Одноразовая жизнь Удастся ли поставить «запланированное устаревание» вне закона
Считается, что практика «запланированного устаревания» восходит к 1954 году, когда американский промышленный дизайнер Брукс Стивенс предложил в целях увеличения продаж регулярно обновлять дизайн бытовой техники, даже если ее конструкция не изменилась. Это должно было стимулировать потребителя покупать новые изделия до того, как выйдут из строя старые. Посыл, основанный на психологии, сработал: ведь люди хотят от товара не только (а иногда и не столько) исполнения заложенных в нем технических функций, но и функций социальных ― удовольствия от приобретения, демонстрации приверженности прогрессу, обозначения своей состоятельности, в конце концов. Так появилось философско-социальное явление «консьюмеризм», или «потребительство».
The Stevens-designed Skytop Lounge
Однако старая добрая «смена дизайна» выглядит милой и ламповой на фоне современного «запрограммированного старения». Согласно исследованию немецкой исследовательской группы по устойчивому развитию Öko-Institut, доля основных бытовых приборов, которые вышли из строя в течение пяти лет, выросла с 3,5 процента в 2004 году до 8,3 процента в 2012 году. В конце концов, потребитель из 50-х имел выбор – купить новый автомобиль с более развесистыми фонарями на хвостовых плавниках или починить свой старый «Додж». Потребитель 2020-х такого выбора зачастую не имеет. Стремясь ограничить срок службы своей техники, производители стали закрывать пользователю возможность ремонта.
Право на ремонт
Есть несколько тактик «запрета ремонта». Первый – запрет юридический. Это, например, известный в США «скандал Джона Дира». В 2015 году John Deere, американский производитель сельхозтехники, столкнулся с протестами фермеров из-за того, что запретил им ремонтировать собственные трактора. Дело в том, что с некоторых пор вся техника John Deere оснащалась компьютерами с проприетарным диагностическим ПО, защищенным Digital Millennium Copyright Act (Закон об авторском праве в цифровую эпоху). Обход защиты при ремонте трактовался производителем как нарушение DMCA, за что грозит штраф до $500 000 и/или тюремное заключение сроком до пяти лет. Но фермеры не могли в разгар посевной тащить трактор за сотни миль в дилерский сервис. Фермеров поддержали как пользователи другой техники, так и Ремонтная ассоциация (TRA), и это стало началом движения «Право на ремонт».
Основной движущей силой его стали объединения независимых ремонтников, которых лишали возможности работать, и потребителей, которые не хотели тратить деньги на ненужную им замену техники. В начале основным полем деятельности стал авторемонт. Политика производителей, привязывающих новые модели к дилерским сервисам за счет использования проприетарного диагностического ПО, в какой-то момент привела к абсурдной ситуации ― старый магистральный тягач Freightliner на вторичном рынке стоил дороже нового из дилерского центра. Только потому, что не имел бортового компьютера и мог свободно обслуживаться где угодно. Но вместо того, чтобы разрешить ремонт новых машин, законодатели просто запретили эксплуатацию старых – в связи с их «неэкологичностью». Движение с самого начала встретило серьезное сопротивление производителей, которые заинтересованы в ограничении ремонтопригодности своих изделий.
Запланированный саботаж
Начавшись с автомобилей, движение сейчас гораздо активнее представлено в секторе цифровой техники, где им противостоят такие гиганты, как Apple. Именно «яблочная» компания считается наиболее агрессивным лоббистом запретов в законодательстве и автором изощренных технических ограничений в своей продукции.
«Мы считаем, что самый безопасный и надежный ремонт — это тот, который выполняется квалифицированным специалистом с использованием оригинальных деталей, которые были должным образом спроектированы и тщательно протестированы», ― сказал Джефф Уильямс, главный операционный директор Apple, в своем прошлогоднем пресс-релизе.
«Обычные потребительские устройства, такие как ноутбуки и смартфоны, уже широко используются и перерабатываются без какого-либо нового мандата на ремонт», ― заявил Уолтер Алькорн, вице-президент по экологическим вопросам Ассоциации потребительских технологий, промышленной торговой группы, которая представляет тысячи технологических компаний, включая Apple, Dell и Microsoft.
Именно Apple изобрела «фирменный винт», требующий специальные инструменты для разборки их изделий, долгое время использовала собственные «защищенные» зарядные устройства, где даже разъем имел микросхему, чтобы телефон отказывался заряжаться от «нелицензированного» провода. В ноутбуках MacBook Pro с 2012 года начали использовать мощный промышленный клей, чтобы сделать замену аккумулятора в домашних условиях невозможной. В Phone 11 встроена система распознавания дисплеев, не дающая использовать неоригинальные запчасти и так далее. То, что обновления приводили к снижению производительности старых устройств, тоже было подтверждено официально. Извинившись, компания не отказалась от этой практики ― после обновления до iOS 14.5 такие смартфоны, как iPhone 11 и iPhone 12, начали работать ощутимо медленнее. Прямая проверка показала, что уровень их быстродействия упал даже ниже уровня трехлетнего iPhone XR. Сам соучредитель Apple Стив Возняк поддержал движение «Право на ремонт», заявив: «У нас не было бы Apple, если бы я не вырос в мире открытых технологий». Однако на политику компании это не повлияло.
Свобода, равенство, пиратство
Казалось, что воевать с такими суперлоббистами, как Apple и Tesla, бесполезно, однако там, где не справились профсоюзы независимых ремонтников, с мертвой точки ситуацию сдвинули экологические движения. Получившие широкую поддержку при администрации Обамы «зеленые» приветствовали движение «Право на ремонт», потому что постоянное избыточное обновление техники приводит к истощению ресурсов и горам техногенного мусора. Ежегодно в мире выбрасывается около 59 миллионов тонн старых телевизоров, компьютеров, экранов, смартфонов, стиральных машин и другой электроники. В результате их деятельности в ряде штатов были приняты законы, защищающее ремонтников, – такие, например, как закон штата Массачусетс, который гласит: «Запретить любому производителю продавать новый автомобиль, не позволяя владельцу иметь доступ к той же диагностической и ремонтной информации, которая предоставляется дилерам». Хорошим примером победы разума над жадностью может служить таже билль S.4473, разрешающий ремонт медицинского оборудования без лицензии (правда, для его принятия понадобилась эпидемия COVID-19). Около 20 штатов находятся в процессе разработки подобных законов или уже приняли их.
Ежегодно в мире выбрасывается около 59 миллионов тонн техники
Большой прорыв произошел в Европе ― благодаря новым стандартам, принятым во всем Европейском Союзе, с этого года производители должны будут делать приборы более долговечными и поставлять запасные части для них не менее 10 лет. Как заявила Либби Пик из британского «Зеленого Альянса»: «Эти новые стандарты могут привести к экономии почти 50 миллионов тонн выбросов CO2».
В этом году французское правительство начало требовать от технических производителей указывать indice de réparabilité, «показатель ремонтопригодности» техники. Кстати ― ни одно изделие Apple не получило по нему выше 7 баллов из 10. Лед тронулся настолько активно, что даже Apple согласилась предоставить независимым ремонтным компаниям те же оригинальные запчасти, инструменты и диагностику для ремонта iPhone, что и авторизованным поставщикам услуг.
В России это движение тоже весьма популярно, хотя и имеет национальную специфику. В силу сложившейся практики не слишком волноваться о лицензионной чистоте цифровых продуктов, абсолютное большинство независимых автосервисов просто пользуются взломанными версиями диагностического ПО, ничуть не беспокоясь о DMCA, а мелкие сервисы по ремонту iPhone спокойно ставят китайские запчасти, иногда даже забывая сообщить об этом клиенту. Однако инженерная подкованность наших сограждан и их стремление сэкономить оказывает большую услугу всемирному сообществу ремонтников – огромное количество инструкций по «разборке неразборного» и «ремонту неремонтируемого» на глобальном сайте https://ifixit.com/ принадлежит нашим находчивым соотечественникам.
Использованные источники: