Павел Иевлев

Текст

В России появится Цифровой кодекс — ​об этом сказано в Стратегии развития отрасли связи РФ на период до 2035 года, утвержденной правительством. «Цифровой океан» собрал ответы на главные вопросы о ключевом цифровом законе страны

Цифровой кодекс Российской Федерации — ​это российский проект систематизации и кодификации законодательства в области информационных технологий, связи и защиты информации. Комплексный законодательный акт необходим для правового регулирования оборота данных и информации в цифровой форме. Он нужен, чтобы все участники отношений, связанных с цифрой, понимали и оформляли эти отношения одинаково.

О чем речь?

Проект предусматривает разработку единых принципов регулирования информационных коммуникаций, определение правового статуса субъектов в информпространстве, обеспечение прав и свобод личности в онлайне. Одна из задач кодекса — ​создание правовых основ для контроля цифровых технологий, включая искусственный интеллект, облачные сервисы и онлайн-услуги.

Цифровой кодекс РФ призван обеспечить системность и стабильность законодательства в области информационных технологий, преодолеть фрагментарность и рассогласованность отраслевого и межотраслевого регулирования, достичь правовой определенности и прозрачности, а также унифицировать правовые нормы, регулирующие информационные отношения.

Можно ли обойтись без кодекса?

Сейчас в России существует огромное множество федеральных законов и подзаконных актов, касающихся информационной сферы. Они принимались с начала 1990-х, когда в стране появилось само понятие «информационное законодательство». Однако у нас, как и в других странах, возникла проблема: технологии развивались гораздо динамичнее, чем законодательство. Информационная сфера росла и менялась так быстро, что обычный законодательный цикл, от предложения законопроекта до финальной подписи президента на готовом законе, занимающий со всеми доработками годы, просто за ней не успевал. Для коррекции принимались «догоняющие» подзаконные акты, которые всех еще больше запутали. В результате сложилась ситуация, когда законов очень много, но применять их стало слишком сложно — ​нет единой иерархии терминов, юридические дефиниции друг другу противоречат, логика появления и построения норм отсутствует, нет системообразующего подхода в регулировании «от общего к частному», которое обязано присутствовать в любой юриспруденции. Между тем в России, как и во всем мире, критически растет важность системного контроля и регулирования цифровой сферы.

Что такое кодекс?

Кодификация законодательства — ​это процесс систематизации и переработки законодательных актов с целью создания единого, логически связанного и внутренне согласованного сводного акта, который и называется кодексом. Этот процесс включает в себя отделение действующих норм права от недействующих, переработку и сведение законов в единую систему. Кодификация направлена на упрощение понимания и применения законодательства, а также на устранение противоречий и устаревших норм.

Необходимость разработки Цифрового кодекса (изначально — ​Информационного) в России обсуждается с 2014 года. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» был принят еще в 2006 году, и поправки в него вносились более шестидесяти раз. Сейчас это огромный по объему и не очень удобный документ. Кроме него принимались отдельные законодательные инициативы — ​об идентификации, о персональных данных, электронной подписи и электронном документообороте, о СМИ и о связи и так далее. И регулятору (государству), и участникам рынка (бизнесу) стало очевидно, что без кодификации законодательства дальнейшее развитие в этой области сильно тормозится.

Зачем кодекс государству?

Проекты государственного регулирования цифрового пространства реализуются сейчас практически всеми странами мира. Они могут применяться в различных сферах деятельности — ​от организации парковок и беспилотного трафика до систем цифрового госуправления, использующих модели машинного обучения. Концепция кодекса призвана закрепить полномочия органов власти в сфере информационно-коммуникационных технологий и урегулировать вопросы предоставления государственных услуг в электронном виде. Его основная задача, сформулированная президентом, — «обеспечение соответствия нормативно-правового регулирования темпам развития отрасли связи и устранение административных барьеров».

Принятие кодекса должно расширить, а главное — ​легализовать, ввести в правовые рамки применение информационных технологий в сфере госуправления, создать новые возможности для использования данных, аналитики и искусственного интеллекта для оптимизации процессов и принятия решений.

После принятия кодекса государство сможет провести сквозную переработку отраслевых законов, закрепить права и обязанности всех сторон. Кодификация даст возможность создать логически связанную систему правовых норм, при этом в ходе разработки часть их подвергнется переосмыслению. Работающий кодекс позволит совершенствовать эту систему в дальнейшем с гораздо меньшими усилиями.

Чем он поможет людям?

Сейчас в России даже юрист не сможет с точностью сказать, какой объем прав человека существует и эффективно обеспечивается в цифровом виде: не хватает иерархически выстроенной системы принципов защиты этих прав и мер по их реализации. Даже с формальной точки зрения вопрос правового регулирования не считается решенным: цифровые права нередко обладают самостоятельными признаками, а простой перенос всех прав, существующих вне Сети, в цифровое пространство невозможен без учета особенностей функционирования этого пространства. В этой связи человек становится слабой и незащищенной стороной в цифровых отношениях, особенно когда речь идет о взаимодействии пользователя с крупными международными IT-корпорациями. Кодекс призван выстроить комплекс новых мер по защите интересов гражданина в информационном пространстве.

В кодексе будет предусмотрена система гарантий по защите интересов граждан в наступающем цифровом мире, включая право на приватность, неприкосновенность персональных данных, а также обеспечение сетевой безопасности.

Когда ждать готовый документ?

О кодификации цифрового законодательства дискуссия идет не первый год, и не только у нас. Проект Цифрового кодекса также рассматривается в Киргизии, других странах Средней Азии, а в Межпарламентской Ассамблее государств — ​участников СНГ дважды принимали тексты модельных информационных кодексов. Еще в 2014 году Институтом государства и права РАН была опубликована концепция Информационного кодекса РФ. На необходимость создания российского кодекса неоднократно указывали Совет по правам человека и другие общественные организации.

Основанный в 2017 году Медиакоммуникационный союз приступил к разработке проекта, который позже был заморожен. Однако сейчас тема актуализировалась, и не просто так: Цифровой кодекс упомянут в недавно представленной Стратегии развития отрасли связи до 2035 года. Финальную версию Цифрового кодекса Минцифры планирует представить в 2025 году, однако с высокой вероятностью ее ждет сложное общественное обсуждение и множество коррекций, так что до принятия документа пройдет еще какое-то время.

Использованные источники: Материал опубликован в журнале «Цифровой океан» № 23 (май-июнь), 2024, ChiccoDodiFC / iStock.com, Bravissimos / Dreamstime.com / Legion-media, GgWink / iStock.com