NFT как инвестиция и FOMO-феномен Социально-экономическая изнанка non-fungible token
Сферу NFT лихорадит. Бурно стартовавший с нуля в прошлом году, она стремительно вобрала в себя миллиарды долларов по принципу «все побежали, и я побежал». Однако никакой хайп не длится вечно, и однажды настает момент, когда люди начинают задаваться вопросом: «Стоп, а во что это я вбухал свои деньги?» Для рынка токенов этот момент настал.
Когда очарование новизны схлынуло, появились первые громкие разоблачения. Например, выяснилось, что существенный процент сделок – фиктивный: продавец продает активы сам себе с целью создать иллюзию спроса и поднять цену.
Также значительный резонанс на Западе вызвала разоблачительная статья о том, как искусственно «разогревают» рынок NFT при помощи селебритис, которые сотрудничают с главным бенефициаром продажи NFT – площадкой OpenSea.
Итак, рынок NFT — что на нем творится и стоит ли тратить свои деньги на цифровых обезьянок?
Зачем покупать NFT?
Скорее всего, вы уже знаете, что такое non-fungible token, как они создаются, как продаются и для чего используются. Если нет – почитайте наш материал про токены:
Однако техническая сторона, подробно рассмотренная во множестве статей, не раскрывает главного вопроса: «Зачем?». Зачем тратить деньги (иногда абсурдно большие) на картинку, которую можно скачать бесплатно? Если скачанная бесплатно, она ровно ничем не отличается от купленной и является такой же собственностью? Не удивительно, что для множества людей вся эта NFT-история кажется всего лишь признаком того, что мир вокруг окончательно сошел с ума.
Однако токены покупают не только «богатые идиоты», спекулянты, жулики и нанятые телезвезды. Чтобы понять смысл этого рынка, стоит прояснить, что же, собственно, приобретается при покупке NFT. Отбросив всю идеологическую шелуху и модный хайп, приобретение любого NFT-актива есть приобретение записи: «Это мое», – в блокчейне. Такая запись делает вас либо единственным владельцем цифрового актива, если это единичный токен, либо совладельцем – если это серия идентичных токенов.
Что это вам дает? Ничего, кроме права гордиться этим фактом или продать это право тому, кто хочет погордится им сильнее, чем вы.
Звучит абсурдно? Да. Но только если подходить к вопросу с точки зрения доцифрового мира, когда не было сферы криптовалюты.
Как устроен рынок NFT токенов
Цифровизация жизни породила много вопросов, неразрешимых методами классической экономики. Один из них – стоимость владения цифрового актива. Первыми, еще на заре интернета, с проблемой столкнулись продавцы музыки, игр и текстов – возможность копирования без потери качества, предоставленная цифровыми технологиями, породила до сих пор не разрешенную до конца коллизию: если производство копии ничего не стоит, то почему я должен платить за нее деньги? Баталии на эту тему долго бушевали в обществе, а кое-где не утихли до сих пор. «Копилефтщиков» объявили «пиратами», долго пытались побороть техническими средствами (блокировками, цифровой защитой и т.д.), потом придумали методы цифровой дистрибуции (подписные модели и т.п.), которые вроде бы устроили большинство, и вопрос потерял остроту. Но не для всех.
Художник, рисующий маслом на холсте, может продать свою работу и получить за нее деньги, потому что в материальном мире есть понятие «уникальности». Любая, сколь угодно точная, копия картины не будет тождественна оригиналу. Цифровой художник может продать файл «картина.jpg», но ее можно копировать бесконечно при полной тождественности копий, что дезавуирует само понятие «оригинала». Поэтому сейчас в цифровой живописи (фотографии, видеопродакшене и т.д.) продаются не сами произведения, а права их использования. Например, вы можете купить картинку на фотостоке и использовать ее в рамках лицензии для иллюстрирования данной статьи. Это недорого, потому что право неэксклюзивное – эту же картинку может купить и использовать кто угодно. Однако вы можете купить эксклюзивное право прямиком у художника, оговорив, что никто больше такого права не получит. Никакой NFT для этого не нужен, достаточно обычного юридического договора передачи прав. Но это исключает цифровых художников из сферы коллекционирования, составляющей существенную часть мира в сфере владения классическим искусством.
Не думать о грустной обезьяне
Текущая цена ординарной, без редких элементов, картинки из коллекции «Грустные Обезьяны» (Bored Apes) составляет $300 тысяч. Самую дорогую обезьяну продали на аукционе Sotheby’s за $3,4 млн. Это просто цифровая картинка, сгенерированная из нескольких элементов, отнюдь не шедевр искусства. В чем ее ценность? В коллекционной редкости.
Коллекционеры – странные люди, готовые отдать несусветные деньги за редкую марку, монету или бейсбольную карточку. Не потому, что они неотразимо красивы, а потому, что они редкие. Редкость предмета – самостоятельная ценность, не привязанная к его потребительским или эстетическим качествам. На этом строится весь мир коллекционирования. И это же исключает из него цифровые объекты, которые могут быть в любой момент размножены. NFT – попытка присвоить параметр «редкости» и «уникальности» цифровому объекту для того, чтобы ввести его в число коллекционируемых. Успешность этой попытки оценивать пока рано, но это определенно лучше, чем ничего.
Коллекционирование – не такое иррациональное хобби, как кажется, о чем говорит такой его вид, как «инвестиционное коллекционирование». Множество вполне рациональных людей, не склонных чахнуть над спичечной этикеткой, покупают предметы коллекционной ценности как перспективный инвестиционный актив. Многие предметы искусства находятся в частных коллекциях именно в этом качестве – вложения, стоимость которого со временем только растет. Коллекционирование искусства – один из самых низковолатильных видов инвестиций, превосходящий по надёжности даже вложения в драгметаллы и недвижимость. И золото, и земля дорожают и дешевеют от экономической конъюнктуры, предметы искусства только дорожают. Но с одним условием – они остаются уникальными. Вы можете понимать или не понимать эстетику Пикассо, но можете быть уверены – каждая его картина так и останется в единственном экземпляре.
И стартовавшая, как ракета Илона Маска, капитализация рынка связана именно с этим – ожиданием роста стоимости цифровых активов, получивших техническую возможность стать активами коллекционными.
Легковесные пузыри FOMO-феноменов
Рынок NFT токенов имеет проблемы, из-за которых многие эксперты оценивают его как «пузырь», вовсе не в том, что «бессмысленная фигня продается за дикие деньги». Это совершенно обычное для человеческого общества явление. Например, бейсбольная карточка серии T 206 Honus Wagner продана за почти три миллиона долларов – и это далеко не предел в области коллекционирования. Человечество всегда существует в парадигме «назначенной ценности», когда предметы оцениваются по результатам сформированного или навязанного общественного консенсуса. Как говорится в анекдоте про «квадрат Малевича»: «Да, нарисовать так каждый сможет. А так продать?» Есть миллионы картин, не окупивших потраченной на них краски, и есть единицы, стоящие миллионы, хотя абсолютное большинство людей не смогут указать, в чем отличие.
Проблема рынка в том, что он возмутительно молод даже для современного «быстрого времени», однако претендует на серьезный кусок в одной из самый старых и консервативных областей бизнеса – коллекционировании предметов искусства. Области, построенной на «вечных», а не сиюминутных ценностях. Если некто покупает за миллионы долларов подлинник Ван Гога, то он рассчитывает, что «Подсолнухи» останутся шедевром во веки веков, и никакие изменения моды на это повлиять не могут. Если кто-то покупает за те же миллионы «грустную обезьяну», то у него нет оснований для такой уверенности. Общественный консенсус не складывается за год.
Поэтому сфера на сегодня в первую очередь высокохайповая и высокоспекулятивная, представляя собой классический FOMO-феномен. FOMO — это аббревиатура, которая означает fear of missing out, «страх упустить что-то». Иногда FOMO называют «синдромом упущенной выгоды». Он возникает, когда люди чувствуют себя лохами, мимо которых прямо сейчас пролетают легкие деньги. FOMO не входит в число официальных психических расстройств, однако является существенным фактором в инвестиционной активности, будучи, в частности, главным движителем финансовых пирамид. Знаменитый отечественный МММ – классический FOMO-эффект. То же самое было с исторической «тюльпанной лихорадкой» 1637 года в Голландии, с «пузырем доткомов» в 2000 в США, примерно то же самое происходит сейчас с криптовалютами. Люди смотрят на то, как растут чужие активы, и кидаются инвестировать, не понимая сути процессов.
В области NFT это усугубляется тем, что медиакартина рынка крайне однобока, показывая единичные успешные кейсы и игнорируя провальные, составляющие абсолютное большинство. Из-за этого возникает ощущение, что любой может создать NFT-токен и продать его за миллион, хотя на самом деле с вероятностью 99,99% он просто потеряет $10, которые отдаст за блокчейн. Но тем площадкам-монополистам (да, это высокомонопольный рынок, на котором всего несколько крупных игроков), которые получают эти десять баксов с каждой провальной попытки, это крайне выгодно. Именно они и являются источниками и бенефициарами NFT-хайпа. Это типичный «пример казино»: иногда на рулетке выигрывают много денег, но в прибыли всегда остается владелец заведения.
Когда пузырь лопнет
Является ли NFT «пузырем, который лопнет»? Да, как любой новый рынок, он непременно рухнет, когда исчерпает потенциал хайпа и FOMO-эффекта. На откате он опустится ниже плинтуса, а потом снова пойдет вверх. Это нормальная биржевая картина при выходе на рынок принципиально новых активов.
Является ли все это жульнической схемой? Нет, хотя, как в любом бизнес-секторе с неустановившимися правилами, жуликов там хватает. При этом сама идея присвоения фактора уникальности и коллекционной ценности предметам цифрового искусства – весьма прогрессивная. Цифровизация жизни вносит свои коррективы, хотим мы того или нет.
Исчезнет ли рынок после того, как пузырь лопнет? Нет. Так же, как «крах доткомов» не привел к исчезновению с бирж акций IT-компаний. Просто спрос и цена после ряда затухающих колебаний пришли в соответствие с реальностью.
Стоит ли вкладываться в NFT? Ровно так же, как в любые высокорисковые активы. Можно отлично заработать, а можно и потерять все. В конце концов, и на акциях МММ некоторые сумели в свое время неплохо подняться, вовремя выведя деньги.
Правда, потерявших все было на порядки больше.
Использованные источники: