрических элементов, окружающих сердечник из плутония-238, надежно укрытый в защитном контейнере. Данная конструкция обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционными источниками энергии для космических аппаратов:

1. В отличие от солнечных батарей, которые зависят от солнечного света, РИТЭГ не зависит от освещенности и температуры окружающей среды. Это делает его идеальным для полетов в дальний космос или в затененные области небесных тел.

2. Долговечность: Срок службы РИТЭГа определяется периодом полураспада плутония-238. Для сравнения: после десяти лет эксплуатации мощность РИТЭГа снижается всего на 7%, и даже через полвека он сохраняет 65% от своей первоначальной мощности.

3. Простота конструкции РИТЭГа обусловливает его высокую надежность, не требующую обслуживания и регулировок в течение всего срока эксплуатации.

Успехи России в производстве плутония-238, являющегося побочным продуктом облучения необогащенного урана в ядерных реакторах, позволяют ей занимать лидирующие позиции в мире по созданию технологии РИТЭГ. Представленный прототип имеет мощность 100 Вт и подходит для наземного и космического применения. Компактная конструкция РИТЭГ имеет размеры 22×22×43 см, массу около 30 кг, включает 36 тепловыделяющих сборок с плутонием-238 и 216 термоэлектрических модулей. Испытания на безопасность продемонстрировали его прочность: прототип выдержал значительные падения, экстремальные температуры, радиационное облучение и взрывные нагрузки.

Как делают батареи для электромобилей:

Читать на ЦО.РФ

Огонь батарея Кто и где выпускает аккумуляторы для электромобилей

По итогам 2020 года уже 4,2% всех проданных автомобилей были электрическими, хотя годом ранее таковых набралось лишь 2,5%. Но чем больше продается электрокаров, тем больше для них нужно выпускать аккумуляторных батарей, а это уже отдельный рынок со своими ключевыми игроками. О них и пойдет речь.

Использованные источники: