Смотрим в оба Тушим пожары в виртуальной реальности, чтобы уметь профессионально делать это в жизни
Открываю пожарный шкаф, надеваю маску, снимаю пломбу с огнетушителя — с третьей попытки все эти действия выполняются на автомате. А попыток у меня сколько угодно: чрезвычайная ситуация симулируется в компьютерной программе, разработанной компанией Nomix. Набор действий несложный, но сделать все правильно с первого раза невозможно. Во-первых, нужно знать, где какой предмет находится и как им пользоваться. Во-вторых, к огню надо привыкнуть: когда трещит пламя и дым застилает глаза, в организме начинается паника и мыслить хладнокровно не получается. По накалу страстей виртуальный пожар едва ли уступает реальному. По разным оценкам, от 80 до 90% информации человек получает через зрение. Обмани глаза — обманешь мозг.
, Технический директор Nomix:Российское законодательство требует, чтобы руководитель предприятия сам освоил основы пожарной безопасности и проинструктировал сотрудников. К вопросу можно подойти формально, а можно и правда обучиться, быть готовыми. Наш тренинг проходит в три этапа. Сперва люди просто ходят по локации, осваиваются. Затем отрабатывают сценарии со всплывающими подсказками. Третий этап — экзамен без посторонней помощи. Сценарий пожаротушения нелинейный — можно сначала взять трубку телефона, потом нажать кнопку тревоги, а можно сделать наоборот. Важно, чтобы человек выбрал правильный способ тушения. Например, если тушишь пожар, вызванный коротким замыканием, следует либо выбрать правильный огнетушитель, который можно использовать при тушении электроприборов, либо сперва отключить электричество. Кстати, опробовать тренажер Fire Safety Lab VR может любой желающий: мы прошли проверку и выложили его в открытый доступ на популярном игровом сервисе Steam VR
Ударим по рукам
С Андреем Булгаковым, заместителем директора Nomix, мы встретились в библиотеке. Зал с колоннами, от пола до потолка заполненный книгами, — конечно же, виртуальный. Я нахожусь в Москве, Андрей в Перми, кроме полутора тысяч километров нас разделяют пандемия и карантин. Жать руки нынче не модно, но мы любим «старую школу»: цифровая копия Андрея протягивает мне ладонь, и контроллер в моей руке вибрирует.
Контроллеры, по одному в каждой руке, — то, с чем нужно освоиться, прежде чем являться на виртуальные переговоры. Смотреть по сторонам в VR-пространстве легко: достаточно крутить головой, как в обычной жизни. Главное — считать обороты, чтобы не намотать на себя шнур и не уронить со стола ноутбук. Еще проще — махать виртуальными руками: камеры, встроенные в шлем, следят за метками на контроллерах, отслеживая их положение. Персонаж точно повторяет движения рук пользователя, лишь изредка смешно заламывая кисти.
Учиться ходить в виртуальном мире придется заново. Есть два способа. Первый — как в компьютерных играх: наклоняешь джойстик на контроллере — и плавно движешься вперед. К сожалению, многих людей от этого укачивает: глаза видят движение, но вестибулярный аппарат чувствует неподвижность тела, и от этого несоответствия мозг бьет тревогу. Проблему решает второй способ ходьбы — телепорт: «стреляя» из контроллера, указываешь место, куда хочешь попасть, и перелетаешь туда мгновенно.
На картинках графика выглядит скромнее, чем в реальности, так как создана специально для VR
Телепортируюсь за стол переговоров. Андрей установил в библиотеке большой экран, на который вывел презентацию. Мы видим друг друга, жестикулируем, время от времени подходим к экрану и тыкаем в него указкой. Все выглядит реалистично и очень солидно: деревянные колонны, массивные резные столы. Серьезная обстановка настраивает на серьезный разговор.
, Заместитель директора Nomix:В виртуальных переговорах есть особенность: вы полностью сосредоточены на диалоге. Мы видим максимальное вовлечение: никто не отвлекается на смартфон, не смотрит по сторонам или в окно — это просто невозможно. Степень концентрации, характерная для компьютерных игр, переходит в другие сферы жизни: обучение, бизнеc.Перспективы этого перехода раньше других разглядел Марк Цукерберг. В начале 2014 года Facebook за $ 2,4 млрд выкупил Oculus VR — разработчика шлемов виртуальной реальности, изначально предназначенных для игр. А в прошлом году компания Цукерберга представила Horizon — виртуальную социальную сеть
Экономная реальность
Я в кабине складского погрузчика. К счастью, ни ходить, ни телепортироваться не нужно, равно как и махать контроллерами. Держу в руках обычный игровой руль — такие используются в гоночных симуляторах. У меня самого есть похожий гаджет, поэтому чувствую себя более чем уверенно.
Легко поднимаю «на вилы» большой ящик, подъезжаю к свободному месту. Поставить груз на высокую полку с первого раза не получается: не хватает высоты. Оказывается, как и в жизни, можно не только поднимать и опускать вилку, но и менять угол ее наклона. Чуть корректирую положение — ящик встает на место.
Физика управления погрузчиком проработана почти идеально. Подняв груз, я буквально чувствую его вес — даже массу можно передать через зрение! Если неправильно выставить угол платформы, погрузчик не сможет двигаться, потому что вилка упрется в пол. Правда, я не совсем понимаю, что это за локация: магазин, или склад, или что-то другое?
, Заместитель директора Nomix:Этот тренажер — скорее демонстрация возможностей, но, если нужно, его можно развить в полноценный обучающий симулятор для оператора автопогрузчика или любой другой техники. Вся необходимая физика там реализована, а сама локация может быть любой: гражданский или военный склад, промышленное производство и так далее.Обучать работников в VR выгоднее, чем в реальности. Пока проводишь виртуальный инструктаж или первоначальное знакомство с органами управления, реальная техника не простаивает
Друзья познаются
«Парня в горы тяни, рискни…» В непростых путешествиях проверяются не только друзья, но и деловые партнеры. Вот и мы вместе с Андреем отправляемся в экспедицию по виртуальным мирам. Не все они разработаны в Nomix, и назначение у них разное: одни созданы для демонстрации технологий, другие — как виртуальные экскурсии, третьи — просто для развлечения.
Но выглядят они все впечатляюще. Музей Первой мировой войны удивляет историческими фотографиями, переведенными в 3D-формат. Над виртуальным зданием кружат самолеты и дирижабли начала XX века. На Луне ждет спускаемый аппарат Appolo 11: можно оценить его размер, потрогать и даже заглянуть внутрь. Дно океана кишит рыбами, солнце пробивается сквозь водную рябь над головой. Где назначаем следующую встречу? На Марсе? В Овальном кабинете? Ну не в Zoom же!
Трехмерному изображению должен соответствовать 3D-звук. Поэтом в любой VR-шлем встроены качественные наушники
Виртуальная реальность могла бы преобразить школьные уроки. Представьте, что на уроке биологии вам не показывают кенгуру на картинках, а демонстрируют его в натуральном виде. Можно вызвать животных, которые давно вымерли: динозавров, мамонтов, кого угодно. Можно обыграть сцены из их жизни. Обсуждаем это с Андреем, а он забрасывает к нам в кабинет то чайку, то лису, то оленя. Пока что просто смеха ради.
, Заместитель директора Nomix:Представьте себе мир, где нет офисов, компьютеров, мониторов и клавиатур. Все это больше не понадобится — нужны будут только специальные очки, представляющие собой гибрид шлема виртуальной реальности (VR) и очков дополненной реальности (AR). В них вы будете видеть свою комнату, объекты (реальные), которые находятся вокруг вас. В то же время в виртуальной среде перед вами будут и клавиатура, и монитор, причем любых размеров, например с диагональю пять метров. Появится „третье измерение“: люди привыкнут к работе не с плоским экраном, а с областью в 180 или 360 градусов, где можно разместить информационные окна по всей сфере обзора. Управлять всем этим вы сможете при помощи рук, никакие гаджеты будут не нужны. А работать или отдыхать можно будет в любом месте, где есть хорошее соединение с сетью.Многие из этих технологий существуют уже сейчас. Сектор бурно развивается, его двигают вперед такие гиганты, как Facebook, Google, Apple… Новости появляются каждый день
Использованные источники: Материал опубликован в журнале «Цифровой океан» № 2, 2020, Ольга Чумаченко