Павел Иевлев

Текст

С ростом числа электронных помощников, как виртуальных, так и физических, отношения между ними и пользователями становятся все более личными. Робот, который раздражает и вызывает антипатию, будет менее эффективен

Наилучшим способом добиться позитивного восприятия роботов человеком считается его «очеловечивание», которое является естественным для пользователя – ведь мы готовы разговаривать даже с кофеваркой. С этой целью исследователи из Columbia Engineering уже пять лет работают над созданием EVA, нового автономного робота с мягким и выразительным лицом.

Создание убедительной мимики с давних пор остается одной из сложнейших задач даже в компьютерных играх. Люди очень чувствительны к мимическим нюансам, поскольку на них построены все социальные взаимодействия, и замечают фальшь и неестественность так же, как отличают притворную улыбку собеседника от искренней. Тем более сложной она является для робота, где добавляется проблема эластичных материалов, имитирующих пластику человеческого лица, и приводов, которые уместятся в объеме человеческой головы.

EVA использует искусственные «мышцы» в виде микродвигателей и тросовых приводов, имитируя движения более чем 42 микромышц. При этом она может выразить как шесть основных эмоций – гнев, отвращение, страх, радость, печаль и удивление, так и более тонкие.

Исследователи поняли, что достигли успеха, когда заметили, что непроизвольно отвечают на улыбку своего робота.

Сейчас команда перешла ко второму этапу – программированию искусственного интеллекта, который будет управлять движениями лица EVA. Робот использует самообучающиеся алгоритмы для обратной связи: анализируя выражения лиц людей вокруг, пытается зеркально отражать их эмоции, вызывая иллюзию сопереживания.

Все это выглядит на первый взгляд немного пугающе, однако роботы-сиделки при стариках и больных оцениваются как достаточно близкая перспектива. Для них возможность оценить эмоции подопечного и отреагировать будет бесценной.

Использованные источники: Columbia Engineering