Эльмир Валеев

Текст

Компьютерные игры захватили мир подростков, тотально поглотив внимание молодых людей. Понимая, что не могут составить новой забаве конкуренцию, преподаватели решили поставить игру на службу образованию, превратив врага в друга. Тогда и родился термин «геймификация»

Год назад Министерство просвещения России в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» предложило использовать в обучении «игровые виды цифровых образовательных ресурсов», то есть, по сути, серьезные игры. В первую очередь речь шла о таких предметах, как математика, информатика и технологии. Обучающие игры в этих сферах уже есть, в том числе относительно известные.

Математика

Яркий пример — Euclidea. В ней нужно строить виртуальные фигуры при помощи виртуальных же циркуля и линейки. Всего в игре на настоящий момент примерно полторы сотни заданий, сложность которых постепенно возрастает. Причем если первые легко выполнить чисто интуитивно, то для более продвинутых придется заглянуть в учебник по евклидовой геометрии.

Как и львиная доля других математических игр, Euclidea относится к жанру головоломок. По сути, они представляют собой сборник задач, загруженный в телефон ученика. Но в этом же состоит и проблема Euclidea: игра может привлечь только тех детей, которые уже интересуются геометрией.

Чарльз Кумбер, учитель из Сан-Диего, провел урок геометрии в игре Half Life: Alyx. Он рисовал схемы виртуальным маркером на стекле оранжереи и демонстрировал физические эффекты, бросая на пол предметы. Игра Half Life: Alyx предназначена для шлемов виртуальной реальности

Чарльз Кумбер, учитель из Сан-Диего, провел урок геометрии в игре Half Life: Alyx. Он рисовал схемы виртуальным маркером на стекле оранжереи и демонстрировал физические эффекты, бросая на пол предметы. Игра Half Life: Alyx предназначена для шлемов виртуальной реальности

Гораздо охотнее игроки применяют математические навыки в развлекательных играх. К примеру, в «Героях меча и магии» (Heroes of Might and Magic) нужно все время считать ходы, количество жизней противника, наносимый урон. И судя по популярности игры, расчеты никому не кажутся утомительными: игрок сам не осознает, какое огромное число вычислений он вынужден делать в течение одной игровой сессии. Конечно, для ученика старших классов посчитать все это в уме не составляет особого труда. А вот для тех, кто учится в младшей и средней школе, это важная и очень полезная задача.

Экономика и менеджмент

В начале 2000-х менеджер банка Wells Fargo решил научить студентов обращаться с деньгами. Они создали игру, в которой участникам выдавали виртуальные денежные средства, и их нужно было правильно использовать. В награду обещали тем, у кого будет высокий рейтинг в игре, в будущем давать кредиты под лучший процент. Ничем хорошим это не кончилось: сначала играли сотни человек, затем десятки, а потом идею забросил даже сам банк.

Причина неудачи, вероятно, в том, что люди не любят, когда их обманывают. Банк стремился заработать на игроках, а не увлечь их. Популярные стратегические игры действительно развивают скорость мышления и гибкость ума — ​это подтвердило исследование Университета Куин Мэри в Лондоне. Ученые анализировали умственные способности людей, играющих в космическую стратегию StarCraft и симулятор домохозяйства The Sims.

Rolbox — ​это онлайн-платформа со 120 миллионами пользователей, в которой можно создавать собственные игры. В апреле, в разгар пандемии и ограничительных мер, разработчики Rolbox выпустили серию семинаров для преподавателей, чтобы научить их делать обучающие игры самостоятельно

Rolbox — ​это онлайн-платформа со 120 миллионами пользователей, в которой можно создавать собственные игры. В апреле, в разгар пандемии и ограничительных мер, разработчики Rolbox выпустили серию семинаров для преподавателей, чтобы научить их делать обучающие игры самостоятельно

Есть целый поджанр экономических симуляторов — ​например, Capitalism, Industry Giant, Railroad Tycoon (и другие многочисленные игры серии Tycoon, то есть «Магнат») или знаменитый SimCity, — ​в которых игрокам нужно решать весьма непростые экономические и математические задачи. Хотя они об этом даже не задумываются.

История

Есть множество игр, базирующихся на реальных исторических событиях. Одной из самых известных, положившей начало жанру «глобальных стратегий» с глубокой привязкой к реальной истории, стала Europa Universalis. В первоначальной версии, вышедшей еще в 2000 году, игроку предлагалось сыграть за одно из европейских государств в период с 1492 по 1792 год, а в последующих выпусках исторические рамки значительно расширились, так что благодаря игре стало возможно изучать и античный период, и Наполеоновские войны.

За последующие 20 лет мы пережили настоящий бум исторических стратегий — ​трудно найти период, который нельзя было бы «отыграть» в какой-то из игр. Это и большие серии, где можно выбрать конкретную эпоху, такие как Total War, и «специализированные» стратегии, в которых речь идет об узком периоде, — ​например, Victoria (Викторианская эпоха), Hearts of Iron (19361948 годы) или Geopolitical Simulator (Новейшее время, включая события последних 20 лет).

В 2017 году группа разработчиков из постсоветского пространства выпустила стратегию «Кризис в Кремле». Хорошая новость — ​вам предстоит вести игру от лица генерального секретаря ЦК КПСС, плохая — ​на дворе будет стоять 1985 год. И хотя, в зависимости от ваших действий, развитие событий пойдет по различным сценариям, вам все равно придется решать афганский вопрос, справляться с последствиями катастрофы в Чернобыле, вести антиалкогольную кампанию и так далее. А при недостаточно умелой внешней политике все закончится ядерной войной.

