Сергей Апресов

Текст

Отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие — ​пять стадий горя, описанные психологами. Электромобили — ​это не горе, а наше светлое будущее. Тем не менее, прокатившись на «Москвиче 3Е» в Ростов-на-Дону и обратно, главред «Цифрового океана» прошел все пять вышеозначенных стадий

День 1. Отрицание

Ой, да ладно! Чего тут сложного? На приборке высвечивается запас хода в 400 км, «Яндекс.Карты» показывают зарядные станции как минимум через каждые 250 км. Прохожу с запасом, нужно просто тщательно планировать маршрут.

Конечно, это непривычно. Бензиновые заправки встречаются так часто, что думать о них не нужно вообще: увидел, что загорелась лампочка уровня топлива, — ​заехал на ближайшую бензоколонку. То есть вообще ноль планирования. Если подходить арифметически, получается, что забота о зарядке электромобиля требует в бесконечное число раз больше внимания. Нужно строить в навигаторе маршрут от одной станции к другой, да еще пытаться подгадать, чтобы зарядка приходилась на завтрак, обед или ужин, — ​за едой легче скоротать время, пока аккумулятор напитывается электричеством. Однако для человека, каждый день которого расписан в Google-календаре, выстроить оптимальный путь проще простого.

Дорогие «москвичи». Электромобиль для поездки из Москвы в Ростов-на-Дону и обратно «Цифровому океану» предоставил оператор каршеринга «Ситидрайв». Это обычный каршеринговый «Москвич», который мы забронировали в приложении и там же спустя четыре дня завершили аренду. В городе электрический автомобиль ничем не отличается от остальных (разве что динамикой): пользователю каршеринга не нужно заботиться о его зарядке, мойке или обслуживании. Краткосрочная аренда — ​простой и безопасный способ устроить себе тест-драйв электрической машины по любому маршруту.

Дело того стоит: на свете найдется мало бензиновых машин, способных соперничать в динамике с электромобилем. Обгоны на трассе? Это не проблема и не рутина, это праздник! Самое удивительное и даже упоительное ускорение электродвигатель дарит на скоростях выше 100 км/ч. Кто-то помигал сзади дальним светом? Просто нажимаешь на газ, а потом при желании, сместившись в правый ряд, заглядываешь в удивленные глаза.

Да, речь идет про семейный «Москвич 3е», у которого в техпаспорте указана мощность 68 л. с. Это современный, но простой кроссовер среднего класса, без каких-то изысков и претензий на спортивность. Тем забавнее, что с электрической силовой установкой это волк в овечьей шкуре. 198 л. с. пиковой мощности пинают водителя в спину без малейшей паузы, пока «автомат» соседа по потоку включает кикдаун, переключает скорости вниз, накручивает обороты старомодного двигателя…

Еще раз: «Москвич» ни разу не спорткар, это обыкновенный электромобиль — ​машина новой реальности. Как поется в песне, «газ до отказа» — ​и в Воронеж, в отель. Или нет?

Первую ночь путешествия я провел у одинокой зарядной станции, в чистом поле, щедро удобренном навозом. Посмотрел весь Ютуб, научился спать сидя и к утру был готов двинуться в сторону Воронежа.

День 1,5. Гнев

Это была ночь везений и открытий. Везение первое: я подкатил к электрозаправке с уровнем заряда батареи 1 %. Вот только станция оказалась сломана. Везение второе: на другой стороне шоссе оказалась точно такая же колонка, что вообще-то большая редкость. Трасса М‑4 на данном участке имеет разделительное ограждение, но в нем удалось найти «дырку» для разворота (повезло в третий раз). Станция оказалась медленная, всего 11 кВт. Чтобы набрать хотя бы «полбака», требовалось посидеть в машине 4–5 часов — ​полно времени, чтобы подумать над открытиями.

Назовем запас хода по приборке числом x. Расстояние до ближайшей зарядной станции по навигатору — ​это y. Разность x — ​y составляет очень важное и не всегда приятное число, которое мы обозначим греческой буквой «фи». Горький опыт показал, что перед выездом на дальняк «фи» должно составлять не меньше 150 км. Быстрая езда, упоительные обгоны, использование кондиционера и даже прослушивание музыки заставляют «фи» съеживаться. Как только заветное число становится отрицательным, все, игра окончена — ​вспоминайте телефон эвакуатора.

«Фи» стало первым и главным открытием. Даже сама машина намекает на экономную езду: при включении «зажигания» кондиционер и музыка всегда выключены. Второе открытие заключалось в том, что все зарядные станции отличаются по мощности и не всегда находятся в рабочем состоянии. Чтобы избежать эксцессов, маршрут нужно планировать не только по «Яндекс.Картам». Найдя станцию в навигаторе, первым делом нужно выяснить, какому провайдеру она принадлежит. Эта информация не фигурирует в описании точки, но ее часто можно найти в отзывах.

Опознав оператора станции, следует перейти в его приложение. На М‑4 это, скорее всего, будет GreenDrive, Sitronics или Evolute. В приложениях есть свои карты. Там можно найти искомую зарядку и узнать, какие разъемы доступны, заняты они или свободны, не сломаны ли и, главное, какую выдают мощность. Худенькие «колонки» по паспорту выдают 22 кВт, но очень вероятно, что в реальности дадут всего 11 кВт. Таких станций лучше избегать, иначе придется простоять на зарядке целый день. Мощные 60-киловаттные электрозаправки заполнят батарею за 1,5–2 часа. На трассе их достаточно, чтобы не пользоваться никакими другими.

Обо всем этом я размышлял в 5 утра, переминаясь у закрытого шлагбаума: найденная по карте мощная зарядка оказалась на территории воронежского дилерского центра, который открывается только в 9:00.

День 2. Торг

Переминался я напрасно: по первой просьбе охранники открывают ворота и пропускают машину на зарядку в любое время суток. Дилер продает премиальные электромобили Voyah, и владельцев любых электрических авто здесь принимают с радушием: угощают кофе, удобным диваном и телевизором.

Садясь за руль электромобиля, вы автоматически становитесь членом сообщества, в котором взаимопомощь ценится выше всего на свете. На каждой зарядной станции есть наклейка с номером телефона. И если сама зарядка может оказаться сломана, то ее техподдержка работает безукоризненно в любое время дня и ночи. Человек на том конце провода понимает, в каком положении находится водитель разрядившегося электрокара на трассе, и никогда не бросит его на произвол судьбы.

Станции глючит нередко, ведь это часть сложного комплекса, в который одновременно включены и технологии онлайн-оплаты (интернет-банкинг), и высоковольтные линии электропередач. Примерно в 100 км от Ростова-на-Дону инженер техподдержки не смог починить станцию, к которой я хотел подключиться, — ​и зарядил машину бесплатно! На экране зарядки появлялся то интерфейс программы TeamViewer (типичный инструмент офисной техподдержки), то какая-то «Матрица» с машинными кодами, в то время как аккумулятор «Москвича» жадно глотал электроны.

Операторы заинтересованы в водителе не меньше, чем водитель в операторах: ведь для них каждый владелец электрокара — ​это тестировщик, ценный пункт в скудной на данный момент статистике. В электрическом путешествии чувствуешь себя частью большого и важного стартапа. С телефонными инженерами вы коллеги, со случайными попутчиками на «теслах» — ​автоматом друзья и единомышленники. Вы не просто едете по делам. Вы вместе строите будущее.

День 3. Депрессия

В Ростове-на-Дону зарядить машину не получилось. На карте отмечено много зарядных станций, но ни одна не работает. Несколько лет назад на волне зарождающегося интереса к электротранспорту владельцы отелей и даже автомоек ставили зарядки, чтобы привлечь состоятельных клиентов, а потом, не встретив ожидаемого потока пользователей, просто переставали их обслуживать.

Впрочем, подзарядка в городе мне не требовалась. Я уже усвоил законы выживания на трассе. Первое правило: нужно принять, что уверенный трассовый запас хода «Москвича» не превышает 250 км. Но только если соблюдать второе правило: ехать со скоростью не больше 110 км/ч. Делать это очень непросто, учитывая разрешенную скорость в 130 км/ч и электромобильный запас динамики. Правило третье: включать кондиционер лишь на некоторое время, чтобы охладить салон. Зато от непрерывного прослушивания подкастов отказываться не пришлось.

Поддерживать стабильность пресловутого «фи» оказалось совсем не сложно. На приборной панели есть указатель текущего расхода электроэнергии. Если он показывает значение между 10 и 15 кВт·ч на 100 км, значит, вашим планам суждено сбыться. При расходе выше 15 кВт·ч вы движетесь к провалу.

Правило четвертое: сохранять спокойствие. Самообладание пригодится при движении на круиз-контроле по ростовским трассам, где по традиции всегда кто-то кого-то должен обгонять или пропускать. Присутствие духа окажется незаменимым, когда кто-то решит украсть у вас дефицитную зарядку. Так поступил солидный господин на Tesla Model M, путешествующий на юг с юной подругой. Устав ждать, когда кабель освободится, мужчина нажал на кнопку аварийной остановки станции и вынул штекер из «Москвича».

Я выбежал из кафе, и мы поругались. Оказалось, у оппонента ко мне тоже были претензии: по его убеждению, каждый пользователь электрической зарядки, подключив кабель, обязан отметиться в некой социальной сети для владельцев электромобилей. В пылу спора я позабыл спросить, что это за соцсеть. А после нагуглить уже не смог, как ни старался.

День 4. принятие

Проведя в дороге четыре дня и три ночи (конечно, немного поспав и сделав необходимые дела), я вернулся в родное Подмосковье. В нашем поселке много электромобилей. Однажды я попросил владельца Audi e-tron поделиться впечатлениями. Он даже вышел из машины, чтобы ничто не мешало размахивать руками, выражая свой восторг. Аккумулятор полностью заряжается за ночь, и этого с лихвой хватает на поездки по любым делам в Москве. Преимуществ при этом не счесть: бешеная динамика, низкая стоимость зарядки (по сравнению с бензином), дополнительный багажник под капотом.

При наличии у владельца авто собственной зарядной станции в городе электромобилю уже нет равных. «Дальнобой» на нем тоже возможен, особенно если специально едешь за приключениями. Раз я смог, то и все смогут.

Однако, прежде чем мы назовем такие поездки комфортными, пройдет время. Даже если построить большие зарядные станции с магазинами и развлечениями, где можно с интересом провести два часа, проблема не решится полностью: на две таких остановки в сутки никакого интереса не хватит.

Пожалуй, самое ближайшее из решений — ​это каршеринг со «сменой коней на переправе». Вместо того чтобы ждать зарядки, просто пересаживаешься из одной машины в другую и продолжаешь путь. Осталось лишь, чтобы операторы каршеринга настроили логистику.

Читайте также тест-драйв беспилотной платформы EVO.1:

Читать на ЦО.РФ

Доверительное управление Тест-драйв беспилотной платформы EVO.1

Машина без лобового стекла выезжает из-за угла и оказывается прямо передо мной. Долг журналиста — ​проверять технологии на себе и быть вторым после манекена для краш-теста. Но в этот раз мне ничего не угрожает: за годы работы беспилотная платформа EVO.1 доказала, что ей можно доверить работу среди людей, обычных машин и объектов дорожной инфраструктуры

Использованные источники: Материал опубликован в журнале «Цифровой океан» № 19 (сентябрь-октябрь), 2023, Сергей Пивоваров