Цифровой океан

Текст

По данным МВД, на дорогах России больше 29 тысяч комплексов фотовидеофиксации нарушений. Этот и без того немалый флот требует постоянного обновления: устройства стареют физически и морально. Где взять столько камер в условиях санкций? «Цифровой океан» побывал на предприятии, где их делают. Выезжать из страны не пришлось

В офисном здании недалеко от центра Перми ничто не выдает промышленного производства. Внимание привлекает неуместная в тихом дворе, словно перенесенная с какого-то оживленного перекрестка массивная балка с камерами, закрепленная на пристройке. Рядом стоит машина, явно оборудованная под установку на крыше каких-то приборов. Это все части испытательного комплекса, на котором компания ТБДД («Технологии безопасности дорожного движения», входит в ГК «Урбантех») проверяет свою продукцию — ​комплексы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения «Азимут». Здесь их производят по полному циклу: от пайки плат до разработки собственного программного обеспечения, в котором и заключается главная сила ока правосудия.

Тонкости госзаказа

Для фиксации нарушений используют разную технику: видеокамеры, радары, а с недавних пор еще и лидары — ​лазерные сканеры. Компания ТБДД специализируется на камерах с машинным зрением. Генеральный директор предприятия Дмитрий Сычиков рассказывает, что они одни из первых в стране сумели измерить скорость машины не радарным методом: «Тогда все нам хором говорили, что нельзя так делать. А сейчас большая часть комплексов измеряет скорость именно по видеоряду».

«Тогда» — ​это в 2000-е годы, когда компания и вышла на российский рынок фиксации нарушений ПДД. В то время альтернативы радарам действительно не было, сейчас же они используются лишь для решения узких задач: в частности, они менее требовательны к настройке, что актуально для передвижных аппаратов. Основной заказчик ТБДД, конечно же, государство, при этом у каждого региона особые пожелания к тому, как должен быть устроен комплекс фотовидеофиксации. Некоторые требуют именно радары или цветное изображение, хотя у таких камер хуже разрешение.

Комплекс «Азимут 4» способен распознать более 50 видов нарушений

Что касается лидаров, то в ТБДД считают их избыточными для большинства задач. Вероятно, в будущем лидары будут применять для фиксации специфических нарушений, например связанных с габаритами транспорта.

Сегодня с помощью машинного зрения безошибочно фиксируют практически все нарушения ПДД. Обмануть современную камеру практически невозможно: система распознает номера любой степени загрязнения и при любой освещенности. Гарантированно уйти от ответственности можно, лишь скрыв или подменив номерной знак, но с этим активно борется полиция. А тот факт, что комплексы «пеленгуются» приложениями-детекторами, только способствует профилактике нарушений в наиболее аварийно опасных местах — ​ведь именно там приоритетно устанавливаются камеры.

Госзаказчику, которому требуются комплексы фотовидеофиксации, есть из чего выбирать: по словам представителей ТБДД, в закупках по стране участвует около 30 компаний.

Железные требования

«В прошлом году мы сделали 1353 комплекса, в позапрошлом 700, три года назад выпустили 200», — ​заместитель генерального директора компании ТБДД Игорь Гончаров показывает склад предприятия. На нем хранятся комплексы «Азимут», готовые к отправке заказчику. Все они собраны прямо здесь. Всего на ТБДД трудится 55 человек. Кто-то собирает оборудование, кто-то испытывает. Отдельная группа под руководством главного конструктора Александра Вавилина разрабатывает программное обеспечение.

Печатные платы ТБДД делает сама, часть комплектующих закупает. Естественно, санкции сказались и тут, но что-то удалось импортозаместить. Предприятие по максимуму использует российские детали, а чему-то смогли найти аналоги. Или даже совместить эти два подхода. Так, стали недоступны японские камеры и объективы, но их заменили китайскими, которые уже близки по качеству. Правда, у них есть проблемы с моторизацией оптики — ​и этот вопрос решают уже вместе с российскими партнерами.

Испытания готовой продукции частично проводят на предприятии. У ТББД есть отдельное помещение с климат-камерой, где оборудование проверяется при температуре от –60 градусов до +60. Какие-то тесты проводят во дворе (вот для чего была нужна та балка) или на ближайших перекрестках. Но основную проверку на полигоне проводит специальный институт, который занимается сертификацией приборов по государственному стандарту.

Согласно ГОСТу, гарантия на комплекс фотовидеофиксации должна быть 18 месяцев. Но часто заказчики требуют два года. ТБДД такую гарантию дает и в дальнейшем плотно сотрудничает со своими партнерами. Обычно вместе с камерой покупают и контракт на техническое обслуживание. У компании есть удаленная техподдержка и администрирование своих комплексов. В случае поломки мастер выезжает на место для ремонта.

Одна из серьезных проблем — ​коррозия. Корпус камеры, сделанный из крашеного алюминия, в таких городах как Москва или Петербург, где активно используют противогололедные средства, может сгнить всего лишь за год. Поэтому для корпусов ТБДД использует нержавейку — ​китайского производства, потому что российская, к сожалению, не обладает необходимыми качествами.

Но, хоть железо и периферия — ​это крайне важно, главный конкурентный параметр комплексов фотовидеофиксации — ​качество софта. Именно ПО отвечает за распознавание нарушений правил движения.

Код по кодексу

Программное обеспечение в ТБДД создает команда под руководством главного конструктора. Благодаря разработанному ими софту «Азимуты» могут детектировать практически все виды нарушений ПДД, прописанные в административном кодексе.

Когда законы меняются, разработчики оперативно подстраиваются под них. То, что было в новинку еще пару лет назад, становится общепринятым решением: штрафы за непристегнутый ремень, разговор по телефону за рулем или несоблюдение дорожной разметки.

В начале июня в Московской области комплексы «Азимут 4» начали фиксировать езду без шлема на мототранспорте. Нарушителей определяет искусственный интеллект по характерным признакам. Чтобы нейросеть корректно работала, специалисты обработали более 1,5 млн эталонных изображений с камер. В ближайшем будущем комплексы фотовидеофиксации могут помочь в регулировании движения электросамокатов. Камеры укажут на любителей кататься вдвоем или ездить по тротуару или пешеходному переходу. При необходимости можно штрафовать мотоциклистов за чрезмерную громкость выхлопной системы — ​для этого комплексы нужно оснастить микрофонами. Подобный эксперимент уже проводили в Москве в районе Патриарших прудов.

Задачи для IT-команды ТБДД определяются нормативно-правовой базой. Если будут прописаны новые правила и заданы определенные эталоны скорости и звука, техника при должной настройке и программировании справится с новыми замерами. Был бы нужный запрос «сверху» — ​а они, как известно каждому автолюбителю, появляются регулярно.

ДМИТРИЙ СЫЧИКОВ
ДМИТРИЙ СЫЧИКОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ООО «ТБДД»

Любой производитель комплексов фотовидеофиксации должен понимать, что он выпускает изделие, которое должно иметь возможности и ресурс для модификации и доработки. Сейчас наши комплексы фиксируют практически все, что разрешено фиксировать, кроме разве что звука. «Азимут» достаточно открыт к модернизации, то есть у нас хватает вычислительной мощности для развертывания каких-то дополнительных функций. Это значит, что в случае появления новых составов нарушений ПДД мы всегда сможем доработать оборудование и программное обеспечение

Читайте также, какие камеры нас штрафуют и за что:

Читать на ЦО.РФ

Письма счастья Какие камеры нас штрафуют и за что

Конец сентября выдался урожайным на новости для российских водителей: ГИБДД уже перестала штрафовать за среднюю скорость, но скоро начнет присылать «письма счастья» владельцам слишком шумных транспортных средств, которые мешают москвичам спать. И это отличный повод вспомнить о том, какие камеры можно встретить на дорогах нашей страны и какие они умеют выписывать штрафы. А какие – скоро научатся.

Использованные источники: Материал опубликован в журнале «Цифровой океан» № 24 (июль-август), 2024, Антон Яценко