Александр Пономарёв

Текст

17 октября в Румынии прошел финал главного турнира года по компьютерной игре Dota 2The International 10. Победу в нем одержала российская команда Team Spirit, обыгравшая со счетом 3:2 китайский клуб PSG.LGD. Ребята получили денежный приз в размере более 18 миллионов долларов — около 1,3 миллиарда рублей. А чем еще, кроме возможности выиграть целое состояние, полезны компьютерные игры? И полезны ли?

Dota 2 является одной из самых популярных киберспортивных дисциплин планеты, а The International — главный турнир года, своего рода чемпионат мира среди клубов. Олимпийская чемпионка по конькобежному спорту и депутат Госдумы Светлана Журова поздравила команду Team Spirit, но подчеркнула, что все же выступает за то, чтобы дети занимались больше реальным спортом, а не компьютерными играми.

«Не хочу, чтобы это приобретало массовый характер, потому что победа Team Spirit сейчас станет супербольшой рекламой для детей. Ребята начнут понимать: «Если я буду сидеть и заниматься киберспортом, то добьюсь такого же успеха и получу огромную сумму денег». А мы этот процесс уже не остановим. Из-за киберспорта мы теряем будущих великих спортсменов, способных стать олимпийскими чемпионами. Очень жаль, но это их право выбора», — сказала депутат. При этом киберспорт в России еще с 2016 года официально относится к спортивным дисциплинам.

Скорость реакции и многозадачность

Однако многопользовательские чемпионаты — удел немногочисленных профессионалов, в то время как большинство геймеров играют дома в одиночку. Но даже у такого времяпровождения есть масса плюсов — причем подтвержденных учеными. Одним из пионеров изучения влияния видеоигр на человеческий мозг является профессор факультета психологии Женевского университета и факультета изучения мозга и когнитивных наук Рочестерского университета Дафна Бавельер.

В своих исследованиях она доказывала, что игры улучшают когнитивные способности геймеров. К примеру, любители шутеров и аркадных игр лучше воспринимали слабоконтрастные объекты, были более многозадачными и быстрее реагировали в стрессовых ситуациях. С ней согласны ученые Университета Неймегена, которые тоже описали позитивное влияние видеоигр на когнитивные способности, мотивацию, эмоциональную и социальную сферы.

Жестокость и преступность

Исследованием компьютерных игр занимались и российские ученые: Санкт-Петербургский государственный университет публиковал обзор зарубежных научных исследований о влиянии компьютерных игр на общество, в котором, в частности, отмечается, что игры снижают уровень преступности. А при некоторых условиях — могут, наоборот, увеличивать. Психолог Крейг Андерсон, например, выпустил книгу об отрицательном влиянии жестоких игр на детей и подростков, так что четкой и однозначной позиции специалистов по данному вопросу не существует.

Тема влияния видеоигр на мозг неоднократно поднималась во время локдаунов из-за пандемии коронавируса, а опубликованные исследования ученых из Университета Палермо и Католического университета Кореи снова подтвердили положительное воздействие на когнитивные функции — в особенности, на внимание и способность к решению различных задач. Бывают еще более интересные эксперименты: например, в тюрьмах американского штата Орегон игры включили в программу реабилитации заключенных — в результате количество противоправных действий снизилось, однако вместе с играми в качестве поощрения предусматривались и другие бонусы вроде увеличения количества свиданий.

Эмпатия и грамотность

Даже если в данном случае сработал комплексный подход, а не игры как таковые, исследование международной команды ученых из США, Японии, Сингапура, Малайзии и Нидерландов выявило улучшение социальных навыков у геймеров. Кроме того, ученые из Висконсинского университета в Мэдисоне выяснили, что видеоигры мотивируют подростков проявлять эмпатию — причем лучше любых тренингов. А Национальный фонд грамотности Великобритании в 2020 году провел собственное исследование влияния пандемии и локдаунов на умственные способности детей и пришел к неожиданным результатам.

Оказалось, что видеоигры помогают школьникам укреплять социальные связи как онлайн, так и офлайн, заставляют чаще ставить себя на место других людей и тренировать навыки дискуссий. Правда, в этих исследованиях не раскрыт вопрос, который считается главной проблемой компьютерных игр — это игровая зависимость. Словом, при всей полезности видеоигр лучше все-таки будет соблюдать разумный баланс и помнить, что на свете есть много других — не менее полезных! — занятий.

Сегодня виртуальная реальность — не только и не столько игры, сколько обучение полезным практическим навыкам:

Читать на ЦО.РФ

Смотрим в оба Тушим пожары в виртуальной реальности, чтобы уметь профессионально делать это в жизни

В лаборатории загорается компьютер. Одно мгновение — ​и передо мной уже полыхает целый стол. Не думал, что огонь распространяется так быстро. Бегство не вариант: если струсишь, сгорит целое здание. Выдыхаю, вспоминаю алгоритм, действую. Нажать кнопку сигнализации — ​есть! Добраться до телефона (а дым-то уже заполнил всю комнату), сообщить о возгорании — ​есть! Дальше дело техники

Использованные источники: