Репетиция оркестра Мастер-класс по по поиску и проверке идей для создателей цифровых платформ
Платформы — современный аналог рыночной площади: сами по себе ничего не производят и не продают, но позволяют продавцам и покупателям найти друг друга. Как правило, речь идет о сайтах и мобильных приложениях, но экономисты относят к платформам даже операционные системы Google Android и Apple iPhone — их рассматривают как место встречи сотен тысяч разработчиков и миллиардов пользователей. Из-за огромной конкуренции и насыщенности рынка придумывать новые идеи для компаний становится все сложнее, но даже на этом выжженном поле постоянно вырастают новые цветы.
В поиске прорывных идей помогает не только вдохновение, но и специальные алгоритмы. Один из них — фреймворк* Platform Innovation Kit, пошаговое руководство для создателей платформ.
* Фреймворк — набор шаблонов и схем для упорядочивания рыночных исследований.
Шаг 1: Открытия
Если вы уже сели генерировать идеи — остановитесь. Перед брейнстормингом необходимо сделать шаг назад, чтобы изучить рынок и выбрать направление для проекта. В разработке продуктов есть место интуиции, но принимать решения можно только на основе данных.
На языке менеджмента среда с высокой конкуренцией называется багровым океаном. Как и маленьким обитателям морей, новичкам на рынке платформ нужно найти нишу для роста, ориентируясь на течения, температуру воды и количество света. Фреймворк создания платформы начинается со «сканирования среды» — анализа ключевых трендов технологий и проблем общества, макроэкономических сил, поведения конкурентов. Процесс похож на игру: по мере обсуждения новостей, фактов и мнений экспертов о конкретном рынке создатели проекта приклеивают на доску стикеры с тезисами.
Как и в мире животных, большинство основателей стремятся выбрать для своего проекта теплые воды с изобилием пищи, но это не всегда верная стратегия. В модных сферах предпринимателям приходится приспосабливаться к жесткой конкуренции и участвовать в гонке с другими стартапами. Опытные создатели платформ стараются найти более «холодную» нишу и придумать для нее необычное решение, позволяющее выживать и расти без серьезных соперников.
Шаг 2: Исследования
Когда рынок для проекта выбран, наступает время глубоко изучить его особенности.
Каждая новая платформа начинается с поиска неэффективности существующих решений. Идем от противного: ищем, где конкуренты тратят слишком много ресурсов на оказание услуг, терпят убытки из-за логистики, недостаточно используют свои возможности.
, эксперт по цифровым платформам, представитель PIK в России:Создатели могут еще не понимать всех деталей будущих взаимоотношений между игроками платформы, но должны знать их „боли“, потребности и задачи, которые может решить продукт. При работе с фреймворком PIK команда проекта составляет подробные портреты потенциальных клиентов, производителей товаров, бизнес-партнеров и акционеров, а затем предлагает каждому решение его задач
На этом этапе также нужно определить «симбионтов» своего проекта, будущих партнеров и клиентов. Понимание «своего» большого рынка часто складывается из открытий, сделанных при детальном изучении отдельных ниш. Например, создатели платформы начинают работу с исследования гостиничного бизнеса, а затем сознают, что с ним прочно связаны другие индустрии: авиаперелеты, сайты для бронирования билетов, путеводители по достопримечательностям, спа-салоны и развлечения. Если объединить всех этих игроков, можно построить целую экосистему для туризма, вовлечь в обмен ценностями гораздо больше участников и заработать больше.
Шаг 3: Идеи
Наконец пора марать бумагу, придумывать идеи и комкать черновики. На этом этапе основатели платформы должны создать обширное портфолио потенциальных бизнесов с помощью «доски возможностей».
Участников будущей платформы можно сравнить с отдельными городами, между которыми нужно проложить шоссе и рельсы для обмена товарами или услугами. Планирование взаимосвязей на одном листе помогает сразу увидеть несовершенства модели. Важнее всего продумать архитектуру платформы так, чтобы каждый участник обмена получал готовое решение своих проблем и помогал кому-то в ответ.
Для эффективного обмена на платформе недостаточно одних только «дорог» — команда проекта также должна продумать, какие наборы данных нужны, чтобы свести покупателей и продавцов. Речь может идти о контактах и геоданных клиентов, базах товаров, информации для таргетинга рекламы и рыночных исследований. Также пора позаботиться о монетизации продукта и получении прибыли.
Далее из десятков сырых проектов платформ необходимо выбрать наиболее перспективный. Создатели PIK придумали для этого отдельный инструмент — матрицу критериев отбора. По сути, это список вопросов, который помогает не упустить из виду слабые места каждой модели и дать объективную оценку каждой идеи.
Шаг 4: Дирижерский пульт
Известная пословица гласит: «Сделал добро — бросай его в воду». Разработчик платформы не должен быть диктатором. В модели PIK он создает правила игры, алгоритмы и инфраструктуру для клиентов, партнеров, производителей товаров и других участников экосистемы. Роль основателя — дирижировать всем этим оркестром, и чтобы понять, как это делать, нужно заполнить круг бизнес-модели.
В центре модели находится миссия проекта и ключевые ценности для каждого участника торговли. С точки зрения фреймворка PIK производители товаров и услуг, партнеры платформы, потребители и акционеры делают свой вклад в реализацию миссии, при этом получая пользу от всей экосистемы сразу. При детальной проработке бизнес-модели команда проекта наносит на круг потоки данных, денег, товаров и услуг для всех участников. Пазл должен сложиться в единую картину, в которой каждый вносит вклад в общее дело и получает взамен решение своей проблемы.
, бизнес-консультант, автор методологии Platform Innovation Kit:Отсутствие необходимости в собственных фабриках и складах часто позволяет платформенным стартапам масштабироваться гораздо быстрее, чем производителям товаров. Для создания чисто цифрового продукта нужны гораздо меньшие инвестиции, чем для постройки предприятия полного цикла с сопоставимой выручкой. Кроме этого, основатели платформ могут выбирать, кто из игроков экосистемы платит за поддержку: продавцы, покупатели или рекламодатели. Например, на Ebay или Aliexpress потребители не переплачивают ни цента за свой комфорт, и это мотивирует их приобретать больше товаров. Платформы помогают потребителям быстрее решить свои проблемы, расширяют выбор товаров и позволяют получать услуги по выгодным ценам из-за высокой конкуренции. Многие боятся, что распространение платформ навредит малому бизнесу, но мы видим обратную тенденцию: современные цифровые продукты помогают людям узнать о небольших ресторанах, мастерских и магазинах. Сомневаюсь, что для потребителей-физлиц в ближайшее время появятся принципиально новые решения. Зато мы видим бурный рост B2B-платформ, на которых компании оказывают услуги друг другу. В ближайшие пять лет нас ждет бум блокчейн-платформ, и именно в это направление сейчас вкладывают деньги инвесторы
«Если вы не можете объяснить что-либо простыми словами, вы это не понимаете», — говорил знаменитый физик и преподаватель Ричард Фейнман. Этот принцип взяли на вооружение и создатели PIK, придумав простой тест: концепцию успешной платформы можно объяснить целиком в презентации за 30 секунд.
Использованные источники: Материал опубликован в журнале «Цифровой океан» № 11, 2022, NoSystem images / iStock.com, THE PLATFORM INNOVATION KIT / Digital Ahead UG (x3), из архива Алексея Ерёмина, THE PLATFORM INNOVATION KIT / Digital Ahead UG (x2)