Роман Фишман

Текст

Технологии дистанционного онлайн-обучения обещают избавить образование от устаревшей классно-урочной системы. Возможно, для этого придется вернуться к еще более древним методам наставничества, но теперь в роли учителя выступят нейросети

Карантин давно прошел, учащиеся вернулись за парты, однако популярность обучения через интернет и не думает спадать. Трудно найти человека, который хотя бы раз не пробовал пройти такие курсы. Но все это мелочи в сравнении с глобальной проблемой, которую должно решить онлайн-­образование. Об этом «Цифровому океану» рассказал Антон Сажин, основатель платформы для онлайн-курсов CoreApp, один из разработчиков госпроектов «Национальная платформа открытого образования» и «Современная цифровая образовательная среда».

Как пандемия ­изменила сферу онлайн-образования?

Главный вывод, который сделали специалисты по итогам многомесячного карантина, состоит в том, что дистанционное образование менее эффективно, чем очное обучение в классе. За время пандемии возникла целая когорта «недоученных» детей. Их подготовка заметно отстает от предыдущих поколений учащихся, что обязательно скажется на их перспективах получения высшего образования и на будущем уровне заработка. На индивидуальном уровне этот эффект может быть и незаметен, однако для общества в целом он весьма существен. Недаром его исследованием занимаются на уровне ООН и Всемирного банка.

Обучает не технология, а преподаватель, который способен ею пользоваться

Вторым уроком пандемии стала важность «цифровой дидактики», методов и навыков преподавателя вести обучение через интернет. Обнаружилось, что эти знания резко влияют на качество онлайн-образования. Элементарные уроки, во время которых учитель просто собирает весь класс в Zoom-конференции, могут дать эффективность на уровне всего лишь 20 % от очного обучения. Но если педагог хорошо «прокачан» в пользовании профессиональными интернет-сервисами и активно применяет их в работе, эта цифра может достигать 80 %, приближаясь к школьной норме.

Антон Сажин
Антон Сажин, основатель образовательной платформы CoreApp:

Сегодня существуют даже не десятки, а сотни специализированных платформ для обучения тем или иным предметам и даже разным аспектам этих предметов. Есть сервисы под английский язык и русский, инструменты для создания игр, историй и викторин, виртуальных лабораторий, экспериментов. Но обучает не технология, а преподаватель, который способен ею пользоваться. Там, где инвестировали время и ресурсы в такие квалификации, падение успеваемости в ковид оказалось заметно ниже. Надо отдать должное, Россия инвестировала достаточно, особенно Москва

Если онлайн-­обучение оказалось ­менее ­эффективным, то в чем его смысл?

Дело в том, что почти все системы образования в любой стране мира до сих пор выстроены вокруг классно-урочной системы, которая была изобретена польским педагогом Яном Коменским еще около 500 лет назад. Для этого набирают группу людей, соответствующих определенному критерию (для школы это возраст), которых обучает один преподаватель, обычно около 30 человек одновременно. В свое время такая система оказалась революционной, она позволила на порядок увеличить число учеников на одного преподавателя и сделала образование адекватным новой эпохе промышленной революции.

AR и VR. О том, что технологии дополненной и виртуальной реальности совершат революцию в образовании, говорят уже много лет. Однако реальные результаты получаются пока что весьма скромными. Полноценно перенести реальный опыт в виртуальность не получается, к тому же многих людей в таких шлемах тошнит

Однако сегодня соотношение 1:30 уже не удовлетворяет потребностям общества. Благодаря автоматизации рынок растет чрезвычайно быстро, и образование за ним никак не успевает. Появляются новые компетенции и запросы, покрыть которые способно все меньшее количество потенциальных преподавателей. Повсеместно возникает дефицит: по некоторым оценкам, сегодня в мире не хватает порядка 200 миллионов учителей. Постоянно увеличивается и цена обучения. Сегодня его стоимость вдвое выше, чем была еще в 1980-х. И со временем ситуация только усугубляется.

Антон Сажин
Антон Сажин, основатель образовательной платформы CoreApp:

Это огромная головная боль для всех государств в мире. Ведь именно образование служит социальным лифтом, обеспечивает экономику новыми, квалифицированными производительными силами. Чем менее доступным оно становится, тем более усугубляются проблемы бедности и неравенства, замедления экономического роста. Тот, кто сможет решить эту проблему, можно сказать, найдет святой Грааль. И многие эксперты считают, что именно в цифровых технологиях лежит правильный путь


В чем ­конкретные преимущества онлайн-образования?

Прежде всего это универсальный доступ. Пользоваться всеми обучающими ресурсами через интернет можно независимо от своего текущего времени и локализации в пространстве. При этом уроки одного и того же преподавателя легко могут транслироваться даже на сотни тысяч учеников, решая базовую проблему урочно-классовой системы Коменского. Кроме того, онлайн позволяет уйти от стандартной, усредненной программы, гибко адаптируя курс под интересы, потребности и возможности конкретного ученика. Правда, пока что такие механизмы в полной мере еще не реализованы.

Нейроинтерфейсы. Электроэнцефалография (ЭЭГ) позволяет отслеживать активность мозга учащегося и интерпретировать эти сигналы. Стартап Neiry уже предлагает системы Mind Coach для поддержания фокуса внимания, отслеживания усталости и повышения производительности

Персонализация обучения зависит от возможностей индивидуальной диагностики учащихся. Технологии позволяют определить, что именно нравится конкретному ученику, какой именно подход ему требуется, какие материалы работают с ним эффективнее всего, и работать уже индивидуально. Теоретически для этого можно использовать самые разные инструменты, от игр до тестов. Некоторые попытки реализовать такой подход можно найти на платформе Coursera, хотя лишь в очень ограниченном объеме.

Антон Сажин
Антон Сажин, основатель образовательной платформы CoreApp:

Нечто подобное мы пытались реализовать в проекте „СберКласс“. Тесты и другие средства персонализированной диагностики позволяют определить начальную точку ребенка, чтобы затем отслеживать реакции на разные виды контента, с которым тот взаимодействует. А уже на этой основе можно выдавать рекомендации для учителя. Пока это остается большой и до конца не решенной задачей. Но в будущем это может быть, например, „интеллектуальный ассистент преподавателя“, который будет давать советы по взаимодействию с учениками прямо в классе

Почему же мы до сих пор не перешли на ­цифровое образование поголовно?

Практика показала, что стандартные подходы к организации обучения онлайн не слишком хорошо работают. Первая мысль была проста: за счет онлайн-доступа охватить огромное число людей первоклассными лекциями и материалами. Реализовать ее попытались такие платформы, как Coursera и EdEx. Разумеется, они были «заточены» под американскую образовательную систему и создавались с расчетом на то, чтобы отобрать лучшие кадры, а затем пригласить в свои университеты, влить в свою экономику, не неся расходов на довузовское обучение.

Телеприсутствие. Роботы Vecna VGo обеспечивают удаленное присутствие ученика или преподавателя в классе. Используя установленное на мобильном устройстве ПО, можно видеть и слышать все происходящее, быть видимым и слышимым самому и даже перемещаться на колесах

Однако реальность оказалась сложнее, и хотя некоторые из таких проектов работают не без успеха, кардинально изменить ситуацию в образовании они не смогли. Бизнес приносит прибыль, но качественного скачка не вышло. Сохраняется даже пропорция в примерно 30 студентов на одного преподавателя. По-видимому, проблема здесь не столько технологическая, сколько организационная. Коменскому удалось уйти от древнейшей модели обучения, наставничества, когда один учитель учил одного или нескольких учеников. Он смог в 30 раз увеличить производительность системы образования. Но как сделать следующий рывок, не знает пока никто.

Антон Сажин
Антон Сажин, основатель образовательной платформы CoreApp:

По-настоящему прорывных технологий в этой области нет до сих пор. Пока никому не удалось решить исходную проблему современного классно-урочного образования. Но по-своему это не так уж и плохо, а с точки зрения бизнеса — ​даже здорово. Ведь у нас есть огромная «головная боль», все более острая, существующая во всех странах мира. И если кому-то удастся найти от нее избавление, то это будет настоящее золотое дно. Он получит рынок, который в обозримой перспективе станет только расти. Хорошо, что Грааль не нашли, значит, сделать это может кто угодно

Как может выглядеть это будущее решение?

Скорее всего, оно будет связано с искусственным интеллектом. Об этом говорит, в частности, один из основателей компании OpenAI Сэм Альтман, который называет образование самым важным и перспективным направлением использования больших языковых моделей. Теоретически такие мощные нейросети, как GPT4, возможно обучать на основе опыта и знаний того или иного ведущего эксперта, получив его цифрового двойника. Например, подготовить виртуальную копию Стивена Хокинга, адаптированную для обучения студентов астрофизике и космологии.

Умные парты. Цифровые учебные столы SMART Table помогают преподавателю активнее вовлекать учеников в занятия, используя привычные и любимые ими интерактивные игровые механики. При необходимости над решением общей задачи или созданием проекта может работать весь класс одновременно

Такая система не ограничена небольшим числом учеников. Она сможет реализовать даже старинную наставническую модель образования, но уже на совершенно новом уровне, параллельно работая с сотнями тысячами и даже миллионами живых людей. Ее диалоговый характер позволит передавать знания не с помощью типовых лекций и скучных задач, а в ходе живого общения, методом вопросов и ответов, которым пользовался еще Сократ.

Антон Сажин
Антон Сажин, основатель образовательной платформы CoreApp:

Озвучиваются и еще более интересные варианты с использованием ИИ. Например, можно создать цифрового двойника ученика. Это облегчит его диагностику и позволит лучше отслеживать прогресс. Само обучение будет происходить в непрерывном диалоге с этой своей копией. Если нужно пройти курс той же астрофизики, нейросеть обогащается моделью, обученной на Стивене Хокинге. Далее, пользуясь методом Сократа, через прямое взаимодействие со своим „двойником“, ученик сможет обучать себя сам

Читайте также, что принесет человечеству стремительный прогресс искусственного интеллекта:

Читать на ЦО.РФ

Последним будет слово?  Что принесет человечеству стремительный прогресс ИИ

В будущем «Терминатора» машины побеждают человеческий мир грубой военной силой. Компьютеры «Матрицы» подчиняют людей, напрямую подключаясь к нервной системе и наполняя ее потоком сладких иллюзий. Но в жизни апокалипсис может оказаться куда более утонченным. Похоже, что настоящая угроза исходит от нейросетей, способных разговаривать лучше нас самих

Использованные источники: Материал опубликован в журнале «Цифровой океан» № 17 (май-июнь), 2023, DusanManic / iStock.com, Chalabala / iStock.com, shironosov / iStock.com, AndreaObzerova / iStock.om, Gregory Rec/Portland Portland Press Herald via Getty Images, South_agency / iStock.com, mixetto / iStock.com, skynesher / iStock.com