Сергей Апресов

Текст

Задача аналитика соцмедиа — ​услышать каждого жителя Земли. Следующая цель — ​с каждым поговорить. Вряд ли этот разговор будет опосредован текстом: в тренде видеоролики и голосовые интерфейсы. В лаборатории компании PR Story создаются технологии, которые сделают видео интерактивным

Представьте, что вы идете мимо видеовитрины магазина и вас внезапно цепляет что-то, происходящее на экране, — ​да, ведь остроумные сценарии в рекламе существуют! Будто поймав на себе взгляд, актер устанавливает с вами зрительный контакт и произносит: «Ну что, Олег, в 44 года уже не так просто поддерживать форму? Но ты справляешься, молодец!» Удивительно и неожиданно, но тоже возможно. Система распознавания лиц узнала вас по фотографии профиля в одной из многочисленных соцмедиа — ​вы сами сделали фото общедоступным, поставив очередную галочку под очередным пользовательским соглашением.

Современный покупатель бдителен и недоверчив, его техническими фокусами не возьмешь. Вы отворачиваетесь от экрана и шагаете дальше вдоль ряда одинаковых телевизоров. Но настойчивый персонаж не отстает и следует за вами, перепрыгивая с одного монитора на другой — ​все они объединены в единую локальную сеть. «Смотришь себе новый снегоход? А вот такой видел?» — ​тут искусственный интеллект попадает в точку. Понятно, за пару прошедших недель вы успели изрядно наследить в Сети, пока искали тот самый снегоход на сайтах дилеров и частных объявлений. Ваши интересы, даже сиюминутные, хорошо известны рекламным сетям, и это тоже не новость. И все же это ваша любимая модель, и лед растоплен.

Вы останавливаетесь и в шутку говорите хитрому роботу: «Не хочу снегоход». «А что ты хочешь? Скажи, я помогу!» — ​актер продолжает бороться за ваше доверие, удивительно хорошо отыгрывая живое участие. Тоже неудивительно: голосовые помощники и чат-боты вполне способны поддержать беседу, а виртуальные персонажи давно «рисуются» в реальном времени с помощью Unreal Engine 5.

Удивлять может лишь один факт: то, что при наличии всех необходимых технологий такой рекламы до сих пор нет. Хотя появление ее в будущем, похоже, неизбежно.

Сергей Курьян
Сергей Курьян, CEO компании PR Story:

Связывая воедино несколько привычных технологий, мы можем получить интерактивную рекламу любой сложности. Большую часть этого функционала мы успешно тестировали в своей лаборатории. При наличии запроса со стороны рынка описанные выше „чудеса“ мы могли бы реализовать. Пока что к живой и умной рекламе не готов рынок. Производители контента не любят интерактив, так как догадываются, что им лучше не знать, сколько людей реально смотрят их произведения и готовы с ними взаимодействовать. Любой именитый режиссер априори считает свое видео интересным, красивым и успешным и не желает разочаровываться. Так же и заказчики рекламы не спешат расставаться с ощущением успешно потраченных средств. Рынок предпочитает жить по-старинке, но это ненадолго: в любой сфере рано или поздно вырываются вперед новаторы

Швейцарский нож

Интерактивное будущее на технологической базе настоящего тестируем на 52-м этаже башни «Москва» в деловом центре столицы. Атмосфера располагает: в здании работают десятки тысяч человек — ​сотрудников крупных и успешных компаний. Здесь есть, чье внимание привлекать и отслеживать.

Работаем: внимательно смотрим видеоролик с котиками. На экране системы Smart Eye отображается статистика: сколько людей смотрит видео (четверо), сколько проходит мимо (пока ни одного) и сколько зрителей смотрят внимательно (один уже считает ворон).

Система также распознает эмоции. Например, если кто-то из нас улыбается, она записывает в статистику воображаемый лайк. На служебном экране мы наблюдаем видео с подсматривающей за нами камеры. Нейросеть обвела в кружочки лица (по головам компьютер считает людей) и глаза — ​проверенный индикатор внимания.

Программа по нынешним временам простая, но в ней есть важная техническая особенность: плеер с функционалом Smart Eye устанавливается на любое устройство с поддержкой Android — ​будь то планшет, ноутбук с веб-камерой или Smart TV. Устанавливается и стабильно работает: для подсчета статистики приложению не нужны ни камера высокого разрешения, ни мощный процессор, ни даже скоростной интернет — ​система функционирует локально без отправки данных в облака.

Сергей Курьян
Сергей Курьян, CEO компании PR Story:

Smart Eye не самый сложный продукт нашей разработки, зато самый популярный — ​именно потому, что он прост, как швейцарский нож. Чтобы начать собирать статистику, клиенту не нужно закупать новое оборудование. Подойдет любой гаджет, который есть под рукой. Между тем статистика эта очень ценна. Она помогает узнать, сколько людей на самом деле смотрит рекламу, за которую заказчик заплатил и на которую он возлагает надежды. Сколько людей прошло мимо экрана? Сколько из них обратило внимание на видео? Досмотрел ли кто-то до конца или хотя бы до ключевого посыла? Статистика позволяет оценить, какие моменты в видеоролике самые интересные, а какие проходные: ​достаточно посмотреть, сколько людей остановили взгляд на экране на определенной секунде. Режиссеры могут узнать, какие сцены им удались, а какие нет. Приложение дает много уникальных данных при минимальных вложениях. При этом Smart Eye — ​это лишь одно из направлений развития нашего основного продукта, плеера интеллектуальной видеотрансляции

Кривая обучения

Плеер интеллектуальной видеотрансляции — ​это проигрыватель видео с обратной связью. Он отслеживает внимание и эмоциональную реакцию, чтобы в реальном времени адаптировать контент под его нужды. В самом простом варианте речь идет о переключении между видеороликами или ссылками с различными сценариями. И даже с таким функционалом на основе плеера можно строить продукты для самых разных аудиторий и жизненных ситуаций.

Проект 10 Fingers адресован компаниям, деятельность которых включает обучение специалистов рабочих специальностей, например токарей или электриков. Система 10 Fingers отслеживает, насколько сконцентрированы зрители во время просмотра инструктажа по технике безопасности. Если обучаемый отвлекся больше трех раз, ему придется начать смотреть с начала.

Монстр Франкентштейна и полиграф. Идея объективного контроля эмоциональных реакций на внешние стимулы появилась одновременно с рождением научной психологии. В XIX веке Уильям Джеймс сформулировал теорию о человеческих эмоциях как телесном состоянии. Вильгельм Вундт разработал программу изучения мышления и эмоций через регистрацию разнообразных физиологических показателей. А Этьен-Жюль Маре предложил систему записи невидимых микродвижений и хронофотографию для детальной фиксации перемещений и действий в пространстве. А немного позже, в начале XX века, отец психотехники Гуго Мюнстерберг в своей влиятельной работе «Фотопьеса» (1916) предположил, что индикатором подлинного искусства кино должны стать физиологические реакции зрителей на игру актеров на экране. Знакомые с этой книгой продюсеры студии Universal, готовясь к премьере в 1931 году своего будущего блокбастера «Франкенштейн», наняли полиграфолога Леонарда Килера, чтобы на тестовой группе проверить эмоции, которые вызовет актер Борис Карлофф в роли оживающего в лаборатории монстра. Режиссер Джеймс Уэйл считал эту сцену стержнем фильма. Чтобы придать ей больше правдоподобия, он залил помещение ослепительным электрическим светом, чтобы вызвать реакцию как у самого Карлоффа, так и в будущем у зрителей. «Монстр Франкенштейна просто должен поверить в то, что он видит, тогда то же произойдет и с публикой в кинозале», — ​считал Уэйл. Позже Мэй Кларк, сыгравшая молодую невесту ученого Генри Франкенштейна, подтвердила это: «Мы, актеры, испытывали то же, что и будущие зрители, когда фильм шел на экранах». Но продюсерам кинокомпании для подтверждения эффекта требовались доказательства. И Леонард Килер их предоставил: на тестовом просмотре нанятые студенты испытывали симпатию и ужас, придающие реализм монстру на экране. Об этом недвусмысленно говорили зашкаливающие графики физиологических реакций, связанных с эмоциями.

Детский планшет Badi, еще одна разработка PR Story, не раз побеждал в конкурсах стартапов. Это инновационная система обучения и развития ребенка, основанная на отслеживании внимания. Планшет демонстрирует юному пользователю развлекательный и образовательный контент, направленный на совершенствование как интеллектуальных качеств, так и физической формы. Система знает, когда ребенок устал и его внимание необходимо переключить. На основе статистики она принимает решение, какой стиль повествования больше подходит конкретному человеку. В планшет заложена система мотивации с игровой «валютой» и маркетплейсом.

Наконец, под Badi пишется специальная операционная система. Одна из ее задач — ​контролировать экранное время ребенка на аппаратном уровне. Если настало время гулять, значит, всё: планшет превращается в кирпич, и включить его не сможет ни один юный хакер.

Сергей Курьян
Сергей Курьян, CEO компании PR Story:

Мы ведем большую научную работу, изучаем образование с индивидуальной кривой обучения. Формируется понятийный аппарат, мы учимся количественно оценивать такие параметры, как внимательность, вовлеченность, предрасположенность, индекс когнитивного всплеска, индекс позитивного настроя, усталости. У нас в разработке находится агрегатор образовательного контента — ​это платформа с познавательными видео, по которым собраны большие данные. По каждому ролику система будет знать соотношение развлекательности и информативности, стиль повествования, каким людям оно подходит, какой у них психотип. Пользователь сможет задать тему обучения, а дальше программа будет в реальном времени подбирать для него информацию, соответствующую его концентрации, стилистическим предпочтениям, начальной подготовке и даже самочувствию. Мы считаем, что индивидуальная кривая обучения позволит увеличить эффективность образовательного процесса в десять раз. Именно такую стратегическую цель мы ставим перед собой на ближайшие двадцать лет

Читать на ЦО.РФ

Телевизор — откуда появился и как развивался История создания и прогресса телевидения

Современный человек, сидящий перед телевизором, не задумывается над технологией, создающей динамические изображения и идеально стыкующей звуковой сигнал с видеорядом. Однако еще не так давно это было сложнейшей инженерной задачей, без решения которой телевидения бы не было. Итак, кто и когда придумал телевизор?

Использованные источники: Материал опубликован в журнале «Цифровой океан» № 15 (январь-февраль), 2023, Марина Ким