Английский язык

Профессор Нью-Йоркского университета Эдд Шнайдер и гейм-дизайнер Кай Чжэн обучали китайских школьников английскому языку в World of Warcraft — ​самой популярной на тот момент многопользовательской ролевой игре. Никакой специальной программы не понадобилось: аспиранты просто играли с учениками из Шанхая в одной команде, общаясь только на английском. Для победы в бою необходима координация между членами команды, и выбор невелик: учись говорить или проиграешь.

Многопользовательские игры — ​интересное и доступное пространство для встреч учеников и преподавателей. «Одна моя коллега в какой-то момент решила, что будет преподавать и консультировать в игре Second Life, — ​рассказывает Олег Родерик, преподаватель и аналитик данных из США. — ​Она честно сделала виртуальную копию своего офиса с доской и всем остальным и выбрала очень смелую аватарку молодой женщины с яркой внешностью и рыжими волосами. Внимание учеников было обеспечено».

Правда, в виртуальной среде царят свои законы, к которым преподавателям необходимо адаптироваться. К примеру, как-то онлайн-конференцию решили провести в среде World of Warcraft. Но организаторам пришлось внутри игры нанять охрану, потому что о конференции стало известно. А какой же игрок откажется от идеи «убить» сразу 50 профессоров!

Марк Шульжицкий
Марк Шульжицкий, Автогонщик, участник гонки "24 часа Ле-Мана"

Я с детства увлекался гонками и много времени проводил в компьютерных играх, все они были гоночного жанра. И спасибо огромное отцу: он никогда не запрещал мне играть, сам покупал разные рули, мы пробовали и экспериментировали с обратной связью. Большой опыт езды в разных симуляторах и на разных рулях позволил мне в 2012 году пройти онлайн-отбор в Nissan GT Academy и стать настоящим автогонщиком. Выиграть финал конкурса помогло то, что я с восьми лет занимался картингом. На самом деле, нужно и то и другое. Чем больше гонок — реальных и виртуальных, — тем лучше. Конечно, если хочешь покорить реальные трассы, то и гонять нужно в реальных условиях. Но симулятор — ​это дополнительные тренировки, которые тоже не будут лишними. Например, там можно оттачивать мастерство обгона. Мне нравилось специально стартовать с последнего места и обгонять соперников. Или другой вариант: тренировать стабильность. Когда я готовился к «24 часам Ле-Мана», то специально накатывал по несколько часов подряд на профессиональном симуляторе. Это помогало смоделировать темп.

Естественные науки

Из-за примитивной кубической графики игру Minecraft часто сравнивают с Lego, но совершенно напрасно. Купив конструктор Lego в виде ракеты, вы можете собирать его сколько угодно раз — ​и у вас все равно получится ракета. В Minecraft никаких ограничений нет: игрок может прокапывать шахты, строить дома, создавать материалы, предметы или даже приборы. Можно сделать и ракету, после чего запустить ее в космос.

Именно эти качества привлекли и преподавателей. Дети любят играть в Minecraft? Отлично, давайте поиграем вместе и построим, например, точную копию Колизея или воссоздадим «Титаник». Или можно изучать химические соединения, «собирая» их из элементов на виртуальном верстаке. И нет лучше способа узнать структуру ядерного реактора, чем создать его самостоятельно и самому запустить.

Потенциал Minecraft в обучении рассмотрели практически сразу после появления игры в 2011 году, первыми это сделали преподаватель и программист из Финляндии Сантери Койвисто и его американский коллега Джоэль Левин. Они создали специальную версию игры, MinecraftEdu, которая отличалась дополнительными возможностями для преподавания и контроля над действиями учеников. В 2016 году компания Microsoft выкупила MinecraftEdu (сам Minecraft корпорация купила двумя годами раньше), после чего выпустила собственную образовательную версию игры — Minecraft: Education Edition.

Сотрудники международной организации «Репортеры без границ» построили во вселенной Minecraft грандиозную библиотеку. Можно зайти в здание, взять с полки книгу и читать ее — ​прямо в игре. В библиотеке собраны статьи, подвергшиеся цензуре в разных странах.

Сотрудники международной организации «Репортеры без границ» построили во вселенной Minecraft грандиозную библиотеку. Можно зайти в здание, взять с полки книгу и читать ее — ​прямо в игре. В библиотеке собраны статьи, подвергшиеся цензуре в разных странах.

Сегодня эту версию используют в образовании более 15 тысяч школ по всему миру. С ее помощью учащиеся изучают историю, математику, физику, химию, биологию. К примеру, пятиклассник «Бауманского» лицея Йошкар-Олы создал в Minecraft для урока биологии модель движения эритроцита по большому кругу кровообращения. По сути, модель представляла собой большой тоннель с дверьми на месте клапанов сердца, вместо молекул кислорода и углекислого газа использовалась белая и черная шерсть, а в роли эритроцита выступал сам играющий. Человек, самостоятельно построивший подобную модель, вряд ли когда-нибудь забудет, как устроена кровеносная система.

Использованные источники: Материал опубликован в журнале «Цифровой океан» № 2, 2020, Reporters Without Borders, Charles Coomber and Valve, Imago images / Legion-media, Ubisoft, Phil Noble / Reuters / Pixstream