Кирилл Сидоров

Текст

Создатели биткоина, обнародовав в свое время открытый исходный код главной мировой криптовалюты, подарили человечеству, вернее, технически подкованной его части возможность создавать собственные токены и приоткрыли таким образом «ящик Пандоры». Однако «проклятием» само явление продажи коинов можно охарактеризовать только от части и то в случае, когда проект, изначально казавшийся перспективным, вдруг сдувается, а токены обесцениваются. Но обо всем по порядку

Понятие ICO — это аббревиатура от английского словосочетания Initial Coin Offering, что на «великий и могучий» переводится как «первичное предложение монет». Кто и кому в данном случае предлагает монеты, и главное — какие монеты? Речь идет о токенах — цифровых объектах, записях в смарт-контракте блокчейна. Как правило, тот, кто организует ICO, имеет определенный стартап (или даже идею), для развития которого требуются инвестиции. Стартапер на блокчейне выпускает криптографические токены и организует краудфандинговую кампанию с целью реализовать, в смысле продать часть токенов за криптовалюту (биткоины, лайткоины или эфиры) или даже за фиатные, то есть имеющие обращение в той или иной стране деньги. Этот процесс также называется «краудсейл» (crowdsale). Инвесторы, как правило, покупают дешевые токены в надежде, что стартап «выстрелит», то есть окажется перспективным, что впоследствии позволит заработать на перепродаже монет. Это ключевой момент концепции ICO — инвесторы наживаются не за счет дивидендов, которые обычно получают дольщики, совладельцы бизнеса, а исключительно за счет спекуляции монетами — чего уж там, давайте называть вещи своими именами.

Самый яркий пример подобного стартапа, будоражащий фантазию большинства начинающих и продолжающих криптоинвесторов с 2014 года, это токены ETH, которые на этапе ICO стоили 30 центов за монету, а спустя несколько лет — уже 1400 долларов. Однако это скорее исключение из правил.

В чем основная проблема краудсейла?

Технология ICO во многом повторяет процесс IPO Initial Public Offering, то есть «первичное публичное размещение акций». Это когда инвесторы посредством ценных бумаг приобретают долю в той или иной компании или стартапе. IPO регулируется государством, которое предоставляет инвестору определенные гарантии. В этом-то и заключается основное различие между этими двумя «первичными» явлениями. Результат ICO — это распределение токенов (своего рода долговых расписок в цифровом формате), которое осуществляется без какого-либо контроля со стороны законодательных органов. Именно поэтому область «размещения монет», как «медом намазано», привлекает мошенников, целью которых становится банальный отъем денег у доверчивых граждан, а большинство проектов, выставляемых на ICO, оказываются мыльными пузырями. Что не удивительно, таких как Виталик Бутерин днем с огнем искать надо (вот, кстати, почитайте материал о создателе проекта Ethereum).

Его Криптейшество, Виталик Бутерин делает всем фигу

Его Криптейшество, Виталик Бутерин делает всем фигу<br>

Однако это не значит, что покупка монет — пустая затея. Просто при выборе объекта для инвестирования нужно выполнить ряд несложных телодвижений, как-то:

  1. Внимательно изучить на официальном сайте проекта станицу, посвященную параметрам продажи токенов, как правило, она носит название Token Sale Agreement. В этом разделе обычно много полезной информации ре для публичных заявлений.
  2. Далее стоит углубиться в чтение документов проекта, например, так называемой white paper. Это описание технических аспектов платформы, экономической стороны будущего компании и так далее. На официальном сайте проекта с публичной офертой должны быть прописаны все условия и параметры ICO.
  3. Найти данные о других реализованных кампаниях выбранными разработчиками. Обычно, конечно, создатели криптовалют скрываются под псевдонимами. Однако информацию всегда можно отыскать на тематических форумах и сайтах.
  4. Убедиться в наличии Escrow, своего рода гарантии надежности проекта. Это посредник, который контролирует передачу денег и обеспечивает прозрачность всего финансового мероприятия.

Среди основных площадкок, предоставляющих сведения о готовящихся ICO, можно выделить пять: TokenMarket, ICO Alert, ICObazaar, ICO Tracker, Smith and Crown.

Краткая история ICO

Первое в истории «первичное размещение монет» датируется интернет-историками 2013 годом, когда разработчик и адепт криптовалют Дж. Р. Уиллет предложил протокол Mastercoin, который позволял любому желающему на основе биткоина мастерить собственную криптовалюту. Технически стартап Уиллета представлял собой дополнительный слой, своего рода надстройку над существующим блокчейном биткоина. В идею поверило более пяти сотен энтузиастов, которые в июле 2013 года в ходе ICO вложили в проект пять тысяч биткоинов. В результате этой операции инвесторы стали первыми в истории обладателями токенов UpToken. Кстати, Mastercoin быстро схлопнулся, вернее, был преобразован в другой проект — Omni. Однако пример оказался заразительным, став со временем распространенной практикой финансирования криптографической сферы. Далее в 2014 году был успешный опыт Виталика Бутерина с его ICO эфириума, о котором мы упоминали выше. Помимо этого, недолгая история первичных размещений монет помнит еще несколько ярких кейсов. Например, в том же 2013 году на криптовалютном небосклоне зажегся токен NXT, созданный анонимным разработчиком BCNext. Его стоимость за несколько лет выросла с одного цента почти до двух долларов. Другой интересный проект был сделан британцами в качестве платформы для разработки финансовых инструментов на базе блокчейна. Он получил название Stratis и продемонстрировал рост с 0.02 до 22 долларов за неполные два года. Наконец, токен IOTA, созданный без технологии блокчейна, а с помощью специального инструмента под названием Tangle, изначально продавался за смехотворные 0,0003 доллара, а в 2017 году вырос до пяти с лишним долларов. Это далеко не все успешные истории, связанные с токенами, но всех их объединяет одно — их покупка позволила инвесторам по прошествии определенного времени неплохо заработать на их перепродаже.

Чем токены отличаются от монет

Как попытаться заработать на монетах, мы уже разобрали. Если вкратце, то нужно найти перспективный проект, приобрести монеты и подождать. О перспективности стоит судить по предыдущему опыту разработчиков, если они известны. Теперь разберемся, как и на какой платформе можно запустить первичное размещение токенов. Однако для начала нужно выяснить один важный момент — есть ли разница между моментами и токенами, потому что обычно эти два понятия отождествляются. На самом деле разница есть, а заключается она в различном криптовалютном инструментарии. Монеты (биткоины, лайткоины и другие) создаются на собственном блокчейне и являются способом хранения и передачи определенной ценности (в спекулятивном смысле). В то время как токен может не иметь собственного блокчейна, поэтому разработан на «общественной» платформе (например, многие токены родом из блокчейна эфириума). В отличие от монеты, имеющую конкретную ценность, токен отличается ценностной многофункциональностью, то есть в него может быть запрограммированы различные смысли или статусы, например, членство в той или иной метавселенной, право голоса или управления и так далее (что невозможно определить «денежными» единицами измерения). Так вот «первичное размещение монет» это все же скорее про «размещение» токенов, цифровых активов.

Как запустить ICO

Первым делом необходимо зарегистрироваться на форуме BitcoinTalk и «прокачать» собственный аккаунт активными действиями (например, комментированием), на что потребуется определенное количество времени (в районе месяца или более). Форум — это лучшее, если не единственное средство заявить о своем проекте, проанонсировать предстоящее размещение и найти потенциальных инвесторов и приобретателей монет.

Вторым пунктом в запуске кампании идет выбор платформы для выпуска токенов. Здесь есть несколько вариантов.

  1. Самый сложный это разработка собственного блокчейна, что потребует не только знаний, но времени и денег. Зато можно сделать «продукт на века» (кстати, большинство успешных ICO-проектов сделаны на собственной цепочке блоков.
  2. Второй вариант гораздо проще — можно воспользоваться наработками Виталика Бутерина и, ограничившись написанием смарт-контракта, выпустить токены на платформе Ethereum, как поступает большинство криптодеятелей современности.
  3. Самый простой вариант — воспользоваться специализированной платформой для выпуска токенов. Например, Waves. Здесь буквально в несколько кликов можно выпустить собственные монеты и запустить краудфандинг.

Способ продажи будущих токенов зависит от выбранной платформы выпуска, хотя возможность выбора все-таки есть. В общих словах, это может быть собственный продажный сайт (дает ряд преимуществ в случае, если руки разработчика растут из нужных мест — возможность привязать к сайту партнерские программы или организовать сбор определенных данных). Также можно реализовывать токены за счет смарт-контракта Ethereum или на бирже Waves. Последний вариант также самый простой, который не потребует от «разработчиков» ни строчки собственно написанного кода.

Далее наступает время документации, вернее, основополагающей «белой бумаги» — White Paper, где должно быть изложены все главные тезисы, составляющие стержень концепции проекта: детальное описание идеи, состав команды, «боли», которые решает проект, история его развития и объем необходимого финансирования. Документ составляется на английском языке, но для расширения аудитории потенциальных инвесторов его можно перевести и на другие языки. После этого нужно продумать бесплатный маркетинг, то есть поощрение людей, которые будут продвигать и рекламировать проект в сети. Без «сарафанного радио» никак не обойтись. Расплачиваться с бесплатными маркетологами нужно будет в токенах.

Когда напротив всех вышеописанных пунктов поставлены жирные плюсы, можно назначать дату старта продаж токенов и публиковать анонс ICO на форуме BitcoinTalk в разделе «Форки». Можно, конечно, еще вложиться в рекламу, но эта часть уже не будет зависеть от организатора ICO. Самое время затянуться бамбуком, выдохнуть и ждать результат.

Читать на ЦО.РФ

«Легкие деньги» Обзор криптовалюты Litecoin (LTC)

Litecoin — одна из самых популярных и наиболее распространённых криптовалют в мире. Такого статуса альткоину с легкостью удалось достичь за счет преимуществ, которые он дает пользователю при использовании

Использованные источники: Kanchanara / Unsplash, Kanchanara / Unsplash, Maxim Hopman / Unsplash, CIA, Steve Jennings / Getty Images for TechCrunch (CC BY), GuerrillaBuzz Crypto PR / Unsplash, Milad Fakurian / Unsplash