Кирилл Сидоров

Текст

Хидэо Кодзима — геймдизайнер, продюсер и сценарист культовых игр, при жизни (дай игровой бог ему здоровья и долголетия) заслужил определение «гений». Как Кодзиме удалось достичь такого уровня, а также как складывалась его судьба, читайте в нашем материале

Хидэо Кодзима появился на свет 24 августа 1963 года в Токио в многодетной семье: будущий геймдизайнер был младшим из трех детей. Когда Хидэо исполнилось четыре года, семья переехала в Осаку. Ребенок был предоставлен самому себе, а также… телевизору. Родителям было некогда заниматься воспитанием детей, поэтому маленький Кодзима после школы смотрел все подряд — мыльные оперы, кулинарные шоу, аниме и политические программы.

С чего началась карьера гения

«Беспризорное» детство не могло не сказаться на судьбе и психике будущего гения: он не раз попадал в неприятности, чуть не утонул, был покусан дикой собакой, а однажды чудом избежал смерти под колесами поезда. В принципе, со смертью Хидэо столкнулся довольно рано: его отец умер, когда мальчику было 13 лет.

Карьера Хидэо Кодзимы началась с писательской деятельности - он писал огромные тексты для литературных журналов, которые совершенно не пользовались спросом среди редакторов и, соответственно, не публиковались. С тех пор, кстати, Кодзима называет себя «писателем-неудачником». Потом были попытки снимать кино на 8-миллиметровую камеру друга, также не ознаменовавшиеся каким-либо успехом. Дядя Кодзимы был художником, постоянно испытывавшим финансовые проблемы. Пример, конечно, так себе, однако Хидэо мечтал стать иллюстратором.

В 1986 году 23-летний Кодзима устроился в издательство Konami, занимавшееся разработкой игр, на должность ассистента дизайнера. Подобная работа считалась в японском обществе уделом неудачников, поэтому будущий король игровой индустрии долго скрывал от ближнего круга место своей работа. Хотя для интроверта, как обычно характеризует себя в интервью Хидэо, эта задача не представляла особой сложности.

Что принесло Кодзиме славу

Вдохновение для создания игр Хидэо черпал в своих любимых фильмах — «телевизионное» воспитание сделало его закоренелым киноманов. По его собственному признанию, останавливаясь в отелях, Кодзима первым делом включает телевизор, чтобы не чувствовать одиночества. В итоге в игровых сюжетах, придуманных дизайнером, начали появляться кинематографические приемы - интрига, драматические сюжетные повороты, саспенс и даже операторские приемы. Первой заметной работой Кодзимы стала игра про бегущего пингвина Penguin Adventure. Потом был Lost Warld, замеченный и хорошо принятый локальными, в смысле японскими любителями компьютерных игр. После чего Хидэо Кодзима, наконец, произвел революцию в индустрии, выпустив стелс-экшн (stealth-action) семейство игр Metal Gear. По сути это новый жанр, предлагающий новаторский сценарий для игрока - ему выгодней прятаться, действовать исподтишка, чем вступать в открытый бой. Кроме того, Metal Gear располагала современной графикой, захватывающей историей и помогала пережить вместе с главным героем Солидом Снейком остросюжетные приключения.

Изначально игра Metal Gear была разработана для компьютеров MSX и MSX 2, имевших локальное распространение — в основном в Японии и некоторых странах Европы. Однако в 1998 году Metal Gear Solid была адаптирована для приставки Sony PlayStation. Популярность Солида Снейка в США начала набирать обороты. А вместе с ней и слава Кодзимы, ставшего не просто культовым персонажем в игровом мире, но и общепризнанным гением.

Как события развивались дальше

За несколько десятков лет, которые Хидэо Кодзима проработал в издательстве Konami, он все-таки сделал карьеру в компании — в 2005 году стал вице-президентом. Более того в его распоряжении оказался целый отдел — Kojima Productions, специалисты которого занимались разработкой только одного продукта — делали серию Metal Gear. Однако десять лет спустя пути Konami и прославленного гейм-дизайнера разошлись. Как сообщали инсайдеры, Хидэо Кодзиме не доплачивали проценты за продажи его успешных игр Metal Gear, что, естественно, не могло не сказаться на взаимоотношениях в руководстве компании.

В 2015 году Хидэо, окончательно поссорившись с топ-менеджерами, ушел из компании, переманив вместе с собой и свою команду. Кодзима отправился работать в Sony Computer Entertainment, где занялся разработкой игры Death Stranding для PlayStation 4. Для работы над проектом гений гейм-дизайна собрал настоящую «команду мечты» — в состав креативной группы вошли режиссер Гильермо дель Торо, который познакомился с Кодзимой во время работы над не реализованной игрой Silent Hills, а также американский актер и фотомодель, наиболее известный по своим ролям в сериале «Ходячие мертвецы» Норман Ридус и датский актер, прославившийся ролью доктора Ганнибала Лектера в телесериале «Ганнибал» Мадс Миккельсен. Благодаря звездному составу, таинственным трейлерам и другим «приманкам», Death Stranding стала самой ожидаемой игрой в 2016 году.

Почему Кодзима гений?

Хидэо Кодзима был прозван «гением», однако изначально эта характеристика была обусловлена некоторым сарказмом со стороны геймеров. Чаще всего «гением» Кодзиму «склоняли» в русскоязычном сегменте интернета после выхода Metal Gear Solid V: The Phantom Pain. Основным поводом для иронии стало не скромно частое упоминание автора в каждой главе игры. Однако критики прекрасно приняли очередное творение серии Metal Gear Solid.

Сарказм вскоре забылся (хотя количество мемов не уменьшилось), и большинство пользователей без доли иронии воспринимают Кодзиму гением. Во многом благодаря его новаторству, ведь кроме серии Metal Gear ( в общей сложности 11 игр), он придумал еще несколько продуктов, которые ломали общепринятые стереотипы. Например, шутер Zone of the Enders, содержавший вставки из аниме и игры Boktai, архитектура которой была связана со световым сенсором.

Кроме того, в 2008 году Хидэо Кодзима получил награду за свои достижения в игровой индукстрии на MTV Game Awards, в 2014-м многочисленных почестей была удостоена Metal Gear Solid V: Ground Zeroes, в 2016-м — Кодзима получил награду Зала славы AIAS и звание «икона индустрии» от The Game Awards.

Читайте также историю головокружительного падения создателя антивируса McAfee Джона Макафи:

Читать на ЦО.РФ

Биография Джона Макафи Крутое пике «воздушного цыгана» и создателя антивируса MCafee

Кем был Джон Макафи? Шутом или пророком, алкоголиком и социопатом или «хранителем генофонда», биологическим отцом 47-ми детей, великим комбинатором или гениальным разработчиком? Сомнительные занятия и нестандартный образ жизни принесли создателю компании McAfee Associates скандальную славу, а созданные им проекты — миллионы долларов. Даже смерть Джона Макафи не поставила точку в бесконечных обсуждениях крутых поворотов его судьбы, оставив один большой и нерешенный вопрос...

Использованные источники: istolethetv (CC BY), KniBaron (CC BY), Stéphane Gallay (CC BY), Stefan S (CC BY), KniBaron (CC BY)