Самый быстрый поезд в мире Какой, в какой стране, скорость. Его ближайшие конкуренты и прогноз на будущее
Вопрос о том, какой поезд – самый быстрый в мире, постепенно утрачивает актуальность. Причина в том, что скорость поездов сдерживает само железнодорожное полотно. Тем не менее, сегодня мы сравним несколько лучших железнодорожных поездов из разных стран, рассмотрим их особенности, условия поездок и цены. И в то же время не обойдем вниманием и ситуацию на российских железных дорогах, а главное – попробуем заглянуть в будущее и рассказать вам о тех поездах, которые уже нельзя назвать “железнодорожными”.
Пять самых быстрых железнодорожных поездов
Как бы ни хотелось нарядно оформить материал в виде протокола соревнований – первый, второй, и так далее – лучшие «классические» железнодорожные поезда (те, что ездят по рельсам и шпалам) не слишком сильно отличаются по своим скоростным характеристикам. Как, кстати, и цены на билеты везде примерно одного порядка. Часто приводимые «рекорды скорости» — результат рекламных шоу, так поезд TGV POS – действительно прекрасный поезд, разогнали 3 апреля 2007 года до 574,8 км/ч в присутствии журналистов. Но эксплуатировать его в таком режиме невозможно, он просто развалится через несколько часов. Зачем так портить прекрасный состав? Да и очень не понравилось бы вам внутри поезда при такой скорости на обычных рельсах. Итак, несколько лучших поездов, на которых каждый может совершить поездку.
Забавные страницы истории
Баварский королевский медицинский совет в 1837 году совершенно серьезно ожидал, что на скорости 30 км/ч у пассажиров железной дороги начнет случится приступ eisenbahnkrankheit, или «железнодорожной болезни», которая вызывает буйное помешательство, и то же самое случится с теми, кто будет просто наблюдать за проезжающим поездом со стороны!
Fuxing Hao
1. Fuxing Hao CR400AF/BF, Китай
Самый быстрый поезд в мире на данный момент – это Fuxing Hao CR400AF/BF - китайский состав, который в этом году разогнался до 453 км/ч. Когда его введут в эксплуатацию, 1067 км между Пекином и Шанхаем он с вагонами и пассажирами преодолеет за два с половиной часа. Но на сегодняшний день, даже если бы он уже вышел на линию, вам пришлось бы провести в пути четыре с половиной часа – на железных дорогах Китая скорость ограничена, пока разрешенный максимум – 350 км/ч. Максимальный размер поезда Фусин Хао — 16 вагонов, длина состава 439,8 метра, 1283 пассажира.
Если вы захотите отправиться из Пекина в Шанхай 31 декабря, то и с ныне действующим локомотивом, выехав в 8.00, через четыре часа 32 минуты, в 12.32 вы уже будете на месте, билет второго класса обойдется в 8500 рублей, первый класс – в 13500 рублей, бизнес-класс стоит около 30000 рублей – если заказывать из России. На месте, разумеется, билеты станут вам дешевле. Рекомендую брать первый класс – во втором могут оказаться пассажиры без мест – их жалко, они всю дорогу стоят. Да, если едете по бумажному билету, не забудьте, что его вам нужно сохранить до конца поездки – проверят! Лучше билет электронный.
2. KTX, Южная Корея
Южнокорейские составы KTX развивают скорость до 330 км/ч, при ограничении до 305 км/ч. KTX-I, созданные на основе французской технологии TGV, дорогу от Сеула до Пусана (320 км) пробегают за 2 часа 15 минут, а после ребрендинга и с названием SRT – за полтора часа. Поездка будет вам стоить около 4100 рублей, стоимость меняется в зависимости от времени отправления, как и везде.
3. Frecciarossa, Италия
Сверхскоростной поезд AGV.italo, произведенный компанией Alstom, был поставлен в расписания 28 апреля 2012 года. Его максимальная скорость 360 км/ч, маршрут - Неаполь-Рим-Флоренция-Болонья-Милан. Но поезда Frecciarossa («Красная стрела») Итальянских государственных железных дорог – не хуже! Они встали перевозят пассажиров с 2017 года, сконструированы для максимальной скорости 400 км/ч, у них эффектный дизайн, мощность 10000 л.с. Но для пассажирских перевозок в Италии разрешена максимальная скорость 360 км/ч. Так что выехав из Рима во Флоренцию в 18.25 вы окажетесь в столице Тосканы в 19.57. И обойдется вам преодоление этих трехсот километров примерно в пять тысяч рублей за эконом-класс. Дороговато. Зато недолго, расстояния-то маленькие!
4. Talgo S-102, Испания
В Испании поезда на основе лицензионной французской технологии AVE (Alta Velocidad Espana или «высокая скорость Испании»), на пассажирской линии не разгоняются быстрее 310 км/ч. Максимальная скорость те же 350 км/ч, в одном поезде размещается 404 пассажира, поезда Talgo S-102 соединяют Мадрид, Севилью, Малагу, Валенсию, Галисию и Барселону. 31 декабря от Мадрида да Барселоны (620 км) вы доедете за 4600 рублей, из Мадрида отправитесь в 15.00, в 17.29 будете на месте. За первый класс придется выложить 9600 рублей.
В Германии движение скоростного поезда ограничено до максимума 330 км/ч, а так они все ходят размеренно – 300 км/ч, 31 декабря из Берлина в Гамбург можно выехать в 17.38 и приехать в 19.24, поездка станет вам в 7137 рублей за 255 километров пути. Однако Германия. Недешевая страна.
5. Alfa-X, Япония
Но безусловным лидером в разработке ВСЖД и поездов остается Япония. Высокоскоростные линии «Синкансэн», или «поездов-пуль», появились там еще в 1964 году, сейчас их общая длина составляет около 4000 км. В 2019 году железнодорожная компания JR East представила поезд Alfa-X. Он будет перевозить пассажиров со скоростью 360 км/ч, а максимальная его скорость 400 км/ч. Запуск Alfa-X задержался в связи с эпидемией ковида-19, но вскоре должен начать регулярные рейсы на острове Хоккайдо.
Забавные страницы истории
Французы обожали когда-то прощаться на перронах с поцелуями, объятиями, слезами. Из-за этих душещипательных сцен поезда постоянно задерживались с отправлением, и это снижало общую скорость железнодорожных перевозок в стране! В 1910 году пришлось принять закон, запрещающий поцелуи на вокзалах. Действует закон до сих пор.
Начало гонки за скоростью
В 1829 году заканчивалось строительство железной дороги между Ливерпулем и Манчестером. Но не был решен главный вопрос: какой локомотив лучше? Англичане, люди азартные и в то же время деловые, решили устроить в городке Рейнхилл соревнование, на которое были выставлены пять локомотивов. 6 октября состоялись знаменитые Рейнхильские состязания, и этот день можно считать началом исторической погони за скоростью на железных дорогах. Первым прекратил борьбу «Циклопед», в котором, как белка в колесе, по бесконечной ленте бежала лошадь. Пол провалился и бедное животное покалечилось. Остальные локомотивы преследовали сплошные неудачи – один уронили по дороге в Рейнхилл, у дорогого лопнул цилиндр, в третьем оторвались паропроводные трубки. Все испытания прошел только паровоз Джорджа Стефенсона «Ракета» - максимальная скорость его достигала 30 миль (48 км) в час, с грузом в 19 т он преодолел дистанцию со скоростью 19 км/ч, став абсолютным победителем. На него и сейчас можно посмотреть в железнодорожном музее британского города Шилдон.
Самый быстрый паровоз
Долгое время последним бастионом «экономики угля и стали» оставался паровоз. Он уверенно состязался с другими локомотивами в скорости и мощности, но по одному показателю не мог даже приблизиться к более современным «коллегам» - и это эффективность. Есть даже обидная шутка в ходу у техников «КПД паровоза». У самых совершенных моделей он не превышает 9,2 %, а у обычных тружеников на линиях он редко выше семи. У дизельного тепловоза КПД 25%, а у электровоза – даже с учетом потерь электроэнергии на ЛЭП – 30%. В 1938 году паровоз Маллард побил рекорд скорости – 202,78 км/ч. Это был самый быстрый паровоз в мире, и после его рекорда эпоха паровозов пришла к завершению.
Самый быстрый тепловоз
А самый быстрый тепловоз в мире - ТЭП80 - был построен в 1988 году в СССР на Коломенском тепловозостроительном заводе и был предназначен для пассажирских поездов. Рекорд его скорости составил 271 км/ч. Мощность его дизеля составляла 6000 л.с., однако тоже прибыл с опозданием – весь мир, и СССР тоже переходил на электротягу, которая открывала куда большие возможности.
Самый быстрый поезд в СССР
Самым быстрым советским пассажирским поездом был ЭР200 («Электропоезд Рижский, 200 км/ч»). Его начали разрабатывать в 1967 году, а в эксплуатацию поступило лишь два состава, один 1 марта 1984 года, второй в 1991 году, время в пути от Москвы до Ленинграда составляло 4 часа 59 минут. 27 сентября 2006 года ЭР200 был снят с дистанции, как оказалось – навсегда.
Самый быстрый поезд в России на 2023 год
C 2009 года самым быстрым поездом в России остается «Сапсан», курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом. Этот высокоскоростной электропоезд пока единственный представитель высокоскоростного наземного транспорта в России. Это поезд из семейства Velaro, которые производит немецкая компания Siemens.Он был адаптирован под климатические условия России и русскую колею (1520 мм). Первых пассажиров поезд принял 17 декабря 2009 года, максимальная скорость 250 км/ч на участке между Окуловкой и Малой Вишерой. 1 августа 2014 года по маршруту Москва — Санкт-Петербург был запущен первый рейс сдвоенного поезда «Сапсан»: 20 вагонов, 1050 пассажиров, длина состава более 500 м. 31 декабря, выехав с Ленинградского вокзала в Москве в 11.40, на Московский в Санкт-Петербурге вы прибудете в 15.26, время в пути 3 часа 46 минут, билет в эконом-класс обойдется в 4088 рублей, бизнес-класс в 13039 рублей, а бизнес-купе – в 54195 рублей.
Как вскоре изменятся железные дороги
Главным ограничителем скорости для современных поездов стало железнодорожное полотно. Предельно гладкое, выпрямленное – оно, тем не менее, не избавляет поезд от трения. И пути избавления от него уже известны, хотя не все одинаково проработаны и исследованы. Сейчас два лидера, Япония и Китай, борются за лидерство в гонке новейших поездов из тех, что уже существуют – маглевов.
Самый быстрый не совсем поезд
Маглев (maglev) – слово одинаково составленное и даже звучащее и по-английски, и по-русски. Оно означает «Магнитная левитация». Магнитное поле приподнимает состав над полотном, и оно же толкает его вперед. Контакта между поездом и полотном во время движения нет, так что в будущем человечеству придется расстаться с романтическим стуком колес, как рассталось оно когда-то с длинными песнями ямщиков и кучеров на омнибусах. Сам принцип был разработан в 1934 году немецким инженером Германном Кемпером, но взялись за него всерьез лишь в 70-е годы.
Принцип понятен, осталось самое главное – технологии и конструкторские решения. Маглев – это не прогноз футурологов, и тем более не фантастика. Он есть, он действует, и, оказавшись в Шанхае, вы сможете от станции метро Лунъян-Лу до аэропорта Пудун доехать на действующем пассажирском маглеве. Обойдется это около 500 рублей (50 юаней), расстояние в 30 км поезд пролетает за 7 минут, из них полторы минуты он будет нестись со скоростью 431 км/ч. По карточке метро – дешевле. Для пассажиров – 40 юаней, ну а с тех, кто летит бизнес-классом, сдерут 80. Коммунизм и классовый подход в Китае сохранились.
Эта линия маглев была построена при участии немецкой компании Transrapid, обошлась в $1,3 млрд (!), в болотистую местность пришлось лить просто прорву бетона – толщина подушек под некоторыми опорами доходит до 85 метров. Так что проект дорогой, но… не первый! Первый действующий маглев был открыт в 1984 году в Бирмингеме между аэропортом и железнодорожным вокзалом, проработал 11 лет, но потом закрылся из-за проблем с электроснабжением. А второй создали в конце 80-х в Западном Берлине – но его пришлось разобрать, ведь рухнула Берлинская стена, и он мешал восстановлению метро вновь объединенной столицы.
Забавные страницы истории
Крестьяне в Англии были убеждены, что у коров при виде поезда немедленно пропадет молоко, куры перестанут нестись, а все деревни вдоль железных дорог сгорят. Так что когда Стефенсон доставлял первые локомотивы на пути, впереди шли боксеры, нанятые, чтобы разгонять толпы разгневанных деревенских жителей.
Плюсы и минусы маглевов
Такие поезда вскоре могут без труда догнать самолеты. Отсутствие контакта с полотном практически исключает шум. Маглевы на 30 процентов экономнее расходуют энергию, неприхотливы в обслуживании. Электромагнитное излучение от шанхайского маглева меньше чем… от фена для сушки волос.
Главный минус маглева в том, что его невозможно состыковать с обычным железнодорожным полотном. Все пути для него придётся делать заново.
13 января 2021 года в китайском городе Чэнду запущен между аэропортом и вокзалом маглев, основанный на технологии высокотемпературной сверхпроводимости – его расчетная скорость 620 км/ч.
Но японский маглев серии L0 еще в 2015 году достиг скорости в 603 км/ч. Японцы планируют открыть в 2027 году маглев-линию Токио – Нагоя, где такой состав будет развивать скорость до 500 км/ч. Интересно, станет ли сообщение регулярным, и сколько будет стоить билет 31 декабря 2028 года? Проверим через пять лет.
Читайте также, как работает система распознавания лиц в московском метро:
Использованные источники: Steve Kwak / Maryland GovPics (cc by), N509FZ (cc by-sa), Minseong Kim (cc by-sa), nimame (cc by), Pablo Nieto Abad (cc by-sa), 100teda (cc by-sa), Walter Dendy, deceased (cc by-sa), George Shuklin (cc by-sa), Коллекция Николая Федоровича Фетисова, Shilpy Arora (cc by-sa), Alex Needham, Masahiro TAKAGI (cc by)