Письма счастья Какие камеры нас штрафуют и за что
По статистике, средняя сумма штрафа ГИБДД в первом полугодии текущего года выросла на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 541 рубль. Наибольшее количество штрафов пришлось на июнь - их доля составила более 24%. Самым популярным в России является штраф за превышение скорости. Количество камер на российских дорогах растет с каждым годом, равно как и число фиксируемых ими нарушений. Когда-то они могли запечатлеть лишь превышение скорости, но теперь нейросети позволяют замечать даже такие нарушения, как непристегнутый ремень или телефон в руке. И не только.
«Атом ИС»
Камера способна фиксировать превышение скорости радарным методом в зоне контроля четырех полос движения одновременно в обоих направлениях. Принцип действия системы основан на измерении разности частот высокочастотных сигналов при отражении от движущегося транспортного средства, находящегося в зоне контроля камеры, то есть на эффекте Доплера. Прибор способен измерять мгновенную скорость в диапазоне от 1 до 350 км/ч и поддерживает программную установку отдельных порогов скорости для разных полос движения и для машин разных категорий.
«Азимут 4»
Комплекс умеет фиксировать 16 типов нарушений ПДД, причем 12 из них – одновременно. Вдобавок камера имеет возможность работать без радара и рассчитывать скорость по снятым кадрам, что делает комплекс невидимым для радар-детекторов. «Азимут 4» также ищет автомобили по базам данных правоохранительных органов и спецслужб, распознает машины с выключенными фарами, движение по встречной полосе, несоблюдение разметки и сигналов светофора, пересечение стоп-линии, непропуск пешехода, а также нарушение правил остановки и стоянки.
«ПаркСкан»
Комплекс предназначен для фиксации нарушений правил стоянки и остановки, а также контроля платной парковки. Кроме собственно видеокамеры, в состав «ПаркСкана» входит приемник сигналов космических аппаратов спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS – по ним комплекс определяет точное время, синхронизирует его с национальной шкалой времени РФ и записывает его в сохраняемые фотовидеоматериалы.
«Мангуст»
Комплекс обеспечивает контроль как скоростного режима, так и многих других нарушений ПДД. Он контролирует до шести полос движения с фотовидеофиксацией всех автомобилей одновременно в обоих направлениях, фиксируя пересечение стоп-линии, движения по выделенной полосе и на запрещающий сигнал светофора, нарушение рядности движения и правил парковки. Кроме того, камера проверяет, не находится ли распознанный регистрационный знак в розыске.
«УГМК-Телеком»
THOR-X
Это серверное решение на базе уличных видеокамер, предназначенное сугубо для фиксации нарушений ПДД на перекрестках. Видеокамеры объединены в сеть под управлением вычислительного модуля, который отвечает за определение нарушений правил проезда перекрестка, хранение зафиксированных фотоматериалов и передачу данных в единый центр обработки информации. Комплекс распознает номера РФ, СНГ, Евросоюза, США, а также номера полицейских и военных структур.
«Ультра»
Комплекс предназначен для измерений скорости движения транспортных средств, причем как радарным методом, так и по кадрам. Как обычно, первый метод заключается в использовании эффекта Доплера на контролируемом участке дороги, а второй учитывает расстояние между точками расположения видеокамер и измеренный путь движения. Время прохождения определяется как разность между моментами фиксации видеокамерами. Для измерения данной характеристики необходимо не менее двух комплексов.
Digital Patrol
Комплекс способен фиксировать 14 видов нарушений ПДД и обладает возможностями аналитической обработки информации в режиме реального времени. Скорость он измеряет косвенным методом - путем вычисления расстояния, пройденного автомобилем в зоне контроля за фиксированный интервал времени, а потому невидим для радар-детекторов. Кроме того, камера имеет возможность добавления шаблонов для новых типов регистрационных номерных знаков.
«Стрелка-360»
Многофункциональный комплекс фотовидеофиксации нарушений ПДД и мониторинга дорожных знаков обеспечивает контроль в зоне 50 метров в мобильном исполнении и до 150 метров – в стационарном. Он распознает номера автомобилей и дорожные знаки, выполняя фотовидеофиксацию маневров, остановки и стоянки, а также выявление машин с незаконной установкой опознавательного фонаря такси на крыше, цветографических схем и устройств для подачи специальных световых сигналов.
«Паркон-С»
Стационарный комплекс контроля нарушений правил парковки предназначен для автоматического выявления нарушений ПДД на определенном участке дороги. Он выявляет автомобили в заданной зоне, распознает их госномера и отправляет снимки на обработку. Купольные видеокамеры устанавливаются около контролируемого участка на высоте от двух до шести метров, причем зоны контроля могут находиться как на стороне установки камер, так и на противоположной стороне дороги.
VOCORD MicroCyclops
Система предназначена для контроля дорожного движения на линейных участках дорог, перекрестках, переездах и пешеходных переходах. Комплекс распознает номера транспортных средств, измеряет скорость их движения и положение на проезжей части. Он фиксирует нарушения скоростного режима, движение по обочине и полосе маршрутного транспорта, а также выезд на полосу встречного движения.
«Лидер-С»
Программно-аппаратный комплекс радарного типа измеряет как скорость движения транспортных средств, так и ряд других нарушений, среди которых - выезд на полосу движения встречного транспорта, движение по выделенной полосе, по обочине, по разделительной полосе, по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам. Место фиксации факта нарушения определяется зоной контроля в месте установки комплекса, ограниченной зоной действия запрещающих знаков.
«Автодория 3.5»
Самый распространенный комплекс для фотовидеофиксации средней скорости движения умеет выполнять замеры на контролируемом участке дороги как в радарном режиме, так и в покадровом. Система измеряет интервал времени, за который машина прошла расстояние между двумя комплексами. Правда, штраф за среднюю скорость в России отменен - в Москве с августа, а в Подмосковье – еще с весны.
«Автодория»
«Аист-Контроль»
Многофункциональный комплекс обеспечивает фиксацию 15 видов нарушений: превышения скорости с возможностью разделения лимитов скорости для каждой полосы, проезда на красный свет, заезда за стоп-линию, запрещенных поворотов или разворотов, остановки на пешеходном переходе, нарушения правил стоянки у железнодорожных переездов, пересечения сплошной линии, выезда на встречную полосу, стоянки и остановки в неположенном месте, выезда на полосу для общественного транспорта, пешеходную или велосипедную дорожку.
«Бумеранг»
Еще один комплекс для измерения средней скорости движения транспортных средств на протяженном участке дороги в автоматическом режиме. Особенностью системы является возможность работать с любым типом датчиков, зарегистрированных в Федеральном реестре средств измерений. Математические вычисления построены на определении понятия средней скорости движения на определенном участке пути как отношения длины пути, пройденного автомобилем, ко времени, за которое этот путь был пройден.
«Стрелка-СТ»
Самый, пожалуй, распространенный комплекс измерения скорости способен идентифицировать автомобили и фиксировать параметры их движения на расстоянии до 1000 метров в диапазоне скоростей от 5 до 180 км/ч. Одновременно «Стрелка» обрабатывает до четырех полос движения, замеряя скорость на основе доплеровского сдвига частот отраженных сигналов от движущихся транспортных средств, пропорционального скорости движения.
«Платон»
Система создана в целях обеспечения соблюдения установленного действующим законодательством порядка взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Полученные средства поступают в Федеральный бюджет РФ и направляются на обеспечение поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры.
(с) AlexChirkin
«АвтоУраган-ВСМ»
Едва ли не мощнейший на сегодняшний день комплекс фотовидеофиксации из применяемых в России. Применяется для контроля трафика на трассах по всей России и во всех климатических зонах - от Камчатки до Калининграда, от Архангельска до Грозного. Комплекс не фиксируется радар-детекторами из-за отсутствия радарного блока. Кроме скорости, «АвтоУраган-ВСМ» фиксирует целый ряд нарушений ПДД: нарушение разметки, проезд под запрещающий знак или сигнал светофора, нарушение полосы движения и многое другое.
Благодаря нейросетям камеры фотовидеофиксации становятся все более и более умными, научившись замечать такие нарушения, как непредоставление преимущества пешеходу, непристегнутый ремень безопасности, телефон в руке водителя, и выключенный ближний свет фар или дневные ходовые огни. Более того, планируется научить камеры распознавать движение мотоциклистов между полос, выброс мусора в неположенном месте и даже превышение установленной нормы шума. Камера с шумомером из четырех микрофонов уже работает в тестовом режиме в Москве, в районе Чистых прудов – инициатива исходила от мэра Москвы Сергея Собянина, который предложил для борьбы с «отмороженными автомобилистами, гоняющими без глушителей и с громкой музыкой» по ночам применять штраф в 5000 рублей, размер которого будет увеличиваться прогрессивно в зависимости от мощности двигателя.
Несмотря на это, ошибочно выписанные штрафы – по-прежнему не редкость. С 1 сентября заработал новый интернет-сервис, который, как обещают власти, позволит значительно облегчить процедуру оспаривания постановления, ведь раньше для этого нужно было лично явиться в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений ГИБДД и простоять в очереди в нужный кабинет весь день. Теперь это можно сделать через портал госуслуг с использованием цифровой подписи. Кстати, посмотреть список всех камер фотовидеофиксации можно в специальном разделе на сайте ГИБДД.
Использованные источники